Льется над Волгой звон колокольный
Звон колокольный преображает и взрослых, и детей. Мастер-класс дает руководитель чебоксарской школы звонарей Илья Михайлов.
Православная певица Юлия Славянская: “Самое главное, чтобы хватило сил создавать новые песни, славящие мою Родину и помогающие людям укрепляться в вере”.
Если храм можно возвести за короткое время, то с искусством звона все сложнее. Этим непростым и благородным делом занимается Международный центр колокольного искусства, который объединяет звонарей со всей России. Благодаря центру в республике родилась своя школа звонарей, где прошли обучение и новочебоксарцы.
А в прошлые выходные в Чувашии впервые состоялся всероссийский фестиваль колокольного искусства “Волжские перезвоны”. “Грани” не могли пропустить такое важное событие и вместе с участниками фестиваля отправились на теплоходе вниз по Волге из Чебоксар в Мариинский Посад.
На борт теплохода “Москва” поднимались разные люди: верующие и атеисты, пожилые и молодые. Много семей с маленькими детьми. Кто-то из любопытства: предстояла приятная речная прогулка до Марпосада и обратно, кто-то с определенной целью — научиться звонить в колокола, а кто-то — послушать колокольный перезвон и забыть о своих проблемах ненадолго, получить позитивный заряд и энергию.
От чебоксарской пристани теплоход отчалил с колокольным звоном. Торжественный перезвон заполнил набережную и поплыл по реке. У колоколов сменялись звонари, кто-то исполнял мелодию один, кто-то в дуэте. Веревочки от колоколов все время были в чьих-то руках. Опытные мастера ловко импровизировали, переходя от перезвона к трезвонам и обратно. В мужских руках колокола звонили громко, мощно, энергично, а в женских чувствовалось больше нежности и легкости. Вот уж, пожалуй, нет больше другого инструмента, с помощью которого можно раскрыть свою душу и заставить трепетать чужую.
— Конечно, в колокольном звоне есть ритмичный рисунок, есть правила, когда и при каких событиях звонарю следует звонить, но по большому счету, особенно на таких фестивалях, как наш, это импровизация, в ходе которой происходит общение не только звонаря с его коллегой, но и между людьми, — говорит руководитель центра колокольного искусства Андрей Дьячков. — Колокольный звон очищает душу, наполняет ее радостью.
Звон колоколов ли или сама атмосфера, созданная на теплоходе, тому виной, но женщины, мужчины и дети — все пытались позвонить в колокол. Над Волгой разливались то перезвоны, то неуверенные звоночки. Звон уходил в небо, облака и доносился до берега, откуда проплывающему теплоходу приветственно махали рыбаки и отдыхающие на пляжах. К Мариинскому Посаду теплоход причалил под праздничный звон, исполненный Андреем Дьячковым и Ильей Михайловым, руководителем чебоксарской школы звонарей.
Марпосадцы встретили участников и гостей фестиваля на площади Культуры. Несмотря на жаркий день, когда приятнее лежать под зонтом на пляже, площадь перед сценой вся заполнилась людьми. Концерт начала чебоксарская муниципальная капелла “Классика” в сопровождении колокольного звона регента Свято-Троицкого мужского монастыря в Чебоксарах иеродиакона Пантелеймона. В концерте приняли участие звонари из Архангельска, Москвы, Санкт-Петербурга, Краснодара, Ижевска, Московской и Ярославской областей, Тутаева.
Сюрпризом для всех стало выступление певицы Юлии Славянской: песни о Руси, которые она исполнила, заставили сидевших подняться с лавок. Красивый голос, мелодичные песни о любви к Родине и вере православной в городе с богатой историей и старинными церквями и колокольнями звучали торжественно и величаво.
Наш теплоход из Марпосада вышел под вечер. Следующая остановка по плану — Новочебоксарск. В сопровождении катера ГИМС и колокольного звона мы довольно быстро приблизились к речному порту в Иванове. А вот пристать теплоходу было некуда. С тех пор как трамвайчики перестали возить людей через реку в Заволжье, берег в таком состоянии, что некуда кинуть трап. Концерт шел прямо с Волги. На берегу слушателей было немного: это отдыхающие на пляже и несколько человек, пришедших специально (они стояли на верхней набережной).
Завершился первый день фестиваля поздним вечером в Чебоксарах. К берегу теплоход в этот раз пристал уже под песню Юлии Славянской “Боже, спаси Россию”.
КОММЕНТАРИИ
Александр ЕФРЕМОВ, руководитель благотворительного фонда “Время помогать”:
— Фестиваль мы задумали трехдневным. Второй день посвящен Козьмодемьянску и Сумкам. Третий прошел в Чебоксарах на Красной площади. Наш благотворительный фонд “Время помогать” поддерживает школу звонарей в Чебоксарах, в нем учатся люди с ограниченными возможностями здоровья. А в числе слушателей и гостей фестиваля много семей, воспитывающих детей-инвалидов. Мы надеемся, что концерты им помогут преодолеть трудности в жизни.
Александр КОЖЕМЯКИН, звонарь из Архангельска:
— Я человек верующий. Колокола и вера православная едины. Хотя не исключаю того, что научиться звонить можно и не будучи религиозным человеком. Но все равно со временем человек приходит к пониманию, что радость, которой наши души наполняет колокольный звон, — все это от Бога.
Светлана МУРАВЬЕВА, звонарь, Чебоксары:
— Я по профессии парикмахер. Однажды в теленовостях услышала о мастер-классе для всех желающих, который проводил Андрей Дьячков в нашем городе. Пришла, ничего не получалось вначале. Потом еще раз пришла. Так стала учиться. Очень нравится звонить в колокола в Новочебоксарске, у вас очень хорошая звонница с большим количеством колоколов.
Елена ПОПОВА, звонарь, сотрудник центра колокольного искусства:
— Мы проводим много фестивалей в самых разных городах России. “Волжский перезвон” получился очень душевным. Приятно, что люди интересуются этим искусством и помогают нам возрождать традиции колокольного звона в России.
НАША СПРАВКА
Сейчас, когда мы слышим колокольный звон в городе, считаем его совершенно обычным явлением: если есть церковь, то звонница к нему обязательно прилагается. Но так было не всегда. В 20-30-е годы прошлого века, а потом с 50-х до конца 80-х годов колокольный звон, так же как сама церковь и религия, был под запретом. Колокола скидывались, переплавлялись, а те, что поменьше, использовались в школах. “Голос церкви” молчал. Звон колоколов вернулся в храмы лишь в начале 90-х годов, когда в России начали восстанавливать заброшенные церкви и строить новые.
О чем звонит колокол?
Благовест — одиночные удары в большой колокол. Возвещает о начале богослужения. Чем важнее праздник, тем длиннее, громче и чаще благовест.
Трезвон — несколько одновременно звонящих колоколов. Такой звон выражает радость и торжество. В нем участвуют все группы колоколов.
Перезвон — поочередные удары, состоящие из перезвона и трезвона. Сначала ударяют в большой колокол, потом в другой, меньший, до самого маленького, по одному разу, потом повторяют в том же порядке.
Перебор — по одному удару в каждый колокол от малого к большому. Такой звон выражает скорбь и печаль.
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы отправить комментарий.
- версия для печати