Майские праздники 2024: как отдыхаем и работаем?

Любовь к опере начинается с “Алеко”. Премь­ерой оперы Сергея Рахманинова открылся XXXI Международный оперный фестиваль им. М.Д. Михайлова

Опера “Алеко” представляет собой сочетание яркого вокального исполнения Маргариты Финогентовой, Дмитрия Семкина и Эдема Умерова и прекрасного соло в балете Елены Коцюбиры и Дмитрия Ведерникова.Любовь к опере  начинается с “Алеко”. Премь­ерой оперы Сергея Рахманинова открылся XXXI Международный оперный фестиваль им. М.Д. Михайлова Территория культуры XXXI Международный оперный фестиваль

Опера “Алеко” представляет собой сочетание яркого вокального исполнения Маргариты Финогентовой, Дмитрия Семкина и Эдема Умерова и прекрасного соло в балете Елены Коцюбиры и Дмитрия Ведерникова.

Фото Сергея МИХАЙЛОВАЛюбовь к опере  начинается с “Алеко”. Премь­ерой оперы Сергея Рахманинова открылся XXXI Международный оперный фестиваль им. М.Д. Михайлова Территория культуры XXXI Международный оперный фестиваль

Фото Сергея МИХАЙЛОВА

Сцена изгнания имеет завязку, кульминацию и развязку. Это эмоции цыган: они оплакивают убитых, изгоняют Алеко и, простив его, уходят. Заканчивается спектакль вокальным исполнением Эдема Умерова.Любовь к опере  начинается с “Алеко”. Премь­ерой оперы Сергея Рахманинова открылся XXXI Международный оперный фестиваль им. М.Д. Михайлова Территория культуры XXXI Международный оперный фестиваль

Сцена изгнания имеет завязку, кульминацию и развязку. Это эмоции цыган: они оплакивают убитых, изгоняют Алеко и, простив его, уходят. Заканчивается спектакль вокальным исполнением Эдема Умерова.

Эффектное появление гордой и непокорной цыганки Земфиры.Любовь к опере  начинается с “Алеко”. Премь­ерой оперы Сергея Рахманинова открылся XXXI Международный оперный фестиваль им. М.Д. Михайлова Территория культуры XXXI Международный оперный фестиваль

Эффектное появление гордой и непокорной цыганки Земфиры.

“Внешние данные играют не последнюю роль в оперном искусстве”, — считает Дмитрий Семкин.  Фото автора Любовь к опере  начинается с “Алеко”. Премь­ерой оперы Сергея Рахманинова открылся XXXI Международный оперный фестиваль им. М.Д. Михайлова Территория культуры XXXI Международный оперный фестиваль

“Внешние данные играют не последнюю роль в оперном искусстве”, — считает Дмитрий Семкин. Фото автора

Костюмы продуманы художником Валентином Федоровым до мельчайших деталей.Любовь к опере  начинается с “Алеко”. Премь­ерой оперы Сергея Рахманинова открылся XXXI Международный оперный фестиваль им. М.Д. Михайлова Территория культуры XXXI Международный оперный фестиваль

Костюмы продуманы художником Валентином Федоровым до мельчайших деталей.

Константин Мату­лев­ский, балетмейстер-постановщик из МосквыЛюбовь к опере  начинается с “Алеко”. Премь­ерой оперы Сергея Рахманинова открылся XXXI Международный оперный фестиваль им. М.Д. Михайлова Территория культуры XXXI Международный оперный фестиваль

Константин Мату­лев­ский, балетмейстер-постановщик из Москвы

Режиссер Максим Жучин.Любовь к опере  начинается с “Алеко”. Премь­ерой оперы Сергея Рахманинова открылся XXXI Международный оперный фестиваль им. М.Д. Михайлова Территория культуры XXXI Международный оперный фестиваль

Режиссер Максим Жучин.


0

Открытие XXXI Международного оперного фестиваля им. М.Д. Михайлова в Театре оперы и балета в Чебоксарах оказалось ярким, эмоциональным и полным сюрпризов. Настоящим событием для театралов стала премь­ера оперы Сергея Рахманинова “Алеко”.

Спектакль является данью творчеству композитора, 150‑летие со дня рождения которого мы будем отмечать в 2023 году. Уже в первый вечер зрителей приятно удивили гости фестиваля солист Мариинского театра Эдем Умеров и балетмейстер-постановщик из Москвы Константин Матулевский.
Все мы помним еще со школьной скамьи поэму Александра Пушкина “Цыганы”. Классика, которая поражает яркими образами гордой и свободолюбивой Земфиры, мучаемого ревностью Алеко, мудрого Старика.
Тема свободы и истинной любви волновала и 25-летнего поэта, и несколько десятилетий спустя 19-летнего композитора. Сергей Рахманинов написал оперу “Алеко” в качестве своей выпускной работы в Московской консерватории. “Как оказалось, она по сей день волнует сердца и вызывает живой интерес у молодого поколения, — говорят в театре. — Более ста билетов на спектакль было приобретено по “Пушкинской карте”.
Одноактная опера “Алеко” длится всего 1 час 15 минут. За такое сравнительно короткое время по меркам опер зрители успевают насладиться разными голосами (от меццо-сопрано Земфиры до баса старого Цыгана), балетом и симфонической музыкой. В то же время спектакль отличается стремительным развитием событий на сцене, держит зрителя в постоянном напряжении. “Для первого посещения оперы нужно выбрать именно это произведение, — считает режиссер-постановщик Максим Жучин. — Короткая и легкая по своему содержанию, она заставляет задуматься об актуальных проблемах”.

За кулисами
Перед началом спектакля мне посчастливилось побывать за кулисами. Первое, на что я обратила внимание, — бесконечные коридоры, сотни дверей и лестницы повсюду. Закулисье можно сравнить с лабиринтом. На какое-то время мне даже показалось, что без сопровождающего выход отсюда найти не удастся.
Допустим, артисты хорошо ориентируются в этом пространстве. Но как доносит до каждого из них свои ценные указания режиссер? Оказалось, секрет прост: в каждом углу, в каждой гримерке висят динамики. И свои указания режиссер доводит до труппы при помощи радиосвязи.
Полтора часа до выхода на сцену. В коридоре распеваются участники хора. В своих гримерках гримируются и надевают костюмы артисты. Кто-то в это время успевает еще и  листать ленту в социальных сетях, другие делают селфи на фоне декораций, третьи разговаривают по телефону. У каждого свои привычки и ритуалы. Откуда-то доносятся звуки музыки. Мне объяснили, что одновременно идет репетиция к следующему спектаклю.
Первой, кого я встретила из оперных, стала народная артистка Чувашии Маргарита Финогентова, исполняющая роль Земфиры. “Мы плотно репетировали в течение последних пяти дней, с момента приезда Эдема Умерова. До этого были только индивидуальные репетиции”, — рассказала она. — Международный оперный фестиваль — значимое событие для всех нас: новая постановка, приезжие солисты и дирижеры. Хочется, чтобы всё было на высоте”.
Видно, что Маргарита Финогентова гордится своими ролями. В гримерке висят афиши ее спектаклей. “Роль Земфиры драматическая. Я хотела по­пробовать себя в таком амплуа, — рассказала солистка. — Моя героиня неоднозначна, поэтому и роль у меня интересная. С одной стороны, нам трудно понять ее действия, почему она не идет на компромисс, почему провоцирует мужа и, откровенно говоря, издевается над ним. С другой, мы не вправе осуждать ее. Земфира — цыганка, которая следует своим порывам.  Для нее главная ценность — свобода. Свобода самовыражения, свобода выбора, свобода любви. За это и умереть не страшно”.
Мне посчастливилось по­знакомиться с народным артистом Чувашии Дмитрием Семкиным: “Молодой Цыган — очень яркий, энергичный, страстный персонаж. И он мне близок. Потому что испытывает настоящее чистое чувство — любовь. Несмотря на то что партия не очень большая по объему, она сложная в исполнении. Это как хороший спринт. Рахманинов относится к тем композиторам, которые требуют от исполнителя и голоса, и эмоционального погружения. Солист должен дозреть, дорасти для того, чтобы выражать пением свои мысли и чувства”.
Константин Мату­лев­ский, балетмейстер-постановщик из Москвы, находился непосредственно за кулисами и проверял реквизит. “Обычно стараюсь в классику привнести элементы современного танца. Это сложно для артистов балета, которые не знакомы с современной хореографией. В опере “Алеко” мы тоже немного поэкспериментировали. С задачей справились, — рассказал гость. — А своим подопечным я говорю, что мастерство оттачивать можно постоянно, и нет предела совершенству”.
“Идея по­ставить “Алеко” принадлежала Морису Яклашкину, —  признался режиссер Максим Жучин. — Объединить два коллектива (академическую симфониче­скую капеллу и наш Театр оперы и балета) тоже он предложил. Я смело могу назвать его генератором лучших идей.
Как любой режиссер, я пропустил постановку через себя и внес в нее свое авторское видение. Конечно же, в центре остается тема свободы. Я сам задаюсь вопросами: может ли свобода быть подчинена чьей-то воле? Возможна ли абсолютная свобода? Если мы оказываемся в другом обществе, можем ли мы продолжать жить по своим меркам свободы?”

В зрительном зале
Перед самим представлением зрителям рассказали о Максиме Дормидонтовиче Михайлове, именем которого назван оперный фестиваль, о других прошедших оперных фестивалях; показали видеоролики-приглашения артистов России.
И вот началось представление. Первое, на что я обратила внимание, — художественное оформление. На фоне — горы, посреди сцены — глыба, напоминающая извергающийся вулкан. Вокруг нее и разворачивается дей­ствие: оттуда спустилась непокорная и гордая цыганка, здесь же она и умерла вместе с возлюбленным. Интересная задумка, которая играет на идею.
“Алеко” отличается от других опер динамичностью, стремительным развитием действий. Поэтому смены декораций как таковой не было. Разве что задник чередовался по ходу представления: день сменялся ночью.
Хочу отметить работу светооператора. С помощью танца с фонариками был создан образ луны. А ярость и безумие Алеко хорошо передали красный свет и яркие “молнии”. Ясно было всем: обстановка накаляется.
Костюмы артистов также продуманы до мелочей, в этом я убедилась еще за сценой. Внимание уделено каждой детали: какие бусы надеть Земфире и как выпустить рубашку молодому Цыгану…
А то, что происходило на сцене, невозможно передать словами! Мы услышали хор и партию старого Цыгана. Когда своим мощным басом запел Эдем Умеров, по телу пробежали мурашки, у меня перехватило дыхание.
Порадовало зрителей и красивое исполнение соло в балете лауреатов международных конкурсов Елены Коцюбиры и Дмитрия Ведерникова. Надо отдать должное балетмейстеру. Константин Матулевский проделал колоссальную работу. Насладившись танцем, я захотела назвать “Алеко” балетом-оперой.

Не “Цыганы” и не “Алеко”
Если Пушкин в центр поэмы ставил образ жизни цыганского табора, а Рахманинов на первый план вывел конфликт Алеко с устоями общества, в котором он оказался, то в постановке Максима Жучина на первый план вышли именно чувства. Невозможно было выделить главного героя, любовный треугольник Алеко — Земфира — молодой Цыган был в центре внимания зрителей с первых до последних минут спектакля.
Образ страстной и свободолюбивой цыганки был выдержан, она спустилась с высокой глыбы по спинам людей, что символично выразило ее непокорность и высокомерие. В диалогах Земфира наседала на Алеко, а умирая, вцепилась в него руками, как бы говоря, что остается независимой даже в час своей смерти.
Несмотря на то что в поэме Пушкина молодой Цыган остается в тени (мы слышим его реплики лишь в разговоре с Земфирой), в постановке Максима Жучина он стал полноценным героем, который своей напористостью затмевал даже Алеко с Земфирой. Это бодрый и яркий герой, даже хулиган, который вызывает симпатию.
Символичным стало то, что наш гость Эдем Умеров, как и его герой, оказался в незнакомом коллективе. Поэтому на протяжении всего спектакля я задавалась вопросом: может, ему действительно непривычно находиться в нашем театре? На самом деле артист Мариинского театра не в первый раз приезжает на фестиваль в Чебоксары. В прошлом году он исполнял ведущую партию в “Риголетто”. И в театре получили множество пожеланий зрителей снова пригласить Эдема Умерова.
Театр оперы и балета обещает удивить зрителя яркими постановками. Посетите оперы “Кармен” (24 ноября) и “Севильский цирюльник” (26 ноября). Или насладитесь вокальным искусством гостей из Москвы, Санкт-Петербурга и Екатеринбурга на традиционном гала-концерте 28 ноября. 

Екатерина ШВАРГИНА
  • Опера “Алеко” представляет собой сочетание яркого вокального исполнения Маргариты Финогентовой, Дмитрия Семкина и Эдема Умерова и прекрасного соло в балете Елены Коцюбиры и Дмитрия Ведерникова.
  • Фото Сергея МИХАЙЛОВА
  • Сцена изгнания имеет завязку, кульминацию и развязку. Это эмоции цыган: они оплакивают убитых, изгоняют Алеко и, простив его, уходят. Заканчивается спектакль вокальным исполнением Эдема Умерова.
  • Эффектное появление гордой и непокорной цыганки Земфиры.
  • “Внешние данные играют не последнюю роль в оперном искусстве”, — считает Дмитрий Семкин.  Фото автора
  • Костюмы продуманы художником Валентином Федоровым до мельчайших деталей.
  • Константин Мату­лев­ский, балетмейстер-постановщик из Москвы
  • Режиссер Максим Жучин.