Что изменится в России с 1 ноября 2024 года

На утративших доверие чиновников завели реестр

Фото ria56.ruНа утративших доверие чиновников  завели реестр Буква закона Зона коррупции

Фото ria56.ru


0

Скандалы, связанные с коррупционными злоупотреблениями на госслужбе, в наше время не редкость.

Откаты в Республике Коми, дела бывшего министра экономического развития России Алексея Улюкаева и экс-губернатора Кировской области Никиты Белых давно стали достоянием гласности. Но ведь борьба с коррупцией только громкими именами не ограничивается. Именно поэтому в законе о противодействии коррупции предусмотрено создание полного реестра чиновников, уволенных в связи с утратой доверия.

В списке 611 человек
Документ с фамилиями чиновников, уволенных с госслужбы, появился на сайте gossluzhba.gov.ru/reestr в марте этого года.
Это стало важным шагом, повышающим прозрачность борьбы с коррупцией. Кроме того, нахождение в открытом реестре само по себе стало серьезным наказанием для нечестных чиновников. Попадание в него не просто закрывает дорогу на госслужбу, но остается пятном на всей трудовой биографии.
За что же чиновников увольняют с формулировкой “утрата доверия”? Это статьи “конфликт интересов”, “неисполнение обязанности уведомления о склонении к коррупции”, неверно предоставленные сведения о доходах, нарушение запрета на ведение предпринимательской деятельности.
Активное пополнение реестра свидетельствует о том, что эти антикоррупционные статьи эффективно работают. С марта в реестр уже внесены имена 611 бывших чиновников различного уровня.
Однако список этот далеко не полностью отражает фигурантов уголовных дел. По данным Ген­прокуратуры, только за последние полгода вина в коррупционных преступлениях доказана в отношении 1700 госслужащих.

  • ЦИФРЫ
    611 чиновников уволили с формулировкой “за утрату доверия” в 2018 году.
    Из них:
    273 — из органов местного самоуправления,
    38 — из органов  региональной власти,
    23 — из органов федеральной власти,
    3 — муниципальные депутаты.

Уволиться “по собственному” не удастся
Столь странное расхождение в цифрах, по мнению экспертов, объясняется наличием в законодательстве лазейки для попавшихся коррупционеров.
На практике правоохранители очень часто сталкиваются с ситуацией, когда чиновник, в отношении которого начата проверка, а иногда даже уже есть и ее результаты, вдруг увольняется по собственному желанию. По результатам проверки дело продолжится, но вот формулировки “уволен по утрате доверия” в личном деле госслужащего уже не будет и в реестр коррупционеров он таким образом не попадет.
Более того, для руководителя заподозренного в коррупции чиновника также сохраняется возможность не доводить дело до увольнения по утрате доверия. Известен случай, когда по соб­ственному желанию удалось уволиться региональному чиновнику, которому на личный счет был переведен многомиллионный откат от фирмы, исполнявшей госзаказ по дорожному строительству.
Позволили уволиться по собственному и чиновнице в Кемерове, отвечавшей за противопожарный контроль в печально известной “Зимней вишне”. По мнению экспертов, законодателям следует подумать над поправками, запрещающими госслужащим увольнение по собственному желанию в период проверочных меро­приятий.
Как быть с супругами и депутатами?
Между тем, как отмечают эксперты, наравне с ужесточением антикоррупционных мер иногда следует корректировать законодательство и в сторону смягчения наказания. Заполнение реестра все же не самоцель. По статистике, чаще всего чиновников увольняют по утрате доверия за недостоверные сведения о доходах. Но эта статья требует доказательств умысла.
Когда же речь идет о доходах супруга или супруги, доказать это часто бывает непросто. Человек может действительно не знать о каких-то доходах своей половины, так как не во всех семьях супруги делятся такими сведениями друг с другом.
Что касается ответственности депутатов, также требуются корректировки. Предлагается, если депутат получает зарплату, как госслужащий, норма утраты доверия применима, если он муниципальный депутат, который, исполняя полномочия, продолжает трудиться на преж­нем месте работы, в этом случае необходимо ограничиться снятием депутатских полномочий.
Позицию экспертов разделяют и в Генеральной прокуратуре. В законе предусмотрена целая линейка административных наказаний, которые могут предшествовать увольнению по утрате доверия, — замечание, выговор и так далее. Но эти меры практически не используются.
По материалам “Парламентской газеты”
 

  • Фото ria56.ru