Что изменится в России с 1 ноября 2024 года

Ненавязчивый бизнес

1_OSN.jpgНенавязчивый бизнес новое в законах

1_OSN.jpg


0

 На страницах газеты “Грани”, по заверению читателей, всегда можно найти уйму полезной информации. Мы стараемся отвечать на самые злободневные и касающиеся большей части нашей аудитории вопросы. Сегодня рассмотрим некоторые из них.

Каждый год нас, простых покупателей, обижают на десятки миллиардов рублей все подряд: от банкиров до риелторов и установщиков железных дверей и пластиковых окон. Как бороться с такими продавцами, которые заставляют человека покупать больше, чем ему нужно, не то, что ему нужно, и то, что ему совсем не нужно? 

Евгений Михайлов

Решить за 10 дней

К сожалению, десятки миллиардов, о которых говорит наш читатель, не фигура речи, а печальный факт. По данным Судебного департамента при Верховном суде России, за год в спорах о защите прав потребителей в пользу граждан было взыскано более 20,3 млрд рублей. Теперь защитить свои права будет гораздо проще: Правительство России подготовило проект поправок в Закон “О защите прав потребителей”, детально прописывающий список недопустимых условий. 

Всем, кто хочет заработать на нас, простых гражданах, придется запомнить: бизнес должен быть ненавязчивым. В конце прошлого года Банк России и Роспотребнадзор обратили особое внимание на то, что оба надзорных ведомства часто получают жалобы от граждан: при выдаче кредитов и займов кредиторы не дают людям возможности отказаться от дополнительных платных услуг. И речь, чаще всего, идет о страховках.

“Потребитель может в любое время отказаться и от уже купленной дополнительной услуги, при условии оплаты исполнителю фактически понесенных расходов”, — подчеркнули в Банке России и Роспотребнадзоре. Однако проблема в том, что сегодня гражданину приходится долго судиться за свои права. А отказаться от предложения заранее нет возможности. Потому никто договариваться с человеком не собирается. Либо плати и уходи, либо просто уходи. 

Председатель правления Ассоциации юристов России Владимир ГРУЗДЕВ отметил, что на практике нередко в договоры с потребителями включаются условия, которые противоречат закону и неоднократно признавались в судах недопустимыми.

“Подготовленный законопроект повышает гарантии защиты прав потребителей и предусматривает перечень условий, ущемляющих их права. Инициатива запрещает отказывать человеку в исключении из договора неправомерных условий. Также предусматривает сроки компенсации потребителям убытков, возникших из-за включения в договор неправомерных условий. Требования о возмещении убытков подлежат удовлетворению в течение 10 дней со дня их предъявления потребителем”, — пояснил Владимир Груздев.

Иными словами, теперь не придется спорить по каждому пункту, насколько он допустим. В законе все пропишут настолько конкретно, что спорить, по сути, будет не о чем. 

“Если продавец откажется в досудебном порядке удовлетворить законные требования потребителя, то решением суда может быть оштрафован в размере 50% от взысканной суммы. Надо отметить, что этот штраф взыскивается в пользу потребителя. Таким образом, в случае судебного разбирательства клиент получит в полтора раза больше, чем ему полагалось бы в случае осуществления продавцом выплат в досудебном порядке”, — подчеркнул юрист.

Важный момент: список недопустимых условий не ограничивается только навязанными услугами. Проблема гораздо шире. Всего в предложенном перечне 13 пунктов. Владимир Груздев также пояснил, что относится к недопустимым условиям. Это, например, установление фейсконтроля в различных развлекательных заведениях, когда администрация наделяет себя правом пускать или не пускать людей по собственному усмотрению. Нельзя также ограничивать потребителя в способе защиты нарушенных прав.


  • 1_OSN.jpg