Несладкая судьба шоколадной “Аленки”
Мы уже рассказывали о выпускнице новочебоксарской школы № 2 Анне Петяевой. В свое время она окончила журфак Московского госуниверситета печати, проходила практику и в “Гранях”. Сейчас работает редактором интернет-версии “Российской газеты”. Предлагаем вашему вниманию один из ее последних материалов в сокращении. (Полную версию найдете на http://rg.ru/2014/07/09/alenka-site.html.)
Девочка с шоколада спустя полвека
В 1964 году кондитерская фабрика “Красный Октябрь” решила, что для нового шоколада “Аленка” необходима оригинальная обертка с фирменным портретом. Поначалу шоколад выпускался с разными изображениями. Была идея использовать для оформления “Аленушку” Васнецова, но произведение художника “обошел” портрет Елены Геринас.
Ее отец, фотокорреспондент Александр Геринас, отправил на конкурс обложек для шоколада фото восьмимесячной Лены. До этого снимок кареглазой девочки в платочке появлялся на выставках, в издании “Советское фото”, а потом украсил обложку первого номера журнала “Здоровье”.
Рисованная копия снимка увидела свет в 1966 году. Художник Н.Маслов, перенося портрет на обертку, изменил цвет глаз, сделав их голубыми, вытянул овал лица, увеличил верхнюю губу.
Аленка на пять миллионов
Елена все детство ела шоколад со своим изображением. Гонорар за использование портрета при создании упаковки ни она, ни ее родители никогда не получали.
Взрослая “Аленка” в начале 2000-х решает подать иск к держателям торговой марки с требованием признать ее единоличным автором фотографии.
Как писали СМИ, наследница фотографа требовала обязать ответчика выплатить гонорар за использование снимка. По словам истицы, фабрика не заключала договора с их семьей, поэтому не имеет исключительного права на обложку шоколадки. Авторское вознаграждение Геринас оценила почти в 5 млн рублей.
Были рассмотрены десятки фотографий маленькой Леночки, эксперт-криминалист Минюста Зотов насчитал 18 общих признаков. Однако эксперт-художник пришел к выводу, что на иллюстрации вовсе не маленькая Елена, а собирательный образ, самостоятельное произведение. На основе этого суд принял решение: в иске отказать.
Особый узелок
Заслуженный юрист РФ, профессор кафедры судебных экспертиз Московской юридической академии Александр Зинин так комментировал в прессе неудачу Геринас:
— Такие случаи нередки в наше беззастенчивое время. Здесь мы имеем дело с гражданско-правовой казуистикой. В России защищаются авторские права изготовителя изображения, а не того человека, чье лицо представлено на изображении.
В Гражданском кодексе РФ не прописано четко право на собственное лицо, как бы и в чем бы оно ни изображалось. Поэтому суд над “Аленкой” Аленка и проиграла. Художник фабрики лишь отретушировал фотографию девочки — и она стала другим произведением.
Комментарии
С какого ... Аленка могла иметь права - она модель и подписалась под это (по крайней мере ее родители) а фотограф и художник сделали работу ...
Сейчас фотографы подписывают "model release" с моделью, где прописано, что никаких прав на эту работу она иметь не будет. В те времена, просто об этом не знали.
Артур, что значит "знали - не знали"? Они же не пророки, не могли заглянуть на полвека в будущее. На тот момент действовало союзное законодательство об авторском праве - в данном случае следует на него опираться.
А современное законодательство применяется к правоотношениям, возникшим после вступления в силу соответствующих законов. Если же закон улучшает положение лица, то закон, согласно Конституции, имеет обратную силу - применяется к правоотношениям, возникшим до принятия означенного закона.
Вообще же очень любопытный юридический казус описан.
По умолчанию, модель получила вознаграждение сразу или от него отказалась. В конце концов там не строго ее фото, а довольно сильно обработанное, где невозможно точно определить, что это она.
Модель тогда была несовершеннолетней и недееспособной, следовательно, ее интересы представляли опекуны - родители. Да в то время и не возник бы подобный финансовый вопрос. Полагаю, прав комментатор - что Гражданский кодекс не прописывает четко право на собственное лицо. Но не исключаю, что иск заинтересованной стороне можно в будущем сформулировать как-то иначе. Интересный случай.
Все фотобанки требуют от фотографов подписанного релиза с моделью, где она соглашается на полное использование полученных фотографий и не имеет финансовых претензий. Без такого релиза невозможно продать ни одну фотографию.
Эпоха была другая, другой строй, другая экономическая модель, иные правоотношения.
"Гонорар за использование портрета при создании упаковки ни она, ни ее родители никогда не получали"...Я думаю, если при создании упаковки использовали портрет Алёнки,пусть даже в изменённом виде,то можно было бы обратить внимание и на родителей Алёнки.