Ох уж эти санкции…
В нынешнем году тема экономических и политических антироссийских санкций стала притчей во языцех. И по принципу “утром в газете, вечером в куплете” одни деятели отечественной культуры встали в оппозицию к власти, другие поддержали ее бодрыми куплетами вроде: “Не нужна нам фуа-гра, фуа-гра из-за бугра!”
За бугром, похоже, считают иначе. Один виртуальный знакомый из Ростова, бизнесмен-аквариумист, рассказал недавно в “Фейсбуке” о визите из Австралии друга, покинувшего Россию лет десять назад. Новоиспеченный австралиец, свято веривший, что в России из-за санкций пустые полки в магазинах, был весьма изумлен и даже признал, что, к примеру, торговые точки ростовского аквариумиста по разнообразию ассортимента не уступают сиднейским.
В прочих социальных сетях недавно появились фотографии из СМИ сопредельного государства о “бешеных” ценах на товары в России. На одном снимке, например, запечатлены помидоры по цене 509 рублей за килограмм — авторы фотошопа перестарались примерно на порядок…
По результатам личных наблюдений в новочебоксарских продовольственных магазинах не замечено какого-либо существенного ухудшения ассортимента, разве что продукция на полках с сырами стала менее разнообразной. Цены, конечно, возросли. А когда они снижались?
Однако в масштабах страны изменения более заметны. На днях на портале РБК были опубликованы итоги всероссийского опроса, проведенного в октябре Национальным агентством финансовых исследований (НАФИ). Более половины россиян (52 проц.) полагают, что санкции против России могут повлиять на ее финансовую систему и породить финансовый кризис (в мае — 33 проц.), так что 7 проц. респондентов заявили, что уже отказались, а еще 20 проц. задумываются об отказе от финансовых услуг (кредитов, депозитов, страховок и прочего; в мае 97 проц. опрошенных такие отказы не планировали). К слову, подобными услугами пользуются около 75‑80 проц. россиян.
По данным НАФИ, четверть россиян вынужденно изменили свое поведение: каждый десятый стал покупать более дешевые продукты и прочие товары; еще почти столько же респондентов сократили объем покупок и начали вести хозяйство экономнее; по 4 проц. опрошенных начали копить или увеличили откладываемую сумму; по 3 проц. отказались от крупных покупок, поездок за рубеж или финансовых продуктов.
Каковы будут последствия предпринятых шагов, предсказать пока трудно, даже анализируя прошлое. Известный политолог М.Виноградов на портале РБК напомнил, что общественное мнение по-разному интерпретирует подобные ситуации: в 1998 году кризис вызвал экономический и политический дефолт, а в 2008-м, напротив, повысил рейтинг власти, старавшейся защитить граждан от последствий мирового кризиса.
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы отправить комментарий.
- версия для печати