Островок “дремучего социализма”
Анекдот застойных времен. Встретились однажды Социализм, Коммунизм и Капитализм и решили сообразить на троих. Социализм: “Вы за бутылкой идите, а я побежал очередь за колбасой занимать”. Капитализм: “А что такое очередь?” Коммунизм: “А что такое колбаса?”
Теперь вроде бы и в России построен капитализм (с наличием колбасы самых разных сортов проблем нет), а от уродливого социалистического наследия — очередей — удается избавиться не везде и не всегда. Особенно удручает, когда они образуются на пустом месте — из-за непродуманной постановки дела.
Несколько лет назад автор данных строк выпустил несколько критических стрел в организацию работы с клиентами в центральной аптеке и на почте (заметка “Хождение по “окнам”, “Грани”, № 18-21 за 27 января 2007 года). Приятно, что аптека прислушалась к критике. Довольно быстро в каждом окне установили кассу, и трехкратное стояние в очереди за одной покупкой кануло в Лету.
А вот в почтовом отделении номер пять, в том же здании — дремучая старинушка-матушка, настоящий “островок социализма”. Правда, кое-что за прошедшие годы изменилось к лучшему: теперь не отправляют в другое окно, когда получаешь что-то с наложенным платежом, принимают деньги сразу. Но долгоиграющие очереди здесь не редкость. Приходишь с заказным письмом или посылкой, и приходится долго ждать — основная часть стоящих в очереди, как правило, с несколькими квитанциями по коммунальным платежам; тут быстрое оформление чисто физически затруднено.
Однако почтовые работники ухитряются дополнительно искусственно затягивать процесс. Примерно месяц назад крайне возмутило временное закрытие окна (примерно на четверть часа) прямо перед носом для каких-то внутренних процедур. На мой взгляд, это демонстративное неуважение клиентов. Не должны они, приходя куда бы то ни было, в том числе на почту, испытывать неудобства из-за каких-то внутренних процедур учреждения: пусть таковые проводятся в служебных помещениях и никому не мешают.
К тому же в последние месяцы в этом отделении образовалась “черная дыра”, в которой бесследно исчезают извещения. Звонят однажды по телефону и спрашивают, буду ли получать посылку — якобы уже три раза направляли извещения. Но я обнаружил в почтовом ящике только последнее — и то уже после получения бандероли.
У оператора вопрос о таинственном исчезновении извещений вызвал раздражение: мы ни при чем, спрашивайте у почтальонов. Возможно, вот только где мне тех почтальонов отлавливать? Да и правила корректного взаимодействия поставщика услуг с клиентом никто не отменял. Позже история с исчезновением извещений повторилась несколько раз с бандеролями с журналами на имя дочери.
На днях пришел с извещением за заказной бандеролью. Длина очереди повергла в уныние, так что решил не тратить драгоценное время и отложил получение бандероли на следующее утро.
Пришел к открытию, ухитрился первым проскочить к нужному окну (самому дальнему), над которым четко написано, что здесь прием и получение посылок и бандеролей. Нет, сказали мне, извольте пройти в первое окно (над которым написано про заказные письма, а не бандероли). А там уже образовалась очередина, которая съела потом более получаса драгоценного времени.
Непонятно, зачем эти функции разнесены по разным окнам и, главное, почему нужно дезинформировать клиента? Вот и дочь тоже несколько раз приходила за бандеролью с очередным номером журнала — и ее футболили то от первого окна к последнему, то наоборот; приходилось ей дважды выстаивать в очереди. Какая-то зазеркальная логика: словно генератор случайных чисел определяет, в какое окно должна попасть злополучная бандероль.
А ведь можно культурно организовать даже самые бестолковые очереди советского образца, где проныры занимают места в несколько окон, перемещаются туда-сюда с бесконечными “за мной еще женщина подойдет”, “передо мной тут мужчина, скоро будет” и т.п.
Подобные бестолковость и сумятица, пожирающие время и нервы, неприятно поразили два года назад в весьма современном отделении Сбербанка (Винокурова, 20), где операторы постоянно перемещались пешком от одного к другому, почти у каждого окна возникали заторы по пустякам. Хорошо, что теперь есть пластиковые карты и банкоматы, ибо два года воспоминания о кошмарной очереди в Сбербанке напрочь отбивали желание обращаться туда по каким-либо вопросам.
Но недавно все же пришлось проводить операции со сберкнижкой, и — о, чудо! — очередь в том же отделении приобрела культурный и цивилизованный вид. Теперь любезные сотрудники доходчиво объясняют даже самым консервативным пожилым клиентам, как в терминале получить талончик (там указано даже, сколько человек впереди и сколько примерно времени займет ожидание) и ждать появления его номера в сочетании с номером окна на табло. Можно спокойно сидеть с талончиком и не растрачивать нервы на отслеживание желающих схитрить и проскочить с извечным “мне только спросить”.
Выходит, все можно организовать, было бы желание. Почему же злосчастная почта оказалась в арьергарде при внедрении передовых методов обслуживания? В конце концов, компьютерами она оснащена, по номеру отправления (благодаря Интернету) можно четко определить его местонахождение и отслеживать перемещение. Но как зайдешь в отделение — наблюдается заповедник “дремучего социализма” с пресловутыми очередями. Грустная картина… Изменится ли она когда-нибудь в лучшую сторону?
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы отправить комментарий.
- версия для печати
Похожие публикации
- Почта России выпустила марку, посвящённую «Диктанту Победы»
- Почта перешла на “дистанционку”
- За кусток. Под мосток. И молчок?
- Минус почта. Жителей Ивановского микрорайона оставили без почтового отделения
- Почта России в декабре доставила 172 тыс. писем Деду Морозу
- Почта России предлагает подписку на печатные издания для учителей со скидкой до 26%
Комментарии
Недели три назад побывал в этом почтовом отделении - приятно удивился. Появилась электронная очередь. Наконец-то и на почту пришли современные технологии. Увы, зашел на днях - электронная очередь уже не работает. Правда, народу было немного, время не потерял. Но сам факт выхода из строя полезного устройства огорчает.