Открытая власть — сильная республика
О том, каким образом диалог между правительством и населением поможет дальнейшему развитию Чувашии, временно исполняющий обязанности Главы Чувашии Михаил Игнатьев рассказал нашему изданию.
— Михаил Васильевич, сегодня можно не стесняясь говорить о том, что у нас в Чувашии есть поводы не только для оптимизма, но и определенной гордости. Однако вы призываете говорить не о заслугах и достижениях, а о задачах на перспективу. Какие из них вам кажутся наиболее актуальными?
— Создание новых рабочих мест, рост заработной платы, строительство доступного жилья, хорошее медицинское обслуживание, возможность работать и достойно жить в сельской местности, добиваясь заметных результатов по этим и другим направлениям, — все это помогает Чувашии развиваться, а нашим гражданам уверенно смотреть вперед.
Но вместе с тем я чувствую, как с решением этих вопросов люди требуют к себе и к своим проблемам другого, более внимательного отношения. Уверен, без постоянного контакта и постоянного общения с жителями нашего региона многие первостепенные социально-экономические проекты будут просто буксовать. За пять лет, что я нахожусь у руля республики, я видел немало примеров того, как многие жизненно важные вопросы решаются намного быстрее и эффективнее, если люди включены в процесс совместного управления, совместного принятия решений для достижения результатов. Поэтому считаю, что эта линия в деятельности региональных органов власти должна быть не только сохранена, но и значительно усилена.
Основную поддержку я всегда получал от народа, благодаря прямым контактам с населением республики. И сегодня для меня такие встречи являются основным посылом в тех преобразованиях, которые мы осуществляем в республике, поэтому очень важно, чтобы власть была открыта перед обществом.
Мы тоже из народа
— Чиновник далек от народа — эта мысль еще несколько лет назад воспринималась абсолютно нормально и рядовыми жителями республики, и, что самое печальное, самими чиновниками. Как вы собираетесь менять сложившийся стереотип?
— Я сам не раз становился свидетелем того, как, придя во власть, некоторые люди забывали, что они такие же жители региона, как и любой другой человек. Поэтому я поставил задачу в корне изменить эту ситуацию. Правительство должно добиться того, чтобы жители Чувашии не только знали о конкретных делах региональных властей, но и сами имели возможность принимать в этом процессе большее участие.
Большая работа в этом направлении уже проделана. Я сам, министры и руководители государственных структур фактически в еженедельном режиме проводим встречи в городах и районах республики с местным населением, сотрудниками предприятий и организаций. Это не просто возможность посмотреть, как живут люди. В первую очередь это возможность для жителей получить ответы на интересующие их вопросы.
Только за последние два года я провел около тысячи встреч по всей республике. И практически везде я вижу готовых к диалогу людей, которые не только задают вопросы, но и предлагают свои варианты решения возникающих в их жизни проблем.
— Тем не менее исключительно личными встречами вряд ли удастся охватить всех желающих...
— Это только один из примеров. Сегодня большинство людей уже не мыслят себе жизни без Интернета. Неслучайно большое внимание мы уделяем развитию электронных площадок. Мы также стараемся использовать все доступные сервисы. Примером может служить онлайн-трансляция заседаний Кабинета Министров Чувашии или начавший свою работу портал “Народный контроль”.
Конечно, нам хочется еще большей активности. Поэтому со своей стороны я также предлагаю сформировать некую единую социальную сеть, которая смогла бы объединить неравнодушных жителей республики для поиска решений и формирования предложений к республиканским властям по самым насущным вопросам.
Наш общий дом
— Если мы говорим о диалоге, то необходимо не только доносить информацию до жителей республики, но и учитывать их мнения при принятии решений. Есть ли у вас опыт такого взаимодействия?
— При принятии ключевых решений Правительство республики уже давно перешло от принципа “деньги любят тишину” к новому постулату “все траты бюджета должны обсуждаться”.
Это же касается и участия жителей Чувашии в формировании наказов к ежегодным посланиям Главы республики. С каждым годом при подготовке документа мне поступает все больше и больше обращений, причем, если в первое время они носили в основном критический характер, то в последние два года ситуация значительно изменилась. В своих рекомендациях люди чаще выдвигают рациональные идеи и предложения для решения тех или иных проблем. Это говорит о том, что наши жители стали больше доверять власти, а деятельность региональной администрации стала более открытой и прозрачной.
— Большое внимание сегодня привлекают к себе и так называемые общественные палаты. Какую роль вы отводите этим структурам?
— Я считаю, что это еще одно важное направление на пути к диалогу с жителями республики. Такая форма взаимодействия значительно повышает эффективность работы чиновников. В первую очередь я говорю об общественных палатах, которые сегодня действуют при муниципалитетах и министерствах. Другое дело, что пока еще далеко не везде эти структуры играют нужную роль.
— Каким, по-вашему, должен быть механизм работы таких советов?
— В идеале я бы хотел видеть ситуацию, когда такие общественные советы будут проводником в конструктивном диалоге между властью — чиновниками и обществом — жителями муниципалитетов.
Здесь должны вырабатываться предложения по решению конкретных проблем района, поселка, города, деревни. Мы должны дать возможность людям самим принимать такие решения. Они должны видеть и знать результаты проектов, следить за использованием средств и качеством исполнения.
Таким образом, вместо вертикали власти мы бы плавно перешли к вертикали ответственности и доверия между обществом и чиновниками. Хотя бы в вопросах, напрямую касающихся жизни рядовых жителей региона.
— Но ведь настолько плотная работа с населением только добавит головной боли. Вы к этому готовы?
— А кто сказал, что работать чиновником легко? Конечно, для власти это дополнительная головная боль. Но мы-то говорим о том, чтобы люди чувствовали свою принадлежность к общему делу. Власть должна работать открыто, не бояться отвечать на самые сложные и неприятные вопросы. Только такая позиция будет способствовать поступательному движению вперед ради главной цели — добиться того, чтобы жители республики стали жить лучше. В этом году такой формат общения переняли и Новочебоксарск, и Алатырь, и Канаш, и Шумерля. Встречи с руководством города здесь проходят прямо во дворах. Я считаю, что это отличные примеры для всех муниципалитетов республики.
Вместе сможем больше
— Получается, что значительная роль в вопросе открытости и доступности власти принадлежит муниципальным чиновникам?
— Да. Сегодня уже очевидно, что если нормального диалога нет в кабинетах и залах — недовольство в виде протеста выплескивается на улицы и пикеты, выражается в многочисленных открытых письмах в Интернете и обращениях к руководству республики. Самый красивый отчет на бумаге не заменит реальной оценки людей. Поэтому мы отстраиваем систему, при которой у людей должна появиться уверенность: власть слышит их, знает о проблемах и заботах.
И вот здесь я возвращаюсь к роли местного самоуправления. Местная власть наиболее приближена к населению, и ее задачей как раз и является обеспечение людей достойным бытом, качественными жилищно-коммунальными услугами и прочими, что формирует у нас представление о качестве жизни.
Я уже говорил о том, что провожу много встреч с жителями республики. На них мне задают много вопросов, просят помочь в решении тех или иных проблем. При этом мне очевидно, что подавляющее число ситуаций относятся к муниципалитетам. Именно в районных администрациях решаются вопросы по асфальтированию дорог во дворах домов или замене устаревшего лифта. Именно там принимаются решения о выплате детских пособий или сносе незаконных построек. Вы правильно заметили, невозможно одними только личными встречами охватить всех жителей республики, также невозможно эффективно работать, занимаясь решением вопросов, которые напрямую не относятся к твоей компетенции. Если такие обращения ко мне поступают, значит, муниципальные чиновники не дорабатывают.
— Каким образом вы планируете решить эту проблему?
— Здесь я хочу отметить работу, которую мы уже провели по совершенствованию системы вертикали власти. Сегодня в Чувашии уделяется большое внимание межбюджетным отношениям и роли муниципальных образований в жизни региона. Мы стараемся выстроить систему управления, которая основывается на инициативе каждого человека. Именно поэтому с каждым годом влияние депутатов сельских поселений, муниципальных образований становится все сильнее и заметнее.
Мы за последние годы серьезно изменили систему работы с муниципалитетами. Требуем от чиновников разработки программ развития. Я лично слежу за исполнением обязательств. Каждая моя поездка в город или село — это обязательно и совещание с главой муниципалитета в его кабинете, где мне докладывают о программе развития. На месте мы обсуждаем и принимаем решения — где и как помочь.
Однако надо признать, что на улицах наших городов, сел и поселков еще недостаточно чисто, еще есть запущенные дворы и пустыри, еще есть жалобы на чиновников по самым разным вопросам. Значит, контроль над их работой надо усилить. Одним из решений могут стать общественные приемные Главы Чувашии в каждом районе республики, куда бы могли обратиться жители конкретного муниципалитета. Я хочу подчеркнуть, что общественная приемная ни в коем случае не должна подменять муниципальные власти. Ее задача — увеличить результативность решения насущных вопросов, а главы муниципальных образований должны понимать, что количество обращений сюда — это элемент оценки деятельности чиновников на вверенной территории.
— Я знаю, что многие частные инициативы и обращения, в том числе поступившие в общественные приемные, вы контролируете лично. Это не мешает вам исполнять свои непосредственные обязанности?
— Я, наверное, все-таки не нарастил той брони, которая зачастую отделяет чиновника от простых людей. Поэтому всегда сопереживаю человеку, оказавшемуся в трудных обстоятельствах. У нас в Чувашии при решении любых проблем всегда действовали всем миром. Вот это и есть — самое главное. Основной принцип — в одном простом слове “вместе”!
Мы вместе должны создать в Чувашии ситуацию, когда республика будет привлекательным местом для жизни. Именно поэтому правительство открыто к диалогу и совместной работе с жителями республики. Итогом этой большой работы будет то, что мы, наши дети, внуки будут жить в самом красивом регионе России. И такая перспектива реальна.
Александр КУЗИН,
“Хыпар”, № 165-166 за 25 августа
Комментарии
Николай СЕРГЕЕВ, глава самоуправления — глава администрации Новочебоксарска в 2000-2002 годах:
— Очень правильно, что придумали проект “Открытый диалог”. Считаю, его необходимо продолжить. Общение с горожанами должно стать системой. Полезно также представителям власти — и депутатам, и работникам администрации города — вместе с народом постоять в очередях на почте, особенно в поликлиниках, ездить на троллейбусах и в маршрутках, ходить в те же магазины, что и простые люди. Надо жить вместе, одними интересами. Когда власть лучше будет знать нужды горожан, люди поддержат ее и помогут в любых начинаниях.
Валерий Аввакумов, председатель совета ветеранов Новочебоксарска:
— Совет ветеранов Новочебоксарска ежегодно обращается в городскую администрацию за помощью в проведении ремонта в квартирах ветеранов, вдов, инвалидов Великой Отечественной войны и всегда находит поддержку. Проект “Открытый диалог” помогает муниципальным властям лучше узнать о проблемах горожан. Так,
23 августа в ходе митинга, посвященного окончанию Курской битвы, мы рассказали Олегу Бирюкову о проблемах ветерана, участницы этой битвы В.Куриленко. Дело в том, что она — инвалид-колясочник, проживает в квартире, оборудованной из бывшей “дворницкой”, где нет условий для человека с ограниченными возможностями: дверные проемы затрудняют передвижение, нет возможности выйти на улицу. Олег Борисович обещал посодействовать в получении ветераном другого жилья.
Галина Филиппова, председатель ТОС “Юраковский”:
— Акция “Открытый диалог” проходила у нас в течение всего лета. К нам во дворы на встречи с населением приезжали представители республиканских и городских властей, депутаты Госсовета республики, городского Собрания.
Сразу скажу, что прямые обращения жителей оказались максимально эффективны. Если проблемы новочебоксарцев могли решиться сразу, без проволочек, то они так и решались. К примеру, пожаловались жильцы дома № 16 по ул. Первомайской, что хоккейная коробка в упадке, ее почти сразу отремонтировали. Штакетник во дворе дома № 113 по ул. Винокурова, не позволяющий заезжать на газон автомобилям, появился тоже после одной из встреч. Ямочный ремонт во дворах домов № 25, 27 по ул. Воинов-интернационалистов, № 72 и 74 по ул. 10-й пятилетки и по ряду других адресов выполнен без задержек. И это только в одной сфере благоустройства!
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы отправить комментарий.
- версия для печати