Что изменится в России с 1 ноября 2024 года

Открытая власть — сильная республика

Михаил Игнатьев во время встречи с горожанами. Фото Валерия БаклановаОткрытая власть — сильная республика Курс Чувашии

Михаил Игнатьев во время встречи с горожанами. Фото Валерия Бакланова


0

О том, каким образом диалог между правитель­ством и населением поможет дальнейшему развитию Чувашии, временно исполняющий обязанности Главы Чувашии Михаил Игнатьев рассказал нашему изданию.

— Михаил Васильевич, сегодня можно не стесняясь говорить о том, что у нас в Чувашии есть поводы не только для оптимизма, но и определенной гордости. Однако вы призываете говорить не о заслугах и достижениях, а о задачах на перспективу. Какие из них вам кажутся наиболее актуальными?
— Создание новых рабочих мест, рост заработной платы, строительство доступного жилья, хорошее медицинское обслуживание, возможность работать и достойно жить в сельской мест­ности, добиваясь заметных результатов по этим и другим направлениям, — все это помогает Чувашии развиваться, а нашим гражданам уверенно смотреть вперед.
Но вместе с тем я чув­ствую, как с решением этих вопросов люди требуют к себе и к своим проблемам другого, более внимательного отношения. Уверен, без постоянного контакта и по­стоянного общения с жителями нашего региона многие первостепенные социально-экономические проекты будут просто буксовать. За пять лет, что я нахожусь у руля республики, я видел немало примеров того, как многие жизненно важные вопросы решаются намного быстрее и эффективнее, если люди включены в процесс совмест­ного управления, совместного принятия решений для достижения результатов. По­этому считаю, что эта линия в деятельности региональных органов власти должна быть не только сохранена, но и значительно усилена.
Основную поддержку я всегда получал от народа, благодаря прямым контактам с населением республики. И сегодня для меня такие встречи являются основным посылом в тех преобразованиях, которые мы осуществляем в республике, поэтому очень важно, чтобы власть была открыта перед обществом.
Мы тоже из народа
— Чиновник далек от народа — эта мысль еще несколько лет назад воспринималась абсолютно нормально и рядовыми жителями республики, и, что самое печальное, самими чиновниками. Как вы собираетесь менять сложившийся стереотип?
— Я сам не раз становился свидетелем того, как, придя во власть, некоторые люди забывали, что они такие же жители региона, как и любой другой человек. Поэтому я поставил задачу в корне изменить эту ситуацию. Правительство должно добиться того, чтобы жители Чувашии не только знали о конкретных делах региональных властей, но и сами имели возможность принимать в этом процессе большее участие.
Большая работа в этом направлении уже проделана. Я сам, министры и руководители государ­ственных структур фактически в еженедельном режиме проводим встречи в городах и районах республики с местным населением, сотрудниками предприятий и организаций. Это не просто возможность посмотреть, как живут люди. В первую очередь это возможность для жителей получить ответы на интересующие их вопросы.
Только за последние два года я провел около тысячи встреч по всей республике. И практически везде я вижу готовых к диалогу людей, которые не только задают вопросы, но и предлагают свои варианты решения возникающих в их жизни проблем.
— Тем не менее исключительно личными встречами вряд ли удастся охватить всех желающих...
— Это только один из примеров. Сегодня большин­ство людей уже не мыслят себе жизни без Интернета. Неслучайно большое внимание мы уделяем развитию электронных площадок. Мы также стараемся использовать все доступные сервисы. Примером может служить онлайн-трансляция заседаний Кабинета Министров Чувашии или начавший свою работу портал “Народный контроль”.
Конечно, нам хочется еще большей активности. Поэтому со своей стороны я также предлагаю сформировать некую единую социальную сеть, которая смогла бы объединить неравнодушных жителей республики для поиска решений и формирования предложений к республиканским властям по самым насущным вопросам.
Наш общий дом
— Если мы говорим о диалоге, то необходимо не только доносить информацию до жителей республики, но и учитывать их мнения при принятии решений. Есть ли у вас опыт такого взаимодействия?
— При принятии ключевых решений Правительство республики уже давно перешло от принципа “деньги любят тишину” к новому постулату “все траты бюджета должны обсуждаться”.
Это же касается и участия жителей Чувашии в формировании наказов к ежегодным посланиям Главы республики. С каждым годом при подготовке документа мне по­ступает все больше и больше обращений, причем, если в первое время они носили в основном критический характер, то в последние два года ситуация значительно изменилась. В своих рекомендациях люди чаще выдвигают рациональные идеи и предложения для решения тех или иных проблем. Это говорит о том, что наши жители стали больше доверять власти, а деятельность региональной администрации стала более открытой и прозрачной.
— Большое внимание сегодня привлекают к себе и так называемые общественные палаты. Какую роль вы отводите этим структурам?
— Я считаю, что это еще одно важное направление на пути к диалогу с жителями республики. Такая форма взаимодействия значительно повышает эффективность работы чиновников. В первую очередь я говорю об общественных палатах, которые сегодня действуют при муниципалитетах и министерствах. Другое дело, что пока еще далеко не везде эти структуры играют нужную роль.
— Каким, по-вашему, должен быть механизм работы таких советов?
— В идеале я бы хотел видеть ситуацию, когда такие общественные советы будут проводником в конструктивном диалоге между властью — чиновниками и обществом — жителями муниципалитетов.
Здесь должны вырабатываться предложения по решению кон­кретных проблем района, поселка, города, деревни. Мы должны дать возможность людям самим принимать такие решения. Они должны видеть и знать результаты проектов, следить за использованием средств и качеством исполнения.
Таким образом, вместо вертикали власти мы бы плавно перешли к вертикали ответственности и доверия между обществом и чиновниками. Хотя бы в вопросах, напрямую касающихся жизни рядовых жителей региона.
— Но ведь настолько плотная работа с населением только добавит голов­ной боли. Вы к этому готовы?
— А кто сказал, что работать чиновником легко? Конечно, для власти это дополнительная головная боль. Но мы-то говорим о том, чтобы люди чувствовали свою принадлежность к общему делу. Власть должна работать открыто, не бояться отвечать на самые сложные и неприятные вопросы. Только такая позиция будет способствовать поступательному движению вперед ради главной цели — добиться того, чтобы жители республики стали жить лучше. В этом году такой формат общения переняли и Новочебоксарск, и Алатырь, и Канаш, и Шумерля. Встречи с руководством города здесь проходят прямо во дворах. Я считаю, что это отличные примеры для всех муниципалитетов республики.
Вместе сможем больше
— Получается, что значительная роль в вопросе открытости и доступности власти принадлежит муниципальным чиновникам?
— Да. Сегодня уже очевидно, что если нормального диалога нет в кабинетах и залах — недовольство в виде протеста выплескивается на улицы и пикеты, выражается в многочисленных открытых письмах в Интернете и обращениях к руковод­ству республики. Самый красивый отчет на бумаге не заменит реальной оценки людей. Поэтому мы отстраиваем систему, при которой у людей должна появиться уверенность: власть слышит их, знает о проблемах и заботах.
И вот здесь я возвращаюсь к роли местного самоуправления. Местная власть наи­более приближена к населению, и ее задачей как раз и является обеспечение людей достойным бытом, качественными жилищно-коммунальными услугами и прочими, что формирует у нас представление о качестве жизни.
Я уже говорил о том, что провожу много встреч с жителями республики. На них мне задают много вопросов, просят помочь в решении тех или иных проблем. При этом мне очевидно, что подавляющее число ситуаций относятся к муниципалитетам. Именно в районных администрациях решаются вопросы по асфальтированию дорог во дворах домов или замене устаревшего лифта. Именно там принимаются решения о выплате детских пособий или сносе незаконных построек. Вы правильно заметили, невозможно одними только личными встречами охватить всех жителей республики, также невозможно эффективно работать, занимаясь решением вопросов, которые напрямую не относятся к твоей компетенции. Если такие обращения ко мне по­ступают, значит, муниципальные чиновники не дорабатывают.
— Каким образом вы планируете решить эту проблему?
— Здесь я хочу отметить работу, которую мы уже провели по совершенствованию системы вертикали власти. Сегодня в Чувашии уделяется большое внимание межбюджетным отношениям и роли муниципальных образований в жизни региона. Мы стараемся выстроить систему управления, которая основывается на инициативе каждого человека. Именно поэтому с каждым годом влияние депутатов сельских поселений, муниципальных образований становится все сильнее и заметнее.
Мы за последние годы серь­езно изменили систему работы с муниципалитетами. Требуем от чиновников разработки программ развития. Я лично слежу за исполнением обязательств. Каждая моя поездка в город или село — это обязательно и совещание с главой муниципалитета в его кабинете, где мне докладывают о программе развития. На месте мы обсуждаем и принимаем решения — где и как помочь.
Однако надо признать, что на улицах наших городов, сел и поселков еще недостаточно чисто, еще есть запущенные дворы и пустыри, еще есть жалобы на чиновников по самым разным вопросам. Значит, контроль над их работой надо усилить. Одним из решений могут стать общественные приемные Главы Чувашии в каждом районе республики, куда бы могли обратиться жители конкретного муниципалитета. Я хочу подчеркнуть, что общественная приемная ни в коем случае не должна подменять муниципальные власти. Ее задача — увеличить результативность решения насущных вопросов, а главы муниципальных образований должны понимать, что количество обращений сюда — это элемент оценки деятельности чиновников на вверенной территории.
— Я знаю, что многие частные инициативы и обращения, в том числе по­ступившие в общественные приемные, вы контролируете лично. Это не мешает вам исполнять свои непосред­ственные обязанности?
— Я, наверное, все-таки не нарастил той брони, которая зачастую отделяет чиновника от простых людей. Поэтому всегда сопереживаю человеку, оказавшемуся в трудных обстоятельствах. У нас в Чувашии при решении любых проблем всегда действовали всем миром. Вот это и есть — самое главное. Основной прин­цип — в одном простом слове “вместе”!
Мы вместе должны создать в Чувашии ситуацию, когда республика будет привлекательным местом для жизни. Именно поэтому правительство открыто к диалогу и совместной работе с жителями республики. Итогом этой большой работы будет то, что мы, наши дети, внуки будут жить в самом красивом регионе России. И такая перспектива реальна.
Александр КУЗИН,
“Хыпар”, № 165-166 за 25 августа

Комментарии

Николай СЕРГЕЕВ, глава самоуправления — глава администрации Новочебоксарска в 2000-2002 годах:
— Очень правильно, что придумали проект “Открытый диалог”. Считаю, его необходимо продолжить. Общение с горожанами должно стать системой. Полезно также представителям власти — и депутатам, и работникам администрации города — вместе с народом постоять в очередях на почте, особенно в поликлиниках, ездить на троллейбусах и в маршрутках, ходить в те же магазины, что и простые люди. Надо жить вместе, одними интересами. Когда власть лучше будет знать нужды горожан, люди поддержат ее и помогут в любых начинаниях.
Валерий Аввакумов, председатель совета ветеранов Новочебоксарска:
— Совет ветеранов Новочебоксарска ежегодно обращается в городскую администрацию за помощью в проведении ремонта в квартирах ветеранов, вдов, инвалидов Великой Отечественной войны и всегда находит поддержку. Проект “Открытый диалог” помогает муниципальным властям лучше узнать о проблемах горожан. Так,
23 августа в ходе митинга, посвященного окончанию Курской битвы, мы рассказали Олегу Бирюкову о проблемах ветерана, участницы этой битвы В.Куриленко.  Дело в том, что она — инвалид-колясочник, проживает в квартире, оборудованной из бывшей “дворницкой”, где нет условий для человека с ограниченными возможностями: дверные проемы затрудняют передвижение, нет возможности выйти на улицу. Олег Борисович обещал посодействовать в получении ветераном другого жилья.
Галина Филиппова, председатель ТОС “Юраковский”:
— Акция “Открытый диалог” проходила у нас в течение всего лета. К нам во дворы на встречи с населением приезжали представители республиканских и городских властей, депутаты Госсовета республики, город­ского Собрания.
Сразу скажу, что прямые обращения жителей оказались максимально эффективны. Если проблемы новочебоксарцев могли решиться сразу, без проволочек, то они так и решались. К примеру, пожаловались жильцы дома № 16 по ул. Первомайской, что хоккейная коробка в упадке, ее почти сразу отремонтировали. Штакетник во дворе дома № 113 по ул. Винокурова, не позволяющий заезжать на газон автомобилям, появился тоже после одной из встреч. Ямочный ремонт во дворах домов № 25, 27 по ул. Воинов-интернационалистов, № 72 и 74 по ул. 10-й пятилетки и по ряду других адресов выполнен без задержек. И это только в одной сфере благоустройства!

  • Михаил Игнатьев во время встречи с горожанами. Фото Валерия Бакланова