Майские праздники 2024: как отдыхаем и работаем?

По нотам Лермана: о творчестве и концерте в Чебоксарах камерного оркестра Игоря Лермана

Игорь Лерман,  художественный руководитель и дирижер камерного оркестра, народный артист Татарстана: “У меня нет техники,  я и не называю себя дирижером.  Я слушаю ансамбль  и помогаю музыкантам играть”.По нотам Лермана: о творчестве и концерте в Чебоксарах камерного оркестра Игоря Лермана Игорь Лерман камерный оркестр Игоря Лермана

Игорь Лерман, художественный руководитель и дирижер камерного оркестра, народный артист Татарстана: “У меня нет техники, я и не называю себя дирижером. Я слушаю ансамбль и помогаю музыкантам играть”.

Два часа пролетели незаметно. И никому не хотелось уходить:  ни коллективу, ни зрителям. По нотам Лермана: о творчестве и концерте в Чебоксарах камерного оркестра Игоря Лермана Игорь Лерман камерный оркестр Игоря Лермана

Два часа пролетели незаметно. И никому не хотелось уходить: ни коллективу, ни зрителям.

Фото филармонии и автораПо нотам Лермана: о творчестве и концерте в Чебоксарах камерного оркестра Игоря Лермана Игорь Лерман камерный оркестр Игоря Лермана

Фото филармонии и автора


0

“Произведения великих композиторов Генделя, Вивальди, Баха и других мы читаем и воспроизводим так, будто они были написаны не несколько веков назад, а сегодня”, — рассказывает художественный руководитель и дирижер камерного оркестра из Набережных Челнов Игорь ЛЕРМАН. На прошлой неделе в Чувашской государственной филармонии в рамках федерального проекта “Всероссийские филармонические сезоны” состоялся концерт камерного оркестра Игоря Лермана “Только премьеры”. Как прошло выступление? Чем удивили чебоксарцы талантливого дирижера и какие воспоминания у него остались от прошлой поездки в столицу Чувашии?

Билеты на концерт “Только премьеры” были быстро раскуплены любителями камерной музыки. И неспроста. За 33 года оркестр приобрел известность не только в России, но и за ее пределами. На его гастрольной карте — Германия, Швейцария, Испания, Польша, Израиль, Молдова, Украина. Концерты проходили в Большом зале Московской государственной консерватории имени П.И. Чайковского и в Московской государственной академической филармонии.
Кроме того, репертуар оркестра отличается разнообразием стилей и жанров и охватывает сразу несколько эпох — от барокко до советского авангарда. Значительную часть произведений составляют транскрипции и обработки мирового музыкального наследия для камерного оркестра, выполненные основателем и бессменным руководителем коллектива Игорем Лерманом.

Под музыку Вивальди и не только
“Вообще репертуар камерного оркестра сам по себе ограничен старинной музыкой, несколькими произведениями романтиков и современников. Поэтому значительную часть нашего репертуара составляют именно транскрипции. Мы играем произведения, созданные как для симфонического оркестра, так и для квартета и квинтета.
Например, сочинение Густава Малера ля минор написано для фортепианного квартета. А я обработал его в оркестровую пьесу и назвал в честь года его создания — “1876”. Мне оно очень нравится. В этом юношеском сочинении уже слышится будущий симфонист.
Такие обработки — это ещё и возможность познакомить нашего слушателя с другими знаменитыми композиторами. Большинство знают Малера только как дирижёра. Но он писал музыку завтрашнего дня. И сейчас является одним из самых играемых композиторов.
То же самое можно сказать и о Моисее Вайнберге. Его композиции при жизни игрались не так часто. Рядом были Дмитрий Шостакович и Сергей Прокофьев. Поэтому он находился в тени. Как оказалось позже, музыка Вайнберга несет слово и ощущение человека XIX века. Я обработал и его “Молдавскую рапсодию”, написанную для скрипки и фортепиано”, — рассказал Игорь Лерман.
Есть, конечно, и то, что называется классикой: “Дивертисменты” Моцарта, “Смерть и девушка” Шуберта, “Времена года” Вивальди. Таким образом репертуар камерного оркестра Игоря Лермана стал самым большим из всех существующих ныне камерных оркестров. После Чебоксар они выступают в Нижнем Новгороде, а потом — в Кирове. И везде представляют разную программу.
В Чебоксары коллектив уже приезжал, но очень давно. “Сколько вам лет? 23? Наверное, мы и посвящали концерт вашему рождению, — посмеялся Игорь Лерман. — У нас был большой гастрольный тур. Мы ехали, помню, на двух “Пазиках” до Вологды. Тогда не было мобильных телефонов, один автобус уехал не в ту сторону, и мы потерялись”.
В этот раз артист был крайне скептически настроен к чувашским слушателям. Я невольно стала свидетелем разговора художественного руководителя с музыкантами: “Шел по Чебоксарам, спрашивал у жителей дорогу сюда. Представляете, они даже не знают, где находится филармония!”
Но если чебоксарцы хорошо будут принимать, то Игорь Лерман пообещал исполнить сверх программы совершенно новую пьесу из их репертуара.
Морис Яклашкин тоже пришел посмотреть на творчество своего коллеги. Кстати, наш знаменитый дирижер, как и Игорь Лерман, является выпускником Горьковской государственной консерватории имени М.И. Глинки. “Наш слушатель не просто заинтересован в инструментальной музыке, он в ней нуждается”, — признался мне Морис Николаевич перед концертом.

И ведь сыграл!
Действительно, произведения классической музыки, как барочный “Канон” Иоганна Пахельбеля, так и импрессионизм Мориса Равеля, с первых нот захватили чебоксарцев.
Два часа пролетели незаметно. И никому не хотелось уходить: ни коллективу, ни зрителям. Камерный оркестр сыграл еще три произведения. А из зала то и дело слышались новые предложения.
После концерта мне захотелось послушать и другие композиции оркестра, нашла их в интернете. Людвиг ван Бетховен “К Элизе”, Клод Дебюсси “Лунный свет”, Петр Ильич Чайковский “Сладкая греза” — очень долго я еще растворялась в мелодиях, поддавалась влиянию инструментальной музыки.
У Игоря Лермана чудесным образом получилось сохранить голос, интонацию, ритмы композиторов, но при этом дать произведениям новое звучание.
“В нашем репертуаре есть концерт “Ночь” Антонио Вивальди, написанный для фагота. А я его сделал в духе сегодняшнего дня. Включил элементы джаза. Потому что слышу по-другому, как человек XIX века. Считается, что классическая музыка никогда не устареет. Тем не менее она тоже нуждается в интерпретации на современный лад. Молодежь любит, когда ты с ними общаешься. И чем ближе музыка к слушателю, тем она и интереснее”, — рассказал руководитель оркестра.
Во время концерта Игорь Лерман признался: “Что нас удивило в вашей филармонии, так это исключительная пунктуальность. Мы были во многих городах, но нигде концерты не начинались вовремя. Мне даже стало стыдно, что мы на одну минуту вышли позже”.

Увлечение или дар свыше
Помимо руководства камерным оркестром, Игорь Михайлович преподает в музыкальной школе, колледже искусств и Казанской консерватории.
“Я знаю многих людей, кто, не имея никаких природных данных, путем тренингов добивался абсолютного слуха. Но все-таки склоняюсь к мнению, что музыкантами рождаются, а не становятся. Причем не могу сказать, что на это влияет. Мы знаем великих композиторов, чьи родители были далеки от музыки (тот же самый Бетховен).
У меня в семье тоже не было музыкантов, но очень часто дома играли пластинки, а на них звучали оперетты Кальмана “Сильва”, “Марица”. И мне так нравились эти мелодии, что, как вспоминает моя старшая сестра, я с малых лет мечтал стать композитором. Поэтому пошел в музыкальную школу. Там педагоги пытались отбить всякую любовь к этому виду искусства, но не смогли...
У меня есть семилетний ученик. Приходя домой, он первым делом берет в руки скрипку и играет. Вот такая вот тяга к музыке с малых лет.
Необязательно посвящать этому всю свою жизнь. Но слушать инструментальную музыку и осваивать музыкальные инструменты надо. На западе есть такая практика, когда уже взрослые и состоявшиеся люди учатся играть на скрипке или фортепиано. Считается, что тактильные ощущения помогают развивать креативное мышление. И это не единственная польза. Инструментальная музыка помогает настроиться на работу, развивает краткосрочную память, снижает уровень стресса, поднимает настроение и создает ощущение комфорта.
Поэтому я рекомендую ходить самим и водить детей на концерты. Главное — не заставлять, это вызовет только отторжение. Пусть посидит сначала пять минут, потом десять, того и глядишь, втянется”, — считает Игорь Михайлович.


  • Игорь Лерман,  художественный руководитель и дирижер камерного оркестра, народный артист Татарстана: “У меня нет техники,  я и не называю себя дирижером.  Я слушаю ансамбль  и помогаю музыкантам играть”.
  • Два часа пролетели незаметно. И никому не хотелось уходить:  ни коллективу, ни зрителям.
  • Фото филармонии и автора