Покоритель снежных вершин, таежных дорог и ценитель красивых закатов
Здравствуй, Камчатка! Следите за путешествиями Евгения Федорова в его Инстаграме www.instagram.com/jenya_trvl
В списке путешествий 31-летнего новочебоксарца Евгения Федорова уже полмира. Страны и города он посетил не как обычный турист — самолетом или поездом. До Сахалина добрался автостопом, пешком прошел по Ликийской тропе в Турции (а это 510 км), до Северного Ледовитого океана доехал на велосипеде, на байдарке проплыл Ладожское озеро в Карелии, пешком прошел Северную Осетию, а Байкал исследовал на коньках.
Совершил марш-броски во Вьетнам, Таиланд, Хибины, путешествовал по Фанским горам (Таджикистан), Абхазии, по Кольскому полуострову, Якутску, из Алтая в Таиланд, проехал на велосипеде Горный Алтай, Монголию, Забайкалье. А еще побывал на Памире, в Кыргызстане, Казахстане, Непале, Индии, на Урале, Камчатке.
Евгений увлекается горным, пешим, водным и велотуризмом, любит приключенческие гонки. Родился и вырос в Новочебоксарске, окончил университет в Чебоксарах, работает инженером-архитектором.
От родного дома до Сахалина
— Начинающие туристы обычно маршрут прокладывают недалеко от своего дома, осматривают окрестности. А каким было твое первое путешествие?
— Для начала я решил проехать по России, она огромная и красивая. И в нашей стране так много интересного не только для иностранных туристов, но и для нас, россиян. Случилось мое первое путешествие в 2012 году. С подругой отправились автостопом на Дальний Восток, конечной точкой похода был остров Сахалин. Мы тогда довольно быстро и удачно миновали Урал и Сибирь и оказались на другом конце России. Сахалин, как и сам Дальний Восток, очень понравился, там другие природа и климат.
Дальше был большой перерыв, я переехал в Санкт-Петербург. И на какое-то время завис в режиме работа — дом — работа. Путешествовал в выходные по Ленинградской области и Карелии.
На велосипеде через Монголию в Китай
— В 2015 году предпринял новое длительное путешествие: с июля по октябрь проехал на велосипеде Азию, удалось посмотреть пять стран.
Нулевой километр красивейшего Чуйского тракта находится в городе Бийске на Алтае, от него 700 км горных пейзажей до границы с Монголией, затем малонаселенная Монголия с ее горными степями, верблюдами, яркими закатами, ночевками в юртах, встречами с гостеприимными монголами.
Китай — загадочная страна, все провинции разные и интересные. Жаркий Вьетнам с серпантинами дорог и снующими повсюду мотоциклистами. Лаос, который я так и не прочувствовал, к сожалению, проехав его быстро с запада на восток, наблюдая жизнь деревенских жителей в бедных хижинах. Таиланд — это симпатичные люди, всегда позитивные и улыбающиеся, а также дешевая и вкусная еда.
— С какими-то трудностями пришлось столкнуться в этих странах?
— Основные трудности, пожалуй, возникли в Китае, где очень сложно объясняться с людьми. Трудно найти китайца, который поймет твой английский. Но и к этому привыкаешь. В Монголии было много проблем с проколами колес, дороги там плохие: приходилось ремонтировать велосипед по нескольку раз в день.
Иногда было тяжело психологически, хотелось увидеть родных, близких, охватывала тоска по дому. Когда ты за несколько тысяч километров от дома крутишь каждый день педали, то по-другому начинаешь ценить всё и вся.
— А что понравилось?
— Больше всего понравилась китайская кухня, я буквально влюбился в нее. Рис с жареным тофу и овощами в соусе стал любимым блюдом надолго.
— Ты вегетарианец, не пьешь, не куришь, ведешь здоровый образ жизни. Многим может показаться это сложным, как у тебя все получается? Что ты посоветовал бы людям, которые тоже хотят что-либо изменить в себе или в своей жизни?
— Я придерживаюсь такого образа жизни уже много лет, а в путешествиях по Азии в своем выборе только утвердился. Веганство несет пользу не только человеку, но и планете в целом. Ничего трудного в этом нет, тем более в наше время. С переходом на веганство я стал легче переносить физические нагрузки, повысилась выносливость. Это помогает мне в соревнованиях и в спортивном туризме. Если есть отдушина, в моем случае это спорт и путешествия, то уже нет желания тратить время на алкоголь и прочее, а все свои силы посвящаешь любимому делу.
Я бы посоветовал не бояться начать и сделать первый шаг в сторону изменений. Главное — понять, нужно тебе это или нет, быть честным перед самим собой.
Гостеприимный Непал
— Кажется, ты уже опробовал все возможные доступные виды путешествий: автостопом по всей России, пешие походы по непроходимым местам, велосипед и байдарка. Расскажи, пожалуйста, о Непале. С чего все началось и чем закончилось? Какие у тебя впечатления от этой страны?
— На самом деле я не так много путешествовал, как думают окружающие. Среди нас есть много людей, которые совершили уже не по одной кругосветке, в том числе на велосипедах, делали многомесячные автономные походы и поднимались на труднодоступные вершины. Я пока еще даже не был за пределами нашего континента.
Путешествия в Непал и на Байкал зимой были одними из самых ярких.
Непал — удивительно красивая страна, и она давно манила меня своими горами — Гималаями. Я люблю горный и пеший туризм. Походы в горы всегда вдохновляли меня. Я уволился с работы и с девушкой отправился в эту страну пожить, походить по Гималаям, проникнуться культурой страны.
За три месяца жизни в Непале мы прошли более 600 км по горам, побывали на высотах, на каких никогда не были ранее. Видели Эверест, Аннапурну, Макалу, Лходзе и другие высочайшие вершины мира. В Непале очень много туристов, в некоторых районах ощущается сильная разница в ценах. Но, несмотря на это, страна приятная и красивая. Местные жители спокойные и неторопливые. Очень понравилась кухня этой страны, в меру острая и в основном растительная.
Удивила эта страна тем, что там не принято воровать. В Катманду останавливались в домах и квартирах через сайт обмена гостеприимством — couchsurfing.com, таким образом знакомились и проникались культурой, а также узнавали о достопримечательностях. Путешествие в Непал закончилось автостопом в Индию, оттуда уже вернулись домой. Я настолько полюбил эту страну, что хочу поехать туда еще раз.
Уснул на льду Байкала под треск льда
— Байкал ты осмотрел на коньках. Почему?
— Там чистый лед, и он бесконечно красив, а осмотреть его проще на коньках. Много лет назад я видел в Интернете отчеты иностранных велотуристов, которые передвигались по льду. Эти виды настолько поразили меня, что я поставил себе цель побывать там.
Несколько лет я пропускал сезон (лучшее время для знакомства с Байкалом — это февраль и март), но в 2019-м твердо решил, что надо ехать. Начал готовиться: составлял раскладку еды, списки снаряжения, нашел дешевые билеты на самолет до Иркутска. Полностью подготовившись, отправился покорять Байкал. И был в итоге вознагражден: нигде в мире нет такого красивого льда, как на Байкале. Это чудо природы, и его непременно надо увидеть.
При подготовке к походу мы рассчитывали на морозы минус 30 градусов. Нам повезло: они отгремели перед нашим приездом. Все две недели похода на Байкале стояла стабильная погода: ночью в районе минус 20°С, а днем — минус 10°С. А самое приятное, что каждый день с утра и до вечера светило солнце и почти всегда был попутный ветер. За 12 дней похода мы проехали 300 км. Ночевали в палатках, иногда ставили ее прямо на льду. Были также ночевки в открытых заимках (пустых домиках охотников или рыболовов).
- Из дневника путешественника:
“День 1. Старт похода-экспедиции в поселке Большое Голоустное.
Дорога из аэропорта Иркутска до места старта заняла 1,5 часа на машине. Мы, уставшие, вырубились и проснулись, когда уже приехали на пляж. Кругом много людей, туристов, катающихся на коньках. Солнце и мороз. Нам поначалу было очень холодно, а мысль о том, что еще две недели предстоит существовать при такой погоде, немного пугала. Но виды вокруг отгоняли эти мысли.
Восторг от безумно красивого льда, его трещин и узоров, пейзажей вокруг. Первая ночь на Байкале и первая на льду. Спалось замечательно под треск льда Байкала”.
Гонки на выживание
— Хочу спросить еще об одном увлечении — спортивном ориентировании. Как ты тренируешься? Это ведь требует большой выносливости, бывают и 24- и 48-часовые гонки, километры дорог. И расскажи о KamaBikeAdventure-2019 — открытых соревнованиях по ориентированию на велосипедах и пешком на длинных и сверхдлинных дистанциях, где ты занял призовое место.
— Соревнования, где я регулярно участвую, это не совсем спортивное ориентирование. Очень люблю рогейны, приключенческие гонки, мультиспортивные гонки, где длинные и сверхдлинные дистанции, от 8 и до 48 часов. Здесь нужны в первую очередь выносливость и умение четко планировать дистанцию и время.
Тренируюсь просто: бегаю минимум три раза в неделю. У меня нет какой-то четкой программы, не хожу в зал. Бег — как можно чаще, велосипед и бассейн, также немного силовых упражнений дома.
KamaBikeAdventure — самая массовая в Приволжско-Уральском округе приключенческая гонка, рогейн. Перед стартом выдаются карты, где отмечены контрольные пункты разной стоимости в баллах. Участникам за отведенное время (в моем случае это 24 часа) нужно собрать как можно больше баллов. Тактику передвижения выбираешь из собственных способностей — скорости, умения ориентироваться на местности. Гонка традиционно проводится два раза в год — весной и осенью.
Одно из любимых соревнований — это Red Fox Adventure Race, мультиспортивная приключенческая гонка со сменой этапов (велосипед, байдарка, веревочные этапы, плавание, бег). Там, конечно, большие расстояния, гонка проходит в режиме нон-стоп, и за 48 часов контрольного времени наматываешь 200-300 км разными способами передвижения.
Мероприятие в основном проходит в Карелии, в живописнейших северных местах, где каждый контрольный пункт и каждый этап — это одно большое созерцание. Бывали моменты, когда на вторые сутки засыпаешь за рулем велосипеда или за веслом байдарки, а в прошлом году чуть не провалился в сон на ходу во время пешего этапа по острову на Ладожском озере. Конечно, можно спать, никто не запрещает, тут всё зависит от поставленных задач, смотря что ждать от гонки. Но если работать на какой-то результат, то приходится ценить время. Да, девиз этой гонки полностью отражает ее суть — “Проверь себя на прочность!”.
— Чего следует опасаться в дороге, походе, в путешествии?
— Нужно адекватно оценивать обстановку и риски, быть внимательным к переменам погоды. А вообще, просто не забывать дома голову, и всё, скорее всего, пройдет хорошо.
— Как ты планируешь свое путешествие? Какие цели ставишь?
— Как правило, любое путешествие начинается с желания. Если чего-то очень хочется, то этого можно добиться. Цель — увидеть новые места, красивые пейзажи, узнать и проникнуться культурой народов разных стран.
Определившись с местом посещения, начинаю планировать. Изучаю карты, иногда читаю отчеты в Интернете, если таковые имеются. Нахожу информацию о визах, границах, погранпереходах. Составляю раскладку еды, если это какой-нибудь долгий автономный поход.
Застрять в монгольских степях, встретиться с камчатским медведем...
— Расскажи про нестандартные случаи в путешествиях?
— Эти случаи постоянно происходят. Например, люди могут спокойно позвать путешественника в гости и предложить ночлег, накормить... Очень часто такое бывает во время путешествий автостопом, где идет постоянный контакт с водителем, общение.
На Камчатке встретили медведя. Он переходил дорогу. А в другой раз медвежат.
На Алтае может пристать пьяный мужик в какой-нибудь деревне и пытаться выбить из тебя на бутылку.
Можно застрять в Монголии и безуспешно ждать часами машину, полностью разочароваться в монгольском автостопе. Но вдруг встретить путешественника, разговориться и подружиться навсегда.
Как-то на Алтае нас подвезли поляки, и мы с ними так сдружились, что ехали еще несколько дней по Монголии, готовили вместе еду, общались. И да, они говорили на русском лучше, чем мы на английском.
Во время горных походов купались в ледяных озерах. На Памире застряли с подвозившими нас таджиками где-то на границе с Афганистаном. Сломалась машина, и мы долго ее ремонтировали.
В походах были ситуации, когда приходилось ночевать вчетвером в двухместной палатке, а впятером — в трехместной. На Алма-Атинском озере (Казахстан) пристал милиционер и пытался нас, туристов, развести на штраф “в карман”, мол, мы слишком близко подошли к озеру...
В Абхазии во время сильного снегопада ночевали у охранников около озера Рица.
Во Вьетнаме, в городе Ханой я проколол колесо велосипеда. Ко мне подошла девушка и предложила помощь, в итоге закончилось всё тем, что они с сестрой накормили меня ужином и еще закупили кучу еды в дорогу. Такие вот люди.
— С кем ты ездишь в путешествия?
— В основном с подругой.
— Что зовет тебя в путешествие? Эмоции, жажда знаний, возможность открыть для себя новые страны?
— Природа и новые интересные места. Удивительно красивые закаты и рассветы на берегах, снежные вершины гор, глади озер и красота лесов, открытость и гостеприимство людей, независимо от места на карте, кухня и обычаи народов мира... Это лишь часть того, что вдохновляет и дает много эмоций.
— Сколько километров ты проехал на велосипеде в путешествиях?
— Максимальное расстояние — примерно 5300 км за одно велопутешествие.
Лучше гор могут быть только Фаны
— Какое самое интересное путешествие было в твоей жизни? Расскажи о нем, чем оно тебя удивило?
—Сложно сказать, каждое было по-своему интересно. В каждом были запоминающиеся моменты и замечательные пейзажи, люди. Два раза был в Таджикистане, в 2014 и 2017 годах, ходил в горный поход по Фанским горам и путешествовал по Памиру. Таких красивых горных озер, как в Фанах, нигде не встречал до сих пор. Самые красивые горы — Фанские. На данный момент для меня Таджикистан — страна № 1 в плане гостеприимства и доброты людей!
— О чем ты мечтаешь?
— Хотелось бы, чтобы не было границ между странами, да и вообще каких-либо границ. Они совершенно не нужны.
— Есть ли у тебя принципы в жизни? Чего ты никогда не будешь делать?
— Никогда не разделял и не буду разделять людей по каким-либо признакам. Считаю, что мы мало чем друг от друга отличаемся и не важно, откуда мы, какой национальности, возраста, пола и так далее. Все мы люди с одинаковым правом на жизнь.
— Есть ли у тебя еще другие увлечения?
— Люблю фотографировать, снимать видео, иногда рисовать. В последнее время увлекся видеомонтажом, вроде даже получается. Все мои фотографии можно увидеть в “Инстаграме”, но друзья и знакомые просят открыть свой канал в “Ютубе”, чтобы в режиме реального времени можно было следить за моими передвижениями. Пожалуй, этим и займусь в ближайшее время, пока есть время до начала нового путешествия.