Что изменится в России с 1 ноября 2024 года

Покорителям неба — вечная слава. Топ-10 запоминающихся авиационных памятников Чувашии

Топ-10 запоминающихся авиационных памятников республикиПокорителям неба — вечная слава. Топ-10 запоминающихся авиационных памятников Чувашии Открываем Чувашию

Топ-10 запоминающихся авиационных памятников республики

В республике располагалось несколько авиашкол, аэродром одной из которых находился в районе деревни Толиково под Новочебоксарском. Сейчас на территории местной школы стоит памятный знак в виде винта самолета.Покорителям неба — вечная слава. Топ-10 запоминающихся авиационных памятников Чувашии Открываем Чувашию

В республике располагалось несколько авиашкол, аэродром одной из которых находился в районе деревни Толиково под Новочебоксарском. Сейчас на территории местной школы стоит памятный знак в виде винта самолета.

Макет знаменитого По-2 можно увидеть на набережной  в Козловке. Покорителям неба — вечная слава. Топ-10 запоминающихся авиационных памятников Чувашии Открываем Чувашию

Макет знаменитого По-2 можно увидеть на набережной в Козловке.

Самый большой и интересный самолет-памятник, к сожалению, находится очень далеко от Новочебоксарска — в селе Иваньково-Ленино Алатырского округа. Покорителям неба — вечная слава. Топ-10 запоминающихся авиационных памятников Чувашии Открываем Чувашию

Самый большой и интересный самолет-памятник, к сожалению, находится очень далеко от Новочебоксарска — в селе Иваньково-Ленино Алатырского округа.

Герой Советского Союза Федот Орлов вместе с Алексеем Сарсковым на фоне подаренного им самолета Ли-2. Архивное фотоПокорителям неба — вечная слава. Топ-10 запоминающихся авиационных памятников Чувашии Открываем Чувашию

Герой Советского Союза Федот Орлов вместе с Алексеем Сарсковым на фоне подаренного им самолета Ли-2. Архивное фото

12 августа 2008 года в Ядрине в честь летчика Федота Орлова установили Аэро Л-29 “Дельфин”.Покорителям неба — вечная слава. Топ-10 запоминающихся авиационных памятников Чувашии Открываем Чувашию

12 августа 2008 года в Ядрине в честь летчика Федота Орлова установили Аэро Л-29 “Дельфин”.

В августе 2016 года в поселке Ибреси установили макет истребителя Ла-5 в честь 100-летия со дня рождения летчика Алексея Маресьева.Покорителям неба — вечная слава. Топ-10 запоминающихся авиационных памятников Чувашии Открываем Чувашию

В августе 2016 года в поселке Ибреси установили макет истребителя Ла-5 в честь 100-летия со дня рождения летчика Алексея Маресьева.

В Чебоксарах в мемориальном парке “Победа” стоит МиГ-15 УТИ — двухместный учебно-тренировочный самолет. Покорителям неба — вечная слава. Топ-10 запоминающихся авиационных памятников Чувашии Открываем Чувашию

В Чебоксарах в мемориальном парке “Победа” стоит МиГ-15 УТИ — двухместный учебно-тренировочный самолет.

В Чебоксарах во дворе дома № 32 по ул. Николаева можно найти МиГ-15.Покорителям неба — вечная слава. Топ-10 запоминающихся авиационных памятников Чувашии Открываем Чувашию

В Чебоксарах во дворе дома № 32 по ул. Николаева можно найти МиГ-15.

На восточной окраине деревни Александровки в Комсомольском округе вы найдете взметнувшийся ввысь реактивный истребитель МиГ-17.Покорителям неба — вечная слава. Топ-10 запоминающихся авиационных памятников Чувашии Открываем Чувашию

На восточной окраине деревни Александровки в Комсомольском округе вы найдете взметнувшийся ввысь реактивный истребитель МиГ-17.

3 июля 1944 года Николай Будаков направил объятый пламенем штурмовик Ил-2 в железнодорожный эшелон врага. Вместе с ним погиб стрелок из Белоруссии Александр Ефименко. Памятник в Александровке установили в канун Дня Победы в 1980 году.Покорителям неба — вечная слава. Топ-10 запоминающихся авиационных памятников Чувашии Открываем Чувашию

3 июля 1944 года Николай Будаков направил объятый пламенем штурмовик Ил-2 в железнодорожный эшелон врага. Вместе с ним погиб стрелок из Белоруссии Александр Ефименко. Памятник в Александровке установили в канун Дня Победы в 1980 году.

В 2013 году в Алатыре, у завода “Электроприбор” установили уменьшенный в семь раз макет истребителя МиГ-29, где выпускают оборудование для этих самолетов. Покорителям неба — вечная слава. Топ-10 запоминающихся авиационных памятников Чувашии Открываем Чувашию

В 2013 году в Алатыре, у завода “Электроприбор” установили уменьшенный в семь раз макет истребителя МиГ-29, где выпускают оборудование для этих самолетов.

У санатория “Лесная сказка” в Шомикове Чебоксарского округа установлен МиГ‑21. Фото cheb.ru.Покорителям неба — вечная слава. Топ-10 запоминающихся авиационных памятников Чувашии Открываем Чувашию

У санатория “Лесная сказка” в Шомикове Чебоксарского округа установлен МиГ‑21. Фото cheb.ru.

Копию планера поставили 27 июня 1987 года в память о шумерлинцах — тружениках авиационного завода № 471 и планеристах-десантниках. Покорителям неба — вечная слава. Топ-10 запоминающихся авиационных памятников Чувашии Открываем Чувашию

Копию планера поставили 27 июня 1987 года в память о шумерлинцах — тружениках авиационного завода № 471 и планеристах-десантниках.

В Чувашии благодаря Николаю Гаврилову по­явились восемь вертолетов производства ОКБ Миля.Покорителям неба — вечная слава. Топ-10 запоминающихся авиационных памятников Чувашии Открываем Чувашию

В Чувашии благодаря Николаю Гаврилову по­явились восемь вертолетов производства ОКБ Миля.

В 1980 году Казанский авиаотряд подарил Чебоксарам списанный пассажирский Ту-124. Фото Николай ДониПокорителям неба — вечная слава. Топ-10 запоминающихся авиационных памятников Чувашии Открываем Чувашию

В 1980 году Казанский авиаотряд подарил Чебоксарам списанный пассажирский Ту-124. Фото Николай Дони


0

В Чувашии насчитывается более трех десятков памятников и объектов, имеющих отношение к авиации. Самые интересные — в подборке газеты “Грани”.

Республику можно смело назвать авиационным регионом, ведь у нас родились три космонавта (Андриян Николаев, Николай Бударин, Муса Манаров) и 12 летчиков Великой Отечественной войны, получивших звание Героя Советского Союза. Регион по праву гордится и двумя уроженцами Канашского муниципального округа — Героем России, экс-начальником Управления авиации ФСБ РФ генерал-лейтенантом Николаем Гавриловым, благодаря которому в республике появилось несколько авиационных памятников, и пятикратной чемпионкой мира по парашютному спорту Маей Костиной.
Чебоксар­ский аэроклуб в 1938 году окончила командир звена “ночных ведьм” Евгения Крутова, в авиашколе в Ибресях в 1942-м после тяжелого ранения снова учился летать Алексей Маресьев, ставший прототипом главного героя “Повести о настоящем человеке”. Также в республике располагалось несколько авиашкол, аэродром одной из которых находился в районе деревни Толиково под Новочебоксарском. Сейчас на территории местной школы стоит памятный знак в виде винта самолета.
В годы войны предприятия в Козловке и Шумерле выпустили для фронта более 2500 планеров и самолетов (Г-11, Г-29, У-2, По-2, Як-6). И сегодня ряд предприятий в Чебоксарах и Алатыре производят оборудование для современных боевых крылатых машин.


По-2

Макет знаменитого По-2 можно увидеть на набережной в Козловке.
Небольшой и легкий деревянный самолет, созданный авиаконструктором Николаем Поликарповым в 1927 году, к началу Второй мировой войны, казалось, безнадежно устарел. Поначалу немцы презрительно называли его “рашен фанера”. Однако тихоходная и маневренная машина сыграла свою роль в разгроме немецко-фашистских войск.
“Кукурузники”, а всего их было выпущено более 32 тысяч штук, служили учебным самолетом, ночным бомбардировщиком, выполняли транспортные и эвакуационные задачи, в том числе обслуживая партизанские отряды и попавшие в окружение части.
Козловский деревоотделочный комбинат приступил к выпуску У-2 в 1942 году и до конца войны произвел более 1,4 тысячи моделей У-2, По-2 (так они стали называться с 1944-го после смерти авиаконструктора) и санитарной версии С-2 (У-2С).


Ил-14

Самый большой и интересный самолет-памятник, к сожалению, находится очень далеко от Новочебоксарска — в селе Иваньково-Ленино Алатырского округа. Это 225 км и около трех часов езды на автомобиле.
Удаленность от центра чуть не привела к его гибели. К счастью, местные власти занялись ремонтом Ил-14 и благоустройством прилегающей территории. Как 13-тонная махина с размахом крыльев под 32 метра оказалась в глубинке?
3 февраля 1913 года в деревне Малые Ямаши ныне Ядринского округа родился Федот Никитич Орлов, один из самых прославленных летчиков — уроженцев Чувашии. Почти шесть лет до войны он летал в экипаже Николая Гастелло, принимал участие в трех войнах: Японо-китайской, Советско-финской и Великой Отечественной.
Командир отряда 21-й отдельной тяжелой бомбардировочной эскадрильи Орлов стал Героем Советского Союза в 1942-м. Спустя два года он получил именной ночной бомбардировщик Ли-2, который был создан на деньги земляков. Большую часть средств — 100 тысяч рублей — передал колхозник из Иваньково-Ленино Андрей Сарсков, два сына которого сражались на фронте (оба погибли. — Прим. редакции).
Федот Никитич несколько лет летал на именном Ли-2, впоследствии его списали и разобрали, о чем летчик очень сожалел. Зато тех, кто подарил ему самолет, не забыл. В 1986 году на поле возле Иваньково-Ленино сел пассажирский Ил‑14, командиром которого после войны был Орлов. В самолете организовали небольшой музей, но в 90-е годы салон разграбили, внутреннюю обшивку содрали и сломали что смогли. Несколько лет назад появилась идея по переносу Ил-14 в Чебоксары, но от нее отказались из-за трудности в транспортировке.


Л-29

12 августа 2008 года в Ядрине в честь летчика Федота Орлова установили Аэро Л-29 “Дельфин” — чехословацкий учебно-тренировочный самолет.
Самый массовый учебный реактивный самолет, выпущено более 3,6 тыс. единиц. В свое время был основной машиной для обучения пилотов стран Организации Варшавского договора.


Ла-5

В августе 2016 года в поселке Ибреси установили макет истребителя Ла-5 в честь 100-летия со дня рождения летчика Алексея Маресьева. На таком самолете он летал после возвращения в армию.
5 апреля 1942 года Як-1 будущего Героя Советского Союза был подбит в районе Демянского котла Новгородской области. Летчик смог дотянуть до своей территории, но упал в безлюдной местности и раздробил обе ступни. 18 суток полз он на восток, пока его не нашли местные жители.
Врачи спасли ему жизнь, но ампутировали обе ноги в районе голени. Маресьев долго восстанавливался и привыкал к протезам. В начале 1943 года добился перевода в Ибресинскую летную школу, где снова начал летать. Уже в июне он был на фронте, а спустя месяц за два дня сбил три самолета противника. Всего на счету Алексея Петровича 10 самолетов люфтваффе, семь из них он уничтожил после возвращения в строй.
Советский одномоторный истребитель Ла-5 (ранее ЛаГГ-5) создан в 1942 году ОКБ-21 под руководством Семена Лавочкина в Горьком и выпускался с июля 1942-го. Всего произведено почти 10 тысяч Ла-5.
Также в Ибресях можно увидеть памятную доску в честь Маресьева на бывшем здании летной школы, памятник погибшим летчикам-выпускникам авиашколы и вертолет Ми-8.


МиГ-15

В Чебоксарах не один МиГ-15, а два. В мемориальном парке “Победа” стоит МиГ-15 УТИ — двухместный учебно-тренировочный самолет.
Во дворе дома № 32 по ул. Николаева можно найти МиГ-15 — самый массовый реактивный боевой самолет в истории авиации, состоявший на вооружении многих стран мира. Кем и когда был поставлен второй экземпляр — неизвестно. К сожалению, за ним никто не ухаживает, поэтому самолет постепенно приходит в негодность. Его спасает то, что он недосягаем для вандалов.


МиГ-17

Если по трассе А-151 проехать Комсомольское и свернуть в противоположном направлении, на восточной окраине деревни Александровки вы найдете взметнувшийся ввысь реактивный истребитель МиГ-17.

В этих краях 30 июля 1912 года родился Николай Будаков, в 1944-м повторивший подвиг Николая Гастелло. Войну он встретил в Баку и начал летать на ночном бомбардировщике У-2.
25 февраля 1942 года его самолет сбили на Кавказе, и он два дня пролежал без сознания на земле, пока его не нашли. Затем вернулся в строй, снова был ранен, опять сел за штурвал.
3 июля 1944 года Николай Будаков направил объятый пламенем штурмовик Ил-2 в железнодорожный эшелон врага. Вместе с ним погиб стрелок из Белоруссии Александр Ефименко. Памятник в Александровке установили в канун Дня Победы в 1980 году.


МиГ-21

У санатория “Лесная сказка” в Шомикове Чебоксарского округа установлен МиГ‑21.
Советский легкий сверхзвуковой фронтовой истребитель третьего поколения разработан во второй половине 50-х годов и стал первым МиГом с треугольным крылом. Самый распространенный сверхзвуковой самолет в истории, всего выпущено около 11,5 тысячи экземпляров. Участвовал в военных конфликтах с начала 60-х годов до последних лет. До сих пор стоит на вооружении армий ряда стран.


МиГ-29

В 2013 году в Алатыре, у завода “Электроприбор” установили уменьшенный в семь раз макет истребителя МиГ-29, где выпускают оборудование для этих самолетов. В 2024-м в соседнем сквере по инициативе предприятия появится настоящий МиГ-29.

Многоцелевые машины четвертого поколения состоят на вооружении ВВС СССР, а затем России с 1983 года. Всего выпущено более 1600 машин.
МиГ-29 считается одним из самых извест­ных современных боевых самолетов. На них, кстати, летает пилотажная группа “Стрижи”. Также есть планы по установке этой модели в парке “Победа” в Чебоксарах.
Кстати, на территории аэроклуба столицы Чувашии стоят три списанных МиГ‑29. Что с ними будет, пока неизвестно.


Г-11

Копию планера поставили 27 июня 1987 года в память о шумерлинцах — тружениках авиационного завода № 471 и планеристах-десантниках.
Такие десантные планеры конструкции Владислава Грибовского выпускались в Шумерле в годы войны. Свое название деревянная машина получила по числу перевозимых десантников — 11 человек.
Подобные планеры буксировались большими самолетами типа Ли-2, СБ или ДБ-3Ф и использовались в десантных операциях Красной армии во время Великой Отечественной войны.


Вертолеты Ми

В Чувашии благодаря Николаю Гаврилову по­явились восемь вертолетов производства ОКБ Миля, поэтому выделить какой-то один мы не смогли.
Среди них один многоцелевой Ми-2 (Батырево), четыре военно-транспортных Ми-8 (Ибреси, Янгличи Канашского округа, парк “Победа” и школа № 22 в Чебоксарах) и три ударных Ми-24 (Яльчики, Канаш, Ходары Шумерлинского округа).
Некоторые из них прошли военные конфликты, в том числе Афганистан и Чечню. Пожалуй, такого большого количества вертолетов-памятников нет ни в одном из соседних регионов.


ТУ-124

В 1980 году Казанский авиаотряд подарил Чебоксарам списанный пассажирский Ту-124. Самолет своим ходом долетел до аэропорта, где с него демонтировали ряд деталей, авиационное оборудование и приборы. В ночь с 25 на 26 января лайнер доставили в Лакреевский лес. Спустя четыре года в салоне организовали детский кинотеатр. После его закрытия Ту-124 вскоре перестали охранять, и в 1994 году его останки демонтировали на металлолом.


Авиакатастрофы

В XX веке на территории Чувашии произошло около десятка авиакатастроф. Вот некоторые из них.

  • 11 сентября 1933 года около Ядрина разбился польский самолет PZL‑19, на котором Юзеф Леваневский и Чеслав Филипович пытались побить мировой рекорд дальности полета для туристских самолетов. Они вылетели из Варшавы и хотели достичь Красноярска. Леваневский погиб. В следующем году его брат Сигизмунд получит звание Героя Советского Союза за участие в спасении челюскинцев, а в 1937 году пропадет вместе с экипажем в районе Северного полюса при попытке достичь Аляски из Москвы.
  • 19 октября 1943 года под Шумерлей потерпел крушение Як-6. В нем погибли шесть человек, включая руководство завода № 471, где и был ранее выпущен этот самолет. Позднее стало извест­но, что пилот был пьян. Их общая могила находится на старом городском кладбище.
  • 17 октября 1958 года около железнодорожной платформы Апнерка Вурнарского района произошла авиакатастрофа пассажирского Ту-104. На борту находилась делегация китай­ских партийных активистов, 17 советских, а также граждане еще 12 стран. Все присутствовавшие на борту — 9 членов экипажа и 71 пассажир — погибли. Комиссия назвала причиной крушения недостатки в конструкции самолета. Недавно местные власти установили на месте трагедии памятный знак.
  • Топ-10 запоминающихся авиационных памятников республики
  • В республике располагалось несколько авиашкол, аэродром одной из которых находился в районе деревни Толиково под Новочебоксарском. Сейчас на территории местной школы стоит памятный знак в виде винта самолета.
  • Макет знаменитого По-2 можно увидеть на набережной  в Козловке.
  • Самый большой и интересный самолет-памятник, к сожалению, находится очень далеко от Новочебоксарска — в селе Иваньково-Ленино Алатырского округа.
  • Герой Советского Союза Федот Орлов вместе с Алексеем Сарсковым на фоне подаренного им самолета Ли-2. Архивное фото
  • 12 августа 2008 года в Ядрине в честь летчика Федота Орлова установили Аэро Л-29 “Дельфин”.
  • В августе 2016 года в поселке Ибреси установили макет истребителя Ла-5 в честь 100-летия со дня рождения летчика Алексея Маресьева.
  • В Чебоксарах в мемориальном парке “Победа” стоит МиГ-15 УТИ — двухместный учебно-тренировочный самолет.
  • В Чебоксарах во дворе дома № 32 по ул. Николаева можно найти МиГ-15.
  • На восточной окраине деревни Александровки в Комсомольском округе вы найдете взметнувшийся ввысь реактивный истребитель МиГ-17.
  • 3 июля 1944 года Николай Будаков направил объятый пламенем штурмовик Ил-2 в железнодорожный эшелон врага. Вместе с ним погиб стрелок из Белоруссии Александр Ефименко. Памятник в Александровке установили в канун Дня Победы в 1980 году.
  • В 2013 году в Алатыре, у завода “Электроприбор” установили уменьшенный в семь раз макет истребителя МиГ-29, где выпускают оборудование для этих самолетов.
  • У санатория “Лесная сказка” в Шомикове Чебоксарского округа установлен МиГ‑21. Фото cheb.ru.
  • Копию планера поставили 27 июня 1987 года в память о шумерлинцах — тружениках авиационного завода № 471 и планеристах-десантниках.
  • В Чувашии благодаря Николаю Гаврилову по­явились восемь вертолетов производства ОКБ Миля.
  • В 1980 году Казанский авиаотряд подарил Чебоксарам списанный пассажирский Ту-124. Фото Николай Дони