Помни. Знай. Не забывай. В Чебоксарах состоялась премьера театрализованного представления
Финальная сцена — обращение потомков ко всей Вселенной. В центре женщина в красном — Родина-мать: “Мы помним и никогда не забудем!” Эту сцену артисты повторили на “бис”. Фото организаторов и автора
Три главные героини (слева направо): Карина Филиппова, Ольга Кириллова, Татьяна Смолякова. На экране — фото реальных строительниц Сурского рубежа. Подбирали внешне похожих актрис.
Мурашки по коже, глаза на мокром месте, сердце на части — таковы первые впечатления зрителей, увидевших премьеру театрализованного представления “Сурский рубеж” в ДК тракторостроителей незадолго до Дня Победы.
Нынешний год в нашей республике посвящен героям, участвовавшим осенью и зимой 1941-1942 годов в сооружении Сурского рубежа. Заслон на пути врага был построен в основном силами женщин и подростков. Творческий коллектив “Сурского рубежа” постарался максимально точно показать, как это было. И это им удалось.
Историческая правда представления
Постановку доверили Чувашскому академическому ансамблю песни и танца на грант Главы республики.
“Сюжет родился не сразу, — поделился режиссер-постановщик Дмитрий Капустин. — Когда поступило предложение взяться за этот проект, я даже не представлял, что получится в итоге. Ведь только сейчас появилось достаточно информации об этом героическом эпизоде нашей истории: есть сайт, изданы книги, созданы документально-публицистические фильмы, исторические реконструкции. А в ноябре 2020 года у меня на руках не было ничего, кроме краткой исторической справки, в которой указано, сколько дней шло строительство оборонительных сооружений, какова их протяженность, где проходили границы. А также насколько невыносимо тяжелые были условия, что трудились на объектах в основном женщины и подростки, и на этом, пожалуй, всё.
Самым трудным этапом в работе над проектом я бы назвал сбор информации, которую брали из архивных документов, редких фото и киноматериалов, воспоминаний реальных участников тех героических событий. И здесь мне очень помогла книга, которая появилась на свет благодаря чебоксарским школьникам, она называется “Строители безмолвных рубежей”. В этой книге собраны воспоминания строителей Сурского и Казанского оборонительных рубежей и их родственников. Именно в ней я нашел то, что довольно долго искал — истории трех женщин, которые и легли в основу постановки и стали неким ее фундаментом”.
Воспоминания, собранные по крупицам
Перед началом представления состоялась презентация книги “Строители безмолвных рубежей” и торжественное вручение их директорам школ № 1, 37, 40 г. Чебоксары, № 3 г. Шумерли и Новочурашевской школы Ибресинского района.
“Очень важно, что в процесс включились все, даже школьники. Памятью мы сильны, а значит, можем двигаться вперед и преодолевать сложности, которые возникают на пути, — подчеркнул Глава Чувашии Олег Николаев, присутствовавший на премьере вместе с супругой, председателем Союза женщин Чувашии Натальей Николаевой. — Большое спасибо всем: поисковикам, режиссерам, депутатам, включившимся в издание дополнительного тиража. Теперь такая книга появится в каждой школе, каждой библиотеке нашей республики”.
Сама постановка длится 45 минут, задействовано 77 артистов — певцов и танцоров. Сюжет строится на истории трех героинь, чьи прототипы существовали в реальной жизни.
“Актрисы, играющие этих женщин, имеют схожие с ними черты лица, — отметил Дмитрий Капустин. — Один из самых удачных моментов постановки — это когда фотографии пожилых женщин на экране молодеют на глазах и становятся портретами актрис, которые в тот момент стоят на сцене. Во время этой трансформации, которая занимает полторы минуты, звучат истории героинь”.
Душевные и физические муки
Татьяна Смолякова, артистка хора, играет одну из трех главных героинь: “Оставляю 4-летнего сына с родителями мужа, уезжаю за десятки километров от дома на несколько месяцев. Мы работаем в лютый холод, очень быстро изнашиваются рукавицы, обувь, обморожения происходят постоянно. Кирками, лопатами, ломами долбим замерзшую землю, где-то приходится разводить костры, чтобы размягчить ее хоть немного. Скучаю по сыну, жду писем от мужа, переживая, как он там, на войне. В итоге получаю похоронку. Мои страдания заканчиваются сухоплясом, это танец “всухую”, то есть без музыкального сопровождения: мужчин-то, играющих на баяне или балалайке, нет, все на фронте. Но даже погоревать нет времени. Выходит командир и говорит, что перекур закончен, надо продолжать дальше работать, так как враг не будет ждать.
Вжиться в роль мне помогали воспоминания моей соседки, ветерана Великой Отечественной, которая жила со мной на одной лестничной площадке в Новочебоксарске. Она рассказывала мне, тогда еще школьнице, как в то время женщины пекли хлеб и ночью, опасаясь бомбежки, везли его бойцам, как потом возвращались домой. До сих пор мурашки по коже”.
Не просто танцы
Артистка балета Татьяна Леонтьева отметила, что самым сложным для нее была необходимость сложной актерской игры во время танца.
“Нужно было показать, как женщинам холодно, как тяжело, как они замерзают. Трогательный момент — это колыбельный танец. Тогда многие шли копать окопы, оставив малышей с бабушками, дедушками, иногда буквально оторвав их от груди. Представляете, что они испытывали?
Моим знакомым постановка показалась правдивой. Они сказали, что “за душу взяло”. Значит, у нас получилось передать эмоции. Люди должны знать свою историю”.
Кульминация “Обвал”
Наивысшей эмоциональной точкой режиссер-постановщик назвал сцену “Обвал”, когда одна из женщин погибает под обрушившейся землей.
“Здесь сошлось все: и музыкальный материал, и видение хореографа Михаила Чайкасова из Санкт-Петербурга, и работа художника по свету Антона Фомина. По признанию некоторых зрителей, они своей кожей ощущали холод от нервного, эмоционального напряжения. Вся творческая команда, которая работала над воплощением этого проекта, хотела только одного — чтобы во время показа люди смотрели на сцену, позабыв про свои телефоны, — говорит Дмитрий Капустин. — Мы все желали, чтобы зритель “провалился” в эту тему самоотверженного подвига, как в бездну, чтобы он сопереживал и испытал чувство искренней гордости за свой великий народ, за свою страну! И судя по лицам людей, выходивших из зала, нам это удалось... Люди разного возраста покидали зрительный зал молча, в глазах стояли слезы. То количество фото, видеофрагментов и отзывов, которые наводнили все социальные сети в вечер после премьеры 6 мая, свидетельствовали о том, что мы попали зрителю в самое сердце, а это дорогого стоит!”
Артисты надеются, что “Сурский рубеж” посмотрит как можно больше людей, и в первую очередь молодых, ведь память об этом героическом подвиге наших бабушек и матерей должна остаться с нами навсегда, чтобы мы стремились сделать наш мир лучше.
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы отправить комментарий.
- версия для печати
Похожие публикации
- Поисковый отряд школы № 14 принял участие в квест-реконструкции
- Издана книга В. Николаева о строительстве Сурского и Казанского рубежей
- Мемориал «Строителям безмолвных рубежей» появился на «Яндекс Картах» благодаря чебоксарскому школьнику
- Народный подвиг помнит вся страна
- Частицу Вечного огня с Могилы Неизвестного Солдата передали для зажжения Мемориала «Строителям безмолвных рубежей» в Чувашии
- Медиаотряд, вошедший в историю