Путь в науку начинается с детства
Команда “Звездочки” с проектом “Умный город” представляла Чувашию и Новочебоксарск на национальном чемпионате по робототехнике “First Robotics Championship – Екатеринбург 4.0”. Девочки стали победителями в номинации “Пытливые умы”.
В старшей группе ребята впервые приводят свое творение в движение за счет программирования. Фото МБДОУ “Детский сад № 16 “Красная Шапочка”
Многие родители в качестве дополнительного образования для своих чад выбирают рисование, лепку или танцы. Совершенно новый уровень творчества открывают для детей программирование и робототехника. Изучая эти направления, ребенок становится автором того, что он любит: роботов, игр и приложений. Чтобы разработать программу, нужно прежде всего самостоятельно думать и принимать решения. Вот уже три года детей дошкольного и младшего школьного возраста этому учат в новочебоксарском детском саду № 16 “Красная Шапочка”.
Немногие детские сады делают акцент на техническом образовании, но в 16-м оно является приоритетным, да и за годы практики воспитатели убедились в эффективности и положительном влиянии на воспитанников таких занятий.
Здесь каждый может найти кружок по душе. Для старших и подготовительных групп проходят занятия в шахматном клубе “В мире шахмат”. Для подготовительной группы работает кружок 3D-моделирования “Трехмерное волшебство”. Студия “Первые шаги в робототехнику” разделена на конструирование (для детей младшего и среднего возраста), на робототехнику и программирование (для детей старшего возраста, подготовительной группы и школьников).
Поэтапное обучение
Посещать студию робототехники дети могут с трех лет. Начинают со знакомства с кубиками. Выкладывают цвета, форму в определенном порядке и количестве. Затем начинают строить. Например, по просьбе воспитателя конструируют лес: каждый собирает по дереву согласно образцу. А потом воспитатель ставит перед детьми задачу сделать лес осенним. Как? Вот тут-то и включается мыслительный процесс у малышей.
Следующий этап — к конструктору добавляются колеса и мотор. Ребятам становится интереснее: оказывается, можно заставить машину двигаться. С педагогом они начинают изучать основы механики. И с одной из непростых задач — запустить поезд по железной дороге так, чтобы он не столкнулся с другим составом, — успешно справляются.
Став постарше, девочки и мальчики начинают знакомиться с датчиками наклона и расстояния. Узнают, что, оказывается, можно не просто с помощью колесиков машинку запустить, но еще и заставить ее проследовать по определенному маршруту, остановиться, наклониться, что-то достать. У каждого набора есть свое программное обеспечение. С помощью планшета дети пишут программу, чтобы заставить робота двигаться.
Бои роботов
“Мы устраиваем гонки роботов. Кто-то, естественно, проигрывает. Ребенок расстраивается: “У меня робот плохой”. Я говорю: он хороший, ты подумай, что можно в твоем роботе улучшить, чтобы он стал быстрее. И вот он сидит, копошится, меняет что-то в программе или конструкции, в итоге выходит с доработанным вариантом и выигрывает”, — рассказывает руководитель студии робототехники — старший воспитатель Оксана ПАВЛОВА.
Дети до такой степени научены, что, проиграв одну партию в состязаниях роботов по сумо, тут же, по ходу соревнований, пока другие команды вели бои, начали свое творение модернизировать.
В конце года или раз в квартал воспитанники выполняют проектную деятельность на свободную тему. У них накапливается опыт, им становится интересно создать что-то свое. Они делятся на команды, пары или работают индивидуально. А потом презентуют свои проекты.
Среди последних Оксана Геннадьевна назвала “Умные детские площадки”, “Город будущего”, “Умную ферму”, проект про Шевницына и “Химпром”, про Андрияна Николаева и Музей космонавтики. Делали проект по экологии, рассказывали об Антарктиде и Арктике, о добыче нефти. Создали лодку, которая нефть собирает, очищает и в баке вывозит.
И школьники туда же
“Детям так нравились занятия, что они даже после выпуска из детского сада просили проводить наши уроки. Мы были вынуждены усложнить программу, чтобы школьники тоже развивались. Закупили новые наборы. У них другое программное обеспечение, больше деталей и датчиков.
Одна из моих групп уже в четвертый класс пошла, но ребята продолжают посещать занятия, причем полным составом. Пока была в отпуске, начала искать для них что-то новое. Решила включить скретч-программирование, то есть мы с ребятами будем создавать компьютерные игры.
Мы развиваемся вместе с детьми. И мне как педагогу и наставнику приходится постоянно что-то новое изучать. Сама ищу, развиваюсь, мои ученики тоже. Шагаем в ногу со временем”, — рассказывает Оксана Геннадьевна.
Серьезная конкуренция
Копилка маленьких исследователей постоянно пополняется новыми победами. Второй год они участвуют в республиканских соревнованиях.
В марте 2022-го в республиканском конкурсе “Я — исследователь”, который проходил в виде стендовой защиты творческого проекта, воспитанники детского сада № 16 представили свои исследовательские работы в секции “Физика. Техника”. Златослава Гурьева с работой “Его величество Электричество”, Софья Шендрикова и София Петрова с работой “Секреты равновесия” стали призерами второй и третьей степени.
В мае этого года приняли участие в республиканских конкурсах технического мастерства. Команда “Звездочки” в составе Анны Бородиной и Анны Тихоновой заняла первое место в конкурсе “Matata Че” в номинации “Самостоятельность и профессионализм”. Команда “Винтики” в составе Ксении Григорьевой и Михаила Петрова одержала победу в конкурсе “RoboJunior” в номинации “Самое инновационное решение”. В том же конкурсе команда “Лего Мастера” в составе выпускников детского сада Максима Шашкова и Александра Васильева заняла первое место в номинации “Инженерный прорыв”. А “Звездные винтики” в составе Екатерины Егоровой и Степана Сольнова — второе место в номинации “3D-Арт объемное рисование”.
Воспитанники детского сада № 16 составляют серьезную конкуренцию как для своих сверстников, так и для ребят постарше. В этом году впервые себя попробовали на национальном чемпионате по робототехнике “First Robotics Championship — Екатеринбург 4.0”. Показав лучший результат в Чувашии, команда “Звездочки” представила наш регион в апреле в Екатеринбурге.
Участие в таких чемпионатах позволяет детям творчески развиваться, почувствовать интерес к будущей профессии, получить уверенность в себе.
“На соревнования приехали 30-40 команд дошкольников со всей России. Мы представили проект “Умный город” с электропоездом, ветряной мельницей и солнечными батареями. Станислав Егоров, папа воспитанницы Кати, работает на “Хевел”, он приносил нам образцы солнечных батарей и детям рассказал о принципе их работы. Тема в этом году была “Энергозаряд”. В ней мы, наверное, выучили всё, что только можно было: что такое энергия, откуда она берется и какой бывает. Тема в следующем году — “Сокровища недр”. Все ископаемые будем изучать”, — рассказывает руководитель студии.
Несравнимые в Чувашии
“Мы являемся инновационной экспериментальной площадкой апробации и внедрения основ алгоритмизации и программирования для дошкольников и младших школьников в цифровой образовательной среде “Пиктомир”.
В “Красной Шапочке” созданы условия, какими не каждый детский сад может похвастаться в республике. Начинали мы с малого. Приобрели пять наборов конструкторов. Дети строили, роботы у них ездили, какие-то манипуляции совершали. Потом мы поняли, что ребятам это нравится, начали углубляться. Приобрели планшеты, новые конструкторы. И вот так постепенно расширяли свою базу.
Самое главное наше богатство — это грамотный руководитель Оксана Геннадьевна, работает на результат, у нее глаза горят. Из отпуска вернулась с новыми идеями и предложениями. Конечно, детский сад идет навстречу, когда видит и результат, и заинтересованность детей, и желание педагога, и восторженные отзывы родителей”, — рассказывает заведующая детским садом Татьяна СЕЛИНА.
Мнения родителей
Екатерина КОЧЕТКОВА:
— Мои младшие сыновья Саша (10 лет) и Игорь (8 лет) три года занимаются робототехникой. Оба пошли в школу, но продолжают посещать кружок, им очень нравится. Робототехника развивает моторику, логическое и пространственное мышление. Саша без схемы может собрать что угодно. Он хочет стать инженером или астрономом и совершить какое-нибудь открытие.
Станислав ЕГОРОВ:
— Я сам технический специалист. Могу сказать, что программирование и робототехника развивают навыки, которые будут полезны не только в будущей профессии, но и в жизни. У меня старшая дочь Катя окончила детский сад в этом году, теперь младшая Маша в ее же группу идет. Мы чувствуем серьезный подход педагогов к делу. А судим в первую очередь по детям и победам на конкурсах.
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы отправить комментарий.
- версия для печати