Рано или наперегонки? Разбираемся, какие навыки важно развивать у детей с рождения
Наблюдайте за интересами ребенка, живите вместе, а не параллельно — советуют психологи и педагоги. Тогда будет несложно увидеть его способности. Фото kakprosto.ru
Что педагоги и психологи понимают сегодня под ранним развитием ребенка? Насколько экспертное мнение совпадает с родительскими представлениями? Что до трех лет еще рано, а после — поздно? Ответы на эти вопросы попытались найти на круглом столе в нашей редакции.
К разговору мы пригласили директора Центра мониторинга образования и психолого-педагогического сопровождения города Новочебоксарска Альбину Эндюськину, начальника отдела психолого-педагогического сопровождения образования Центра мониторинга Ольгу Пашковскую, руководителя образовательного центра “Росток”, детского психолога Ирину Пигаваеву, заведующих детских садов № 2 и 45 Валентину Черненко и Галину Московцеву, инструктора по физической культуре детского сада № 12 Надежду Тимофееву. Модератором круглого стола выступила главный редактор газеты “Грани” Наталия Колыванова.
Не пропустите слова “Я сам!”
Наталия Колыванова:
— Мы решили поговорить о раннем развитии детей, так как эта тема вызывает много споров и мнений в среде специалистов и родителей. В то время как мама и папа записывают ребенка с трех лет на курсы ментальной арифметики и английского, воспитатели и учителя сталкиваются с его беспомощностью в самообслуживании, то есть ему трудно самостоятельно одеться, застегнуть пуговицы, завязать шнурки. Почему происходит такой перекос и как родителям его избежать?
Ольга Пашковская:
— То, как сегодня многие родители понимают раннее развитие, это скорее дань моде и родительские амбиции.
Все это слабо связано с потребностями ребенка. С точки зрения специалиста, раннее развитие — это не только физический и интеллектуальный рост, но и духовно-нравственное, социальное, коммуникативное развитие. А где ребенок может получить такие навыки с самых малых лет? Конечно, в семье, поэтому ее роль очень важна.
Ирина Пигаваева:
— В то же время замечаю желание родителей самоустраниться. Они приводят своих полуторагодовалых малышей в развивающий центр и отдают их специалисту со словами: “Мы за дверью посидим, подождем”. Но хороший педагог обязательно привлечет родителя к взаимодействию с ребенком.
Еще часто бывает, что родитель не принимает своего ребенка таким, какой он есть. Одну маму раздражает медлительность сына, другую — слишком бойкий нрав дочери. Наша родительская задача — принять и понять своих детей, а уже потом помочь им стать гармоничными личностями. И, конечно, развитие самостоятельности упускать из виду нельзя. Начинать надо с того возраста, когда малыш произносит первое: “Я сам!”.
Счастлив, значит успешен
Наталия Колыванова:
— А если говорить об интеллектуальном, творческом развитии, когда наступает пора?
Ольга Пашковская:
— С самого рождения малыша — каждый этап имеет свои приоритеты. Ребенок пополз к игрушке — у него формируются двигательные навыки, хватательные движения, восприятие образа. То же самое с книжкой: рассмотрели картинки, задали по ним вопросы — создаем потребность к чтению.
Галина Московцева:
— Любое развитие ребенка будет успешным, если он счастлив. А счастлив он только тогда, когда полноценно общается со своими близкими людьми, имеет их поддержку и безусловную любовь. Общение и принимающая любовь — это точки роста. Внутренний мир, понимание собственных чувств и умение сочувствовать другим — то, что называется эмпатией — всем этим надо заниматься как можно раньше, потому что после трех лет будет сложнее. А читать и считать ребенок успеет научиться.
Валентина Черненко:
— Опыт нашего детского сада доказывает ценность музыкального воспитания детей. Наша задача — не учить ребенка музыке, а ввести его в этот мир, помочь ему раскрыться. А первое соприкосновение с музыкальным миром происходит еще до появления малыша на свет, и об этом родителям тоже нужно помнить.
Надежда Тимофеева:
— Физическое развитие — еще одна важная составляющая. И в век цифровизации этой стороне может уделяться мало внимания.
В нашем детском саду мы проводим диагностику спортивных склонностей и способностей детей, даем консультации родителям по выбору секций и спортшкол. Сама веду занятия в школе дзюдо при детском саде, набираю детей с 2-3 лет. Позже многие мои воспитанники продолжают занятия в спортивной школе. Надо только проявить внимание к ребенку, не упустить его интерес, поддержать.
Валентина Черненко:
— Педагоги стараются рассмотреть особенности каждой группы детей, и уже от этого отталкиваться в поиске форм работы. Например, у нас собралась группа почти из одних мальчиков, так мы начали заниматься кадетским движением, а это и эстетическое развитие, и спортивное, и патриотическое.
К родительству — с детства
Альбина Эндюськина:
— “Семья — главное в жизни каждого человека” — так называется проект “Союза женщин Чувашии”. И он не случайно мне вспомнился. В него удивительно вписывается наш городской проект “Будущих родителей растим с детства”.
Галина Московцева:
— Наш детский сад работает по этой программе третий год. В самом начале мы спрашивали у родителей: “Какими вы хотите видеть своих детей, когда они станут папами и мамами?”. Слышали в ответ: “Добрыми, заботливыми, любящими, внимательными”. А на следующий наш вопрос: “Что вы сделали, чтобы ваш ребенок стал таким?”, повисала пауза. Тогда мы поняли: если хотим вырастить из нынешних детей компетентных родителей, то начинать работу в этом направлении надо уже сейчас.
Дети с удовольствием общаются на тему семьи, очень неожиданно и интересно оценивают проблемные ситуации, которые мы обсуждаем. Например, разговариваем о том, как лучше общаться с ребенком: громко или тихо, долго или коротко, “сюсюкать” или нормальным языком. Дети выбирают тот вариант, который считают верным. И позже обсуждают эту тему с родителями дома. Уверена, это помогает устанавливать более близкие отношения в семье, дает пищу для разговоров.
Мы постоянно дополняем программу, консультируемся со специалистами — спасибо Ирине Пигаваевой и центру “Росток”. Так мы поняли, что важно объяснять ребенку чувства родителей тоже. Скажем, почему мама сердится: не потому, что она тебя не любит, а просто она устала или расстроена.
Альбина Эндюськина:
— Ничто ребенку не заменит ценность прямого общения с родителями. А им на помощь всегда готовы прийти специалисты — в детском саду, в школе, в центре мониторинга образования.
Открытый разговор с психологами и педагогами помогает объективно оценить, понять многие сложные моменты в детско-родительских отношениях, а потом и применить новые знания в жизни, выйти на новый уровень общения с ребенком. В этом цель городского проекта “Школа для родителей”, которому уже четвертый год. К сожалению, из-за эпидситуации он приостановлен, но мы обязательно его продолжим.
Вместе, а не параллельно
Наталия Колыванова:
— Дайте, пожалуйста, несколько советов родителям в качестве резюме нашей беседы.
Галина Московцева:
— Помогите ребенку “наработать” опыт: водите его в театр, читайте книги — вместе открывайте мир. Надо быть с ним, наблюдать за его интересами, учиться его чувствовать, тогда не будет сложно увидеть способности ребенка.
Ольга Пашковская:
— Обратите внимание: быть с ребенком, вместе с ним, а не параллельно. Когда ребенок маме что-то рассказывает или читает вслух, а она в этот момент чистит картошку или смотрит в смартфон, мама общается с картошкой или смартфоном, но не с ребенком. Когда мама садится вместе со школьником делать уроки, она общается с учебником, а через него — с учителем, но не с ребенком.
Больше общайтесь с детьми вне темы школьных заданий, разговаривайте с ними, читайте вслух, рассказывайте сказки. Когда мама читает, она может прочесть одну фразу с десятками различных интонаций. Мамино чтение (или папы, бабушки, дедушки) намного важнее, чем актерское прочтение той же сказки. Взаимодействие родителя с ребенком — это тоже раннее развитие.
Надежда Тимофеева:
— Не отмахивайтесь от интересов ребенка, слушайте его, занимайтесь вместе спортом, и тогда он его обязательно полюбит.
Галина Московцева:
— Раннее развитие должно быть не целью, а средством. А цель наша — вырастить гармоничную личность.
Ирина Пигаваева:
— Бывает, что родители что-то делают или решают за детей. Понятно, что определенный контроль нужен, но случается, что его очень много. Чем больше мы что-то запрещаем ребенку,
ограничиваем его, тем больше вероятность, что в подростковом возрасте будет бунт. Взрослые должны формулировать свое отношение к тому или иному общественному явлению, событию, а не просто запрещать. Здорово, если он сам научится выбирать правильное и доброе. Помните, что ребенку предстоит жить в этом обществе.