Обязательный техосмотр личных транспортных средств граждан отменен

Самолет-спасатель из Козловки

Самолет У-2 стоит на набережной Козловки, прославляет не только летчиков, бивших врага на фронте, но и тружеников города, которые собирали похожий самолет - У-2С, санитарную версию. Фото na-svyazi.ru Самолет-спасатель из Козловки Город трудовой доблести 75 лет Победе

Самолет У-2 стоит на набережной Козловки, прославляет не только летчиков, бивших врага на фронте, но и тружеников города, которые собирали похожий самолет - У-2С, санитарную версию. Фото na-svyazi.ru

На архивном фото зафиксирован момент посадки тяжелораненого в санитарный самолет.Самолет-спасатель из Козловки Город трудовой доблести 75 лет Победе

На архивном фото зафиксирован момент посадки тяжелораненого в санитарный самолет.

Главное место в музее боевой славы под открытым небом занимает памятник солдату, за ним мемориальная плита с фамилиями погибших на фронте. Фото na-svyazi.ruСамолет-спасатель из Козловки Город трудовой доблести 75 лет Победе

Главное место в музее боевой славы под открытым небом занимает памятник солдату, за ним мемориальная плита с фамилиями погибших на фронте. Фото na-svyazi.ru


0

Во время войны в Чувашии собирали санитарные самолеты, которые вывезли с фронта тысячи раненых. В преддверии знаменательной даты — 75-летия победы в Великой Отечественной войне мы с огромной благодарностью и гордостью вспоминаем не только отвагу и мужество солдат на фронтах, но и трудовой подвиг простых людей, которые в тылу, так же как и воины на полях сражений, не жалели себя, чтобы приблизить День Победы. 


Мы начинаем наш рассказ с города Козловки, районного центра нашей республики, жители которого в годы войны начали производство самолетов, выхаживали раненых в эвакогоспиталях, растили хлеб и вязали теплые вещи для солдат. “Все для фронта, все для победы” — это не только лозунг военного времени, тогда это был образ жизни каждого совет­ского гражданина.

 

“Рашен фанера”
На набережной Козловки среди памятников боевой техники времен Великой Отече­ственной войны неслучайно установлен самолет У-2. Именно здесь, в  Козловке, в военные годы  производили специальную модификацию этой воздушной техники — санитарную (У-2С), легендарные “Эски”,  как ласково называли самолет в народе.   
Небольшой легкий самолет, в кабине которого умещались два члена экипажа — пилот и штурман, был придуман авиаконструктором Николаем Поликарповым в 1927 году (после его смерти в 1944 году этот самолет переименовали в По-2), практически в самом начале авиастроения в стране. Фюзеляж и крылья изготавливались из фанеры и дерева, что давало ему возможность быстро взлетать. И чтобы оторваться от земли, достаточно было и 100 метров. На таких учились летать первые пилоты.  
Эти изящные “Эски” вынесли на себе основную тяжесть первых полетов в начале Великой Отечественной войны, на них летали в тыл противника к партизанам и окруженным частям Красной армии для установления связи, доставки боеприпасов, медикаментов. На обратном пути “Эски” вывозили раненых и больных на большую землю. Удивительно, но именно на этих самолетах летчики в войну бомбили фашистов. Из них получились лучшие ночные бомбардировщики. На таком била врагов наша землячка Женя Крутова и девушки из знаменитого 46-го Гвардейского ночного бомбардировочного авиационного полка — “ночные ведьмы”.
Прозванный фашистами в начале войны “рашен фанера”, самолет У-2 благодаря муже­ственным и смелым девушкам стал просто героическим. На нем летчицы бомбили фашистов на Кавказе, в Керчи и Севастополе, Польше и Германии и свой легендарный путь завершили в Берлине. 


Стахановцы и герои труда
Лето 1941 года. Застигнутая врасплох советская власть в срочном порядке переводит всю промышленность на военные рельсы. Эвакуируются и перестаиваются заводы не только в крупных городах, но и в провинции. Козловский деревоотделочный комбинат передается в ведение Наркомата авиационной промышленности СССР. В ноябре из Рязани эвакуировали завод, вместе с ним инженеров и мастеров, которые в короткие сроки подготовили горожан к новой работе. Уже с ноября козловчане начали производить десантные планеры ГР-29 из дерева и фанеры. 
На следующий год на заводе приступили к серийному выпуску У-2С. В отличие от базовой версии здесь помещался один летчик и два пассажира (один на носилках). В ноябре 1942 года сделали пять самолетов, а через полгода выпускали уже по две машины в день, затем увеличили производительность. В 1942-1943 годах было собрано 288 самолетов, в 1944-м — 695, в 1945-м — 427. Всего 1410 штук. 
В конце 1944 года завод освоил выпуск самолетов По-2ШС. Это была более унифицированная и комфортабельная модель, ее можно было применять в качестве и штабного варианта, и санитарного. Переоборудование из одного варианта в другой занимало не больше пяти минут.
Директор завода Эскин в секретной информации от 8 мая 1945 года писал председателю Совнаркома Чувашской АССР А.М. Матвееву: “Завод с ноября 1941 года начал выдавать фронту десантные планеры ГР-29, затем по решению ГКО с ноября 1942 года нарастающими темпами начал работу по организации к серийному выпуску самолета По-2С, которые делает только один наш завод в стране. Начиная с августа 1943-го и по февраль 1945 года коллектив завода держал в социалистическом соревновании заводов НКАП пять месяцев третье место и 13 месяцев второе место по Наркомавиапрому”.
Многие козловчане, пришедшие на завод чернорабочими, за короткое время успешно освоили сложные профессии и стали стахановцами, выполняя нормы не ниже 200-250%. К маю 1945 года на заводе насчитывалось 93 комсомольско-молодежные бригады, 50 бригадам, выполняющим нормы свыше 150%, было присвоено звание фронтовых. Также с завода на фронт выезжали ремонт­ные заводские бригады.
Коллектив завода принял активное участие в сборе средств на строительство боевых самолетов. Комсомольцы предприятия взяли шефство над местным госпиталем, опекая раненых. Немало рабочих завода воевали на фронтах, многие не вернулись с войны. 
111 особо отличившихся работников были награждены почетной грамотой Президиума Верховного Совета Чувашской АССР, 68 человек — значком “Отличник соцсоревнования”. Пять рабочих награждены орденом Трудового Красного Знамени, шесть — орденом Красной Звезды, девять — орденом “Знак Почета”, трое — медалью “За трудовое отличие” и четверо — медалью “За трудовую доблесть”.

 

Все для раненых
Стойкость и мужество приходилось проявлять не только рабочим на заводе, но и врачам и медсестрам городской больницы, в которой разместился эвакогоспиталь № 3064. В пяти корпусах поставили более 200 кроватей. Начальником эвакогоспиталя был назначен Николай Соколов, капитан медицинской службы, бывший нарком здравоохранения Чувашской АССР.
Раненые прибывали на железнодорожную станцию Тюрлема, а затем их на подводах везли в Козловку. На станции врач Надежда Лысякова проводила первичный осмотр, тяжелобольных размещали тут же на вокзале. 
Для обеспечения всем необходимым к эвакогоспиталю были прикреплены колхозы, школы. Жители обеспечивали раненых одеялами, простынями, наволочками, матрацами, полотенцами, помогали в санобработке одежды, сдавали кровь, снабжали госпиталь овощами. 75 колхозниц стали медсестрами. Школьницы становились дружинницами и ухаживали за ранеными. 
В 1942 году эвакогоспиталь был перепрофилирован в госпиталь для лечения военнопленных. Война показала, что пленный немец такой же человек и ему тоже необходима медицинская помощь. Эвакогоспиталь в срочном порядке перестроили, во всех отделениях были установлены двухъярусные кровати. 13 марта 1943 года эвакогоспиталь принял  военнопленных со Сталинградского фронта. 
В Великой Отечественной войне из Козловского района участвовали 5970 человек, не вернулись 3400 солдат, в том числе пропали без вести 1543 человека. Имена героев высечены на памятной плите, установленной на набережной Козловки рядом с памятником легендарному самолету “ночных ведьм” У-2. 
Будете в Козловке — поклонитесь героям.
 

 

 

  • Самолет У-2 стоит на набережной Козловки, прославляет не только летчиков, бивших врага на фронте, но и тружеников города, которые собирали похожий самолет - У-2С, санитарную версию. Фото na-svyazi.ru
  • На архивном фото зафиксирован момент посадки тяжелораненого в санитарный самолет.
  • Главное место в музее боевой славы под открытым небом занимает памятник солдату, за ним мемориальная плита с фамилиями погибших на фронте. Фото na-svyazi.ru