Школярам в кайф “Music Puzzle”
Три года Новочебоксарская детская школа искусств в числе двадцати двух ДШИ России участвовала в эксперименте по апробации мультимедийного арт-проекта “Music Puzzle”, который проводил Научно-методический центр по художественному образованию Министерства культуры Российской Федерации. И дважды она принимала у себя его участников. Сначала в апреле 2009 года собрала в Новочебоксарске Межрегиональную конференцию-фестиваль “Искусство. Образование. Инновации”, а 3-4 июня нынешнего года — одноименную Всероссийскую конференцию-фестиваль, на которую со всей России съехались представители школ, вошедших в эксперимент.
Программа конференции включала выступления преподавателей и руководителей детских школ искусств и музыкальных из Красноярского, Пермского краев, Мурманской, Тверской, Ульяновской, Рязанской, Самарской, Тамбовской, Амурской областей, республик Татарстан и Чувашия.
Каковы же итоги трехлетнего внедрения арт-проекта? “Сочетание комментариев преподавателя с видеоинформацией или анимацией значительно активизирует внимание учащихся к содержанию учебного материала и повышает интерес к новой теме, — говорит заместитель директора по научно-методической и инновационной работе Новочебоксарской ДШИ Светлана Иванова. — Обучение становится занимательным и эмоциональным, дети — активными исследователями, мыслителями, критиками, учатся работать с информацией, осмысливать ее и делать необходимые выводы.
Практика показала, что эффективно использовать компьютерные программы на уроках теоретических дисциплин в ДШИ можно во всех классах. У учащихся активизировались музыкальный слух, память, воображение, фантазия. Применение в музыкальной педагогике таких мультимедийных проектов, как “Music Puzzle”, способно усовершенствовать процесс обучения и представить музыкальный материал в новом виде. За подобными образовательными программами будущее художественного образования в России”.
Ее точку зрения на перспективу использования в педагогической практике арт-проекта разделила и преподаватель Норильской детской школы искусств Виктория Майер, заявившая, что одним из путей преодоления кризиса художественного образования в России должны стать такие проекты, как “Music Puzzle”. Рассказывая о своем опыте работы, она заметила: “Уникальность проекта в том, что он является своего рода лакмусовой бумагой в образовательном процессе, то есть программа сразу же выявляет все пробелы в знаниях ученика. К тому же она представляет большое поле для методической и творческой деятельности преподавателей.
Главное же, проект очень популярен у детей, ведь “Music Puzzle” в первую очередь компьютерная игра. Программа настолько сильна, что у меня не было ни одного пропуска по этому уроку. Дети, которые не попали в эксперимент, хотят попасть в него на следующий год. И мы планируем оборудовать класс, чтобы проводить групповые занятия, а итоговые контрольные уроки — в форме соревнований. Мне кажется, это будет очень интересно”.
Особенно ожидаемым было выступление Софьи Максимовой — директора Научно-методического центра по художественному образованию, инициировавшего реализацию проекта. Руководитель учреждения подвела итог трехлетней экспериментальной работы более двух десятков детских школ искусств страны. Не все из них остались в проекте: кто-то отсеялся на первом этапе, кто-то на втором, что “совершенно нормально для эксперимента”. А есть и такие, которые со временем присоединились к программе.
Безусловным плюсом эксперимента можно считать приобретение большинством его участников “довольно ценного и редкого качества” для педагогов — способности анализировать будущие шаги до начала деятельности.
Внедрение арт-проекта пошло, по словам С.Максимовой, по двум “рукавам”. В первом потоке с помощью эксперимента максимально расширили, углубили и разнообразили те формы работы, которые уже существовали. В другом вышли за рамки существующего процесса и попытались принципиально изменить цель и задачи преподавания теории. Второй путь избрали, естественно, меньшее количество школ и преподавателей. “Мне кажется продуктивным и то, и другое направление, — заметила директор Центра, — но с точки зрения образовательного процесса более продуктивен второй”.
Самым сложным моментом эксперимента С.Максимова назвала проверку того, что “получилось на выходе эксперимента. Для анализировавших работы крайне важным оказалось то, что вы вышли на базовую, научную составляющую в понятии педагогика. Вы заговорили о мотивации. С помощью эксперимента мы можем ее “завести”, то есть сделать более продуктивной, направить в четко определенное русло. И об этом на третьем этапе заговорили очень многие участники проекта. Мне кажется, многие нашли путь к ее решению. Это самая большая ценность”.
Эксперимент закончился, но не прошел, звучало в выступлениях участников Всероссийской конференции-фестиваля “Искусство. Образование. Инновации”. Положено начало работе “по-новому, по-другому”.
Справка
Арт-проект “Music Puzzle” — инновационная компьютерная программа, позволяющая развить музыкально-слуховые и творческие способности учащихся детских школ искусств. Это первый российский мультимедийный проект, использующий компьютерные технологии в комплексе с возможностями интерактивной практики взаимодействия с живой музыкой.
Прикрепленный файл | Размер |
---|---|
Фото автора. | 52.38 кб |
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы отправить комментарий.
- версия для печати