9 мая - День Великой Победы

Что изменится в России с 1 мая 2024 года

Школярам в кайф “Music Puzzle”

Школярам в кайф “Music Puzzle” Арт-проект Music Puzzle

Фото автора.


0

Три года Новочебоксарская детская школа искусств в числе двадцати двух ДШИ России участвовала в эксперименте по апробации мультимедийного арт-проекта “Music Puzzle”, который проводил Научно-методический центр по художественному образованию Министерства культуры Российской Федерации. И дважды она принимала у себя его участников. Сначала в апреле 2009 года собрала в Новочебоксарске Межрегиональную конференцию-фестиваль “Искусство. Образование. Инновации”, а 3-4 июня нынешнего года — одноименную  Всероссийскую конференцию-фестиваль, на которую со всей России съехались представители школ, вошедших в эксперимент.
Программа конференции включала выступления преподавателей и руководителей детских школ искусств и музыкальных из Красноярского, Пермского краев, Мурманской, Тверской, Ульяновской, Рязанской, Самарской, Тамбовской, Амурской областей, республик Татарстан и Чувашия.
Каковы же итоги трехлетнего внедрения арт-проекта? “Сочетание комментариев преподавателя с видеоинформацией или анимацией значительно активизирует внимание учащихся к содержанию учебного материала и повышает интерес к новой теме, — говорит  заместитель директора по научно-методической и инновационной работе Новочебоксарской ДШИ Светлана Иванова. — Обучение становится занимательным и эмоциональным, дети — активными исследователями, мыслителями, критиками, учатся работать с информацией, осмысливать ее и делать необходимые выводы.
Практика показала, что эффективно использовать компьютерные программы на уроках теоретиче­ских дисциплин в ДШИ можно во всех классах. У учащихся активизировались музыкальный слух, память, воображение, фантазия. Применение в музыкальной педагогике таких мультимедийных проектов, как “Music Puzzle”, способно усовершенствовать процесс обучения и представить музыкальный материал в новом виде. За  подобными образовательными программами будущее художественного образования в России”.
Ее точку зрения на перспективу использования в педагогиче­ской практике арт-проекта разделила и преподаватель Норильской детской школы искусств Виктория Майер, заявившая, что одним из путей преодоления кризиса художественного образования в России должны стать такие проекты, как  “Music Puzzle”. Рассказывая о своем опыте работы, она заметила: “Уникальность проекта в том, что он является своего рода лакмусовой бумагой в образовательном процессе, то есть программа сразу же выявляет все пробелы в знаниях ученика. К тому же она представляет большое поле для методической и творческой деятельности преподавателей.
Главное же, проект очень популярен у детей, ведь “Music Puzzle” в первую очередь компьютерная игра. Программа настолько сильна, что у меня не было ни одного пропуска по этому уроку. Дети, которые не попали в эксперимент, хотят попасть в него на следующий год. И мы планируем  оборудовать класс, чтобы проводить групповые занятия, а  итоговые контрольные уроки — в форме соревнований. Мне кажется, это будет очень интересно”.
Особенно ожидаемым было выступление Софьи Максимовой — директора Научно-методического центра по художественному образованию, инициировавшего реализацию проекта. Руководитель учреждения  подвела итог трехлетней экспериментальной работы более двух десятков детских школ искусств страны. Не все из них остались в проекте: кто-то отсеялся на первом этапе, кто-то на втором, что “совершенно нормально для эксперимента”. А есть и такие, которые со временем присоединились к программе.
Безусловным плюсом эксперимента можно считать приобретение большинством его участников “довольно ценного и редкого качества” для педагогов — способности анализировать будущие шаги до начала деятельности.
Внедрение арт-проекта пошло, по словам С.Максимовой, по двум “рукавам”. В первом потоке с помощью эксперимента максимально расширили, углубили и разнообразили те формы работы, которые уже существовали. В другом вышли за рамки существующего процесса и попытались  принципиально изменить цель и задачи преподавания теории. Второй путь избрали, естественно, меньшее количество школ и преподавателей. “Мне кажется продуктивным и то, и другое направление, — заметила директор Центра, — но с точки зрения образовательного процесса более продуктивен второй”.
Самым сложным моментом экс­перимента С.Максимова назвала проверку  того, что “получилось на выходе эксперимента. Для анализировавших работы крайне важным оказалось то, что вы вышли на базовую, научную составляющую в понятии педагогика. Вы заговорили о мотивации. С помощью эксперимента мы можем ее “завести”, то есть сделать  более продуктивной, направить в четко определенное русло. И об этом на третьем этапе заговорили очень многие участники проекта. Мне кажется, многие нашли путь к ее решению. Это самая большая ценность”.
Эксперимент закончился, но не прошел, звучало в выступлениях участников Всероссийской конференции-фестиваля “Искусство. Образование. Инновации”. Положено начало работе “по-новому, по-другому”.

Справка
Арт-проект “Music Puzzle” — инновационная компьютерная программа, позволяющая развить музыкально-слуховые и творче­ские способности учащихся детских школ искусств. Это первый российский мультимедийный проект, использующий компьютерные технологии в комплексе с возможностями интерактивной практики взаимодействия с живой музыкой.

 Похожие публикации