Сказ о Мариинском Посаде, или Окно в прошлое
Так называлось театрализованное представление, которое перенесло собравшихся на берегу Волги горожан и гостей Мариинского Посада в XVII век. Все действующие лица, а это купцы, купчихи, ремесленники, крестьяне, крестьянки, мещане, городские жители, даже дети, были в нарядах, которые соответствовали их сословиям.
Рыбацкая деревушка
Слева от празднично оформленной сцены (ее задняя часть — парадный вход с Волги) расположилась рыбацкая деревушка с шалашами из веток и прутьев. Рядом рыбацкие сети, деревянные лодки, утварь.
Живущие здесь люди снуют туда-сюда. Кто-то стучит молотком, другой разбирает сети. Мужчины готовят лодку для спуска на воду, женщины направляются на мостик полоскать белье, играют дети. Мгновение и… начинается хоровод. А по Волге проплывают плоты с сеном, зерном и прочим товаром.
За кадром голос: “И поднимались по берегам Волги селения. Известно, что в 1624 году в селе Сундырь была уже деревянная церковь во имя Святой Троицы”. В это время с другой стороны начинает двигаться крестный ход, слышится церковное песнопение.
Бурлаки на Волге
Одно действо сменяется другим. И вот уже нарастает шум ярмарочной толпы — под музыку появляются торговцы, лоточники, барыни, дети.
Торговцы и покупатели расходятся и появляется беспорядочная толпа, а вдали слышится: “Эй, ухнем!” — это изможденные бурлаки тянут баржу. Тяжело идут, один падает, другой его поднимает, ну просто как настоящие.
Оживились и грузчики. “Лямочники идут!” — кричат они. За кадром пронизывающий до мурашек голос: “Почти пригнувшись головой к ногам, обвитым бечевой, обутым в лапти, вдоль реки ползли гурьбою бурлаки”.
Еще одна, взволновавшая до глубины души сцена. Один из бурлаков говорит другому: “Эх, напасть! Когда бы зажило плечо, тянул бы лямку, как медведь. А кабы к утру умереть, так лучше было бы еще”.
В это время навстречу им из рыбацкой деревни бегут женщины — жены с детьми на руках, матери с хлебом, кувшинами воды и угощают родных. Появляются санитары, которые перевязывают раны бурлакам.
Очень волнительное действо, вызвавшее у некоторых зрителей даже слезы. Главное, сыграно оно профессионально, хотя “артисты” — простые жители города.
Приплыла императрица
Слышится звон колокола. Бурлаки вместе с женщинами направляются в рыбацкую деревню, а к сцене идет народ в праздничной белой одежде, ликует, машет белыми платками.
Вдали на Волге появляется лодка императрицы Екатерины II. Величавый звон колокола нарастает. И она со свитой сходит на импровизированную сцену.
Знатные люди, именитые горожане встречают ее хлебом-солью. “Завещаю вам не забыть: вы — народ волжский — истинно русский, и помнить об этом надобно. Порадуйте душу раздольными напевами да хороводом”, — говорит государыня-матушка.
Городские жители, конечно же, не ударили лицом в грязь. И танец показали, и платками помахали вслед уплывающей лодке.
Емельян Пугачев и его сподвижники
Тут же слева подплывает плот с Емельяном Пугачевым, провозгласившим себя спасшимся императором Петром III, и его сподвижниками, вооруженными вилами, палками, хлыстами. “Я воюю хоть куда! Казнить так казнить, жаловать так жаловать. Повинуйтесь мне!” — кричит, размахивая хлыстом, разбойник.
Все люди присели, головы, покрытые черными платками, опустили, а один старик не повиновался, вышел из толпы и сказал: “Что ж ты, ирод, делаешь? Зачем душегубствуешь?” Тем временем сподвижники поволокли его к Пугачеву. Заплакала женщина, видно, жена старика. Пугачев: “Пожечь все! Идем на Цивильск!”
За кадром пояснение: “Тяжело пришлось населению Сундыря летом 1774 года, войска Пугачева, двигаясь в сторону Цивильска, разорили село, разграбили запасы и опустошили казну”.
Возрождение
Конечно, село Сундырь оправилось, занялось торговлей лесом, хлебом, рыбой, промыслами. А мастера славились на всю губернию. Было развито бондарное, кузнечное, обозное дело, лозоплетение, работала судоверфь, где делали баржи, шлюпки рыболовные, суда.
23 мая 1856 года Государственный Совет Российской империи по ходатайству купцов и лесопромышленников села решил переименовать село Сундырь Казанской губернии и прилегающие к нему деревни в Посад и назвать его Мариинским в честь императрицы Марии Александровны. И 18 июня того же года император Александр II согласился с мнением Госсовета, и эта дата стала днем рождения Мариинского Посада.
Театрализованная часть действа завершилась хороводом дружбы, песнями и плясками.
Послесловие
Невероятное по масштабу, организации, количеству и участников, и зрителей действие закончилось веселыми плясками, хороводами. Люди ликовали.
Какими добрыми, веселыми были лица марпосадцев! А каково было удивление гостей! Они говорили, что нигде еще не видели такого театрального представления, как будто перенеслись в прошлое, сами стали частью истории. Это было самое лучшее представление, которое посмотрели на одном дыхании.
С массой положительных впечатлений уехали домой гости, а жители с гордостью будут вспоминать этот праздник, в котором сами приняли активное участие.
КСТАТИ
Если верить легенде, 16 июня 1767 года — ровно 250 лет назад — Екатерина II, путешествовавшая по Волге, остановилась у подножия горы села Сундырь, чтобы пообедать. К тому же ее привлекли люди в белых одеждах, махавшие ей с берега, словно птицы. Теперь эту гору называют Государевой.