Что изменится в России с 1 ноября 2024 года

Страж сокровищ и царства

Змей на русской иконе XVII века.Страж сокровищ и царства Новый год-2024

Змей на русской иконе XVII века.

“Змей Горыныч”. Рисунок русского художника, книжного иллюстратора Ивана Билибина, 1912 г.Страж сокровищ и царства Новый год-2024

“Змей Горыныч”. Рисунок русского художника, книжного иллюстратора Ивана Билибина, 1912 г.


0

Древняя Русь. 1092 год. Летописец рассказывает: “Стали темны облака, и протянулся из-за них змей великий, голова в огне, а головы три, и пошел от него дым, и начался шум, словно гром”.


Любопытно, что о драконах, а 2024-й именно его год по восточному календарю, говорили чуть ли не все народы мира. В том числе и на Руси. Правда, до нашего времени не дошло практически ни одного оригинального источника, описывающего вымышленных существ из славянской мифологии. Мы имеем смутные, противоречивые и зачастую непохожие друг на друга легенды разных славянских народов.
Каких же драконов знали на Руси?

Чудо-юдо
Это известный практически каждому человеку персонаж былин и народных сказок. Этнографическая литература XIX века называет Чудо-юдо персонажем, который пришел в славянский эпос из более ранней культуры.
Единого мнения о его происхождении нет. Этнографы и культурологи предлагают самые разнообразные версии появления этого персонажа в русских сказках. Чудо-юдо представало как в виде отрицательного персонажа, так и положительного, но чаще всего было олицетворением нейтральной силы.
Чудо-юдо отождествляется с Идолищем поганым, с которым сражаются богатыри. Идолище тоже былинный богатырь, но воюет он на стороне зла. Некоторые сказания и былины этого богатыря называют Тугарином Змеем.
Кроме того, его пол менялся с течением лет. Изначально змей был женского пола. Позднее он стал мужским, а ближе к нашему времени упоминается уже в среднем роде. Чудо-юдо имеет несколько голов. Иногда сказания упоминают еще и хоботы, именно они были основным оружием существа. Правда, хоботами в старину называли хвосты. Многоглавый дракон умеет дышать огнем, сжигая целые села.
Чудо-юдо живет либо на дне морском, либо за рекой Смородиной, которую можно перейти только по Калиновому мосту. У него имеется каменный дворец, в котором проживают жены-колдуньи и мать-змеица. Некоторые сказания упоминают еще и о коне, на котором приезжает этот персонаж к месту сражения. Внешне Чудо-юдо напоминает морских чудовищ из античной мифологии или драконов, живущих под водой. Это же касается и характера, природы существа. Церковно-славянский словарь Дьяченко гласит, что имя этого чудища переводится с санскрита как “морское животное”, а приставка “Чудо” говорит о том, что животное было необычным.

Змей Горыныч
Это огнедышащий дракон, имеющий несколько голов, представитель злого начала в русских народных сказках и былинах. Горыныч — от глагола “гореть” и лишь вторично от слова “гора”. Это говорящее драконоподобное существо с тремя головами, хвостом и медными когтями, обладающее способностью дышать огнем, при этом выпускает из ушей дым.
Змей Горыныч передвигается на двух задних лапах, у него две маленькие передние лапы, как у тираннозавра. Медные когти распарывают доспехи богатырей, как будто это тонкая ткань, а не железо. Воздух вокруг Змея Горыныча пахнет серой. Кровь его настолько ядовита, что не впитывается в землю.
Место его обитания обязательно безжизненное, где трава не растет, птица не поет, или это палаты, сверкающие златом-серебром.
Змей Горыныч стережет границы колдовского Тридесятого царства за тридевятыми горами. В названное царство можно попасть через Калинов мост, перекинутый над широкой, иногда огненной рекой. Но как раз этот-то мост и стережет Змей Горыныч, никого не пропустит: ни птицу, ни зверя, ни пешего, ни конного, всех сжигает или пожирает. В других версиях Змей стережет не границу, а сокровища, молодильные яблоки, живую воду и прочие сказочные артефакты.
Его появление сопровождается шумом, схожим с шумом дождя или грозы, небо темнеет, поднимается ветер.
У Змея Горыныча есть увлечение — похищать молодых девушек, что свойственно драконам из большинства легенд мира. Но в нескольких преданиях он охраняет царевну из Тридесятого царства от посягательств извне.
Некоторые исследователи считают, что Змей Горыныч и Чудо-юдо — один персонаж.

Огненный змей
О таких летающих рептилиях, которых еще называли Огняник или Огневик, записи начали появляться с XI века. Летописцы описывают их как огненных крылатых драконов с тремя головами и длинным хвостом, извивающимся во время полета. Они издают шум, похожий на гром.
По описаниям этот славянский дракон похож на шаровую молнию. Опускаясь на землю, он сыплет искрами и издает страшный шум, похожий на гром. Как гласят легенды, Огняник живет в горах, предпочитая просторные пещеры, иногда предания “селят” его прямо на облаке. Он умеет принимать вид красивого юноши. Легенды приписывают Огненному змею богатырскую силу и невероятное богатство.
По преданиям, его нельзя убить, живет дракон вечно. Он неплохо разбирается в травах, знает, как исцелить болезнь или приворожить возлюбленную с помощью зельеварения.
Появляется он из облаков, летит по воздуху и, рассыпавшись искрами над крышей, проникает в дом через печную трубу. И когда он спускается на землю, его крылья отпадают. Огненный змей посещает в ночное и вечернее время вдову или девицу, чрезмерно предавшихся тоске после недавней потери мужа или сердечного друга.
Легенды гласят о том, что если Огневик полюбит девушку, то она не сможет не ответить на его чувства.

Великий Полоз
Это змей, образ которого восходит и к языческим змеям разных культур, символизирующим плодородие, бесконечность мира, домашний очаг, мудрость, и к христианской культуре, в которой змей символизирует искушение. Наиболее ярко, пожалуй, образ Великого Полоза, хранителя золота, описал в своих сказах на основе легенд горняков Среднего Урала Павел Бажов. Змей этот у него легко превращается в человека и наоборот.
Великий Полоз, по сути, воплощение мечты рудознатцев о благополучии, желании выбраться из нищеты. Так появлялись легенды о Великом Змее Урала. В одном из сказов Бажова Полоз показал сироткам, где можно найти золото, наказав им не жадничать. Тех, кто был слишком охоч до золота, он, наоборот, уводил от него, еще и наказать мог, до драки людей довести или даже до убийства. Он наказывал не только людей, но и одну из своих дочерей, змейку Золотой Волос. Она была девицей красоты невиданной и носила золотую косу длиной 10 сажен.
На самом деле Великий Полоз был не только легендой: когда-то в этих местах жили марийцы, и там действительно водились гигантские змеи наподобие анаконды. Появившиеся позже в тех местах русские назвали это существо Великим Полозом.

Змиулан
Персонаж русской мифологии, грозный великан или же царь-змей, владеющий несметными стадами, противник Грома и Молнии. Змиулан является богом источников, колодцев, змей и туч. Вода ассоциировалась у наших предков со смертью: во многих мировых культурах души умерших переправлялись в мир мертвых по реке.
В деяниях Змиулана есть и доблесть, и низость, и честные победы, и жестокость. Несмотря на то что он муж демона-змеи, сражается на одной стороне с Перуном. Змиулан — это свет и тьма, борьба противоположностей. Скачущий верхом на единороге, он является покровителем воинов, символом, олицетворяющим ратную доблесть и отвагу.
Другой его образ — похожий на змею бес, живущий в дупле дуба, связан со стихией огня. Околдовывает женщину, внушив ей любовь, берет ее замуж, приносит в дом богатства из спрятанных в земле кладов. В ночь ведуны заговаривали трубы домов, через которые он проникал в дома.
В отличие от Полоза, он крылат и больше напоминает дракона в европейском представлении.

Ящер
Бог-крокодил по одним представлениям славян либо Бог-змей по другим верованиям. Родословная его неоднозначна, но в большинстве найденных исторических хрониках указывается, что он является сыном Матери Сырой Земли и братом (или сыном) Кощея — бога мира теней.
Славянский бог Ящер наиболее всего почитался или упоминался в древних источниках Новгородских либо Псковских земель. Он часто выступал как противоборствующая сила в космогонии славян. Например, в сказаниях описано, как с Ящером боролся сам Творец Сварог.
Кроме этого, славяне ведали о том, что детям Ящера также передавалась могучая сила Матери Сырой Земли. Потому от него зачастую произрастали великаны либо змеи о трех головах, олицетворяющие собой основные стихии: огонь, воду и землю. Такие дети назывались Горынями, а позднее такое именование преобразовалось в известное словосочетание “Змей Горыныч”.
Если рассматривать божество как хранителя несметных сокровищ и богатств, то Ящер всегда слыл именно его стражником, а не пользователем. На протяжении многих эпох было среди людей поверье, что драгоценные камни — это окаменевшая слюна либо слезы дракона, змея из Земли.
Стоит отметить, что каждый эпос имеет своего, “национального” дракона, который в разных легендах является олицетворением разных явлений, философских взглядов, этапов духовного развития.

***

Родившиеся в год Дракона
Президент России Владимир Путин; писатели Максим Горький, Чингиз Айтматов; поэты Александр Блок, Иосиф Бродский; художники Михаил Врубель, Илья Репин; композитор Николай Римский-Корсаков; летчик Алексей Маресьев; актеры Зиновий Гердт, Лариса Голубкина, Юрий Яковлев и многие другие.

  • Змей на русской иконе XVII века.
  • “Змей Горыныч”. Рисунок русского художника, книжного иллюстратора Ивана Билибина, 1912 г.