Татьяна Муллина: Ничего не возвратится
Сочинять стихи начала еще в школе. Не помню, что я написала в выпускном экзаменационном сочинении о героях современности, в которое кроме произведений известных поэтов включила свои собственные, но оно было признано лучшим, как позже и вступительное в вуз.
Окончила филологический факультет Чувашского государственного педагогического института. Во время учебы работала в факультетской газете “Слово” и институтской — “Прожектор”. Писала сценарии для КВНа, стройотрядовских капустников.
Тридцать лет проработала в школе учителем, последние пять в Москве. Внимательным слушателем моих стихов там был Владимир Епископосян — сценарист, заслуженный артист РФ, снявшийся в “Пиратах ХХ века” и в более чем 100 фильмах. Он-то и посоветовал мне печататься. Но лучше классиков не напишешь.
Неравнодушна к поэзии Есенина, Высоцкого, из современных авторов нравятся Лариса Рубальская и Юрий Поляков. Но больше всего люблю музыку (окончила музыкальную школу).
В мире, где правят банкноты
И лживы порою слова,
Правдой звучат только ноты —
Музыка вечно права...
Родом я из Ядрина. Первые публикации моих стихов были в районной газете “Знамя труда”. Пишу от души и для души.
...И все-таки дела не так плохи,
Когда есть музыка —
она-то точно вечна,
Еще поэзия, любимые стихи
И радуга над полем бесконечным...
Дождь осенний расплакался ночью
Дождь осенний расплакался ночью,
И с утра еще слезы он лил.
По тебе я соскучилась очень,
Не пойму я: ты есть или был.
Может, снилось мне теплое лето,
Синий дождик плясал на лугу...
Может, мною придумано это —
То, что я без тебя не могу.
Может, сном была радуга в небе,
А ненастье казалось зноем...
Может, ты даже рядом не был,
А был просто придуман мною...
Поздно встретились
На деревьях грачиные гнезда,
Вновь весна постучала в окно.
Очень жаль, что мы встретились поздно,
Что давно уже все решено.
Пронеслось столько весен и зим,
И у нас уже взрослые дети.
Но сейчас нам чудесно вдвоем,
Потому что ты лучший на свете.
Говорим мы с тобой о любви,
Но вернуть все назад невозможно,
Нам отпели свое соловьи,
Почему мы так встретились поздно?
Порадуйся
Порадуйся каждой травинке,
Собою украсившей луг,
Узорчатой паутинке,
Что сплел между веток паук.
Порадуйся каждой букашке,
Что в травах медвяных ползет,
И белой прозрачной ромашке,
Которая в поле растет.
Возьми лучик солнца в ладони,
Губами к нему прикоснись,
И эти мгновенья запомни,
Они называются жизнь.
И струны души твоей тронет
Ранний рассвет золотой
И сердце наполнит любовью
И радостью встречи с тобой.
Смотрит в небо темная река
Смотрит в небо темная река.
Листопад прошел, и лужи стынут.
А в твоей руке моя рука,
Мы бредем по улице пустынной...
В темном небе вижу звезд мерцанье,
Далеко их отраженья свет.
Ты прости меня за опозданье,
Опоздала я к тебе на много лет.
Опоздала, ничего не возвратится,
Только звезды также дарят свет.
И мальчишка из весны мне снится,
Из весны, к которой ходу нет.
Я вспоминаю опять
Озера синяя гладь
Спряталась в зарослях ивы.
Я вспоминаю опять
В августе день счастливый.
Солнце нещадно палит,
Низко стрекозы летают,
Клин журавлиный вдали
Следом за облаком тает.
Солнца ленивый закат
Дарит лучи на прощанье...
Глаз твоих пристальный взгляд,
Губ твоих влажных касанье...
Лето внезапно приходит
Лето внезапно приходит.
Дни будто бы с горки катятся.
Кружат в лесном хороводе
Бабочки в желтых платьицах.
Солнце лучи разбросало,
Все залито солнечным светом.
Березка грустить перестала,
В изумрудную зелень одета.
Травами яркими радует
Луг, утопая в цветах.
После летнего дождика радуга
Пляшет в цветных облаках.
Где-то в закатах зарницы
Пылают пунцовым огнем.
Лето куда-то умчится,
Но мы будем помнить о нем.
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы отправить комментарий.
- версия для печати
Комментарии
К сожаленю, не соблюдается и размер. Хотя автор окончил филфак
"— Как ты это находишь? — спросил я Швабрина , ожидая похвалы, как дани, мне непременно следуемой. Но к великой моей досаде, Швабрин , обыкновенно снисходительный, решительно объявил, что песня моя нехороша.
— Почему так? — спросил я его, скрывая свою досаду.
«Потому, — отвечал он, — что такие стихи достойны учителя моего, Василья Кирилыча Тредьяковского, и очень напоминают мне его любовные куплетцы».
Тут он взял от меня тетрадку и начал немилосердо разбирать каждый стих и каждое слово, издеваясь надо мной самым колким образом. Я не вытерпел, вырвал из рук его мою тетрадку и сказал, что уж отроду не покажу ему своих сочинений. Швабрин посмеялся и над этой угрозою. — «Посмотрим, — сказал он, — сдержишь ли ты свое слово: стихотворцам нужен слушатель, как Ивану Кузмичу графинчик водки перед обедом".
(с) А.Пушкин, "Капитанская дочка"
А мне стихи в целом понравились, хотя в первом, на мой взгляд, избыток не несущих смысловой нагрузки местоимений.
А критика должна быть, по моему разумению, более предметной. Смазан ритмический рисунок - хотя бы один пример. Банальные рифмы - пример и т.д.
Несоблюдение размера- мой пример.
"Может, мною придумано это —
То, что я без тебя не могу.
Может, сном была радуга в небе,
А ненастье казалось зноем..."
Александр! Если бы это написал ребенок- второклассник, я бы сказала , что это хорошо. Но для поэта это очень плохо
Олена, Вы взяли строки разных четверостиший.
Заключительное там:
Может, сном была радуга в небе,
А ненастье казалось зноем...
Может, ты даже рядом не был,
А был просто придуман мною...
На мой взгляд, все в норме. На слух ритмический сбой не улавливаю, а раскладывать по слогам сейчас не хочется. Нормальная перекрестная рифма, тем более что рифмуются существительное с глаголом и существительное с местоимением, а не одни части речи.
И предшествующее четверостишие пристойное:
Может, снилось мне теплое лето,
Синий дождик плясал на лугу...
Может, мною придумано это —
То, что я без тебя не могу.
Избыток местоимений - вот это я считаю недостатком, ибо они как раз вставлены местами для соблюдения размера.
Я, по-моему, просто не то скопировала. Если честно, то согласна с росным Ешкиным котом, что стихи слишком посредственны. И перечитывать неохота. Лучше такое не печатать
Это выбор автора. Все равно стихи издаются в подавляющем большинстве случаев за свой счет (разве что отдельным счастливчикам удастся найти спонсора) и раздаются даром - при этом 90% одариваемых читать эти стихи не будут. Как мудро заметил один из авторов "Самиздата", если ваши стихи не изучают в школе,заставить их прочитать кого-то можно только под дулом пистолета. Исключение - узкие литературные сообщества.
Я согласен С Ешкиным котом. На литературных форумах это разбомбили бы в 2 счета!
Мне кажется, что достаточно прочесть стихи, чтобы увидеть банальные - т.е. избитые, примелькавшиеся рифмы типа любви - соловьи, травинке - паутинке, букашке - ромашке.
Вот это уже конкретный пример. Увы, русский язык в принципе беден рифмами, поэтому поэты вынуждены эксплуатировать веками пресловутые любовь - кровь, морозы - розы.
Ешкин кот! Вы не правы! Вот находка доморощенного местного автора:
"И листву уж атакует плесень,
А она!.. Лежит ковром, шурша!"
Особенно здесь меня восхищают знаки препинания!
Олена, - это гениально. Начитавшись подобных шедевров, пожалуй, можно и на международный уровень выходить с юмористичской рубрикой.
Облачка в штанишках плыли в небесе,
Желтенькие листья шуршали во лесе.
Облачка в штанишках плыли в небесе,
Желтенькие листья шуршали во лесе.
Я сидел без средства в стареньком пальте,
А жена, в киношке в первеньком ряде.
Горжусь этим своим произведением!
Ну полный отпад. Я в шоке, как звезда.
Этот совместный наш шедевр меня окончательно убедил в том, что нам с вами по путю в плане создания совместных произведений. А что? Денежки будем зарабатывать.
Прикалываетесь? Ну-ну!
Я валяюсь под столом! Листву атакует плесень!
Александр, вы так рьяно принялись разбирать стихи с профессиональной точки зрения литературоведческого критика, да еще и от меня потребовали подобного отчета. А почему я, как литературовед должен отчитаться: почему я подумал, что ямб в стихах не хорей или амфибрахий. Мы с вами находимся не на профессиональном форуме литературоведов, чтобы вдаваться в такие специфические подробности и профессиональные истины. Уж извините, посмел высказаться по поводу стихов, как говорится, сунулся с суконным рылом в калашный ряд.
Правильно тут заметили – что мол, пора литературный клуб открывать. А я всего лишь хотел подчеркнуть суть стихов, и мою мысль очень хорошо уловила оппонент Олена. А вот вы принялись щепетильно разбираться в ямбах и хореях.
Однако хочу подчеркнуть, что основной моей мыслью было отразить мое видение стихов мадам, которыее мне не понравились не только ввиду затертости рифм, сколько по причине их излишней наивности и детскости: ромашки, букашки, закаты, рассветы, паутинки, льдинки, былинки, травинки, малинки.
Александр имеет право на свое мнение. Он хочет конкректики. Могла бы разобрать, но мне неохота. Мое мнение - если в стихах нет своего, то это не стихи, а рифмованные строчки. Я такое пишу на английском, если мне надо какую-нибудь песенку сочинить к празднику. Главное отличие стихов от этикетки к одежде в том, что в них есть образность, которая выражаетсчя разными средствами,что и приводит к тому, что произведение воздействует на чувства. Я знаю, чем, но мне, опять же, . перечислять неохота.
Вдохновившись, я решил тоже начать писать. А чем черт не шутит? Граждане, оцените, а?
Ловлю букашек на лугу,
Я жить без оных не могу.
В лучиках солнца лежу на пляжу.
В небе за радугой нежной слежу.
Прозрачных ромашек нарву на лугу,
Выпью пол - литру, от счастья заржу.
Класс! А вот мое:
Люблю букашек на лугу,
Я прямо к ним бегом бегу.
И даже когда я лежу на пляжу,
На энтих букашек в истоме гляжу.
Чудо!!! Вам надо точно печататься. Это говорю вам я, - Ешкин Кот. Я, конечно не Епискополсян. Но и не какой - нибудь Кот в сапогах.
У меня сей шедевр занял полминуты. А у вас ваше великое творение сколько?
Примерно столько же.
А могли бы деньги на этом зарабатывать! Я украла у вас рифмы!
Да....вы мне идею хорошую подкинули. Начну работать усиленными темпами.
А как вам такое стихотворение?
Луга, поля, где мы трудились!
Хлеба, что морем колосились!
И дом родной. Родник. Ручей...
Зову все Родиной своей!
Классика!!! Я долго плакаль, вспоминая Родину и вас, а также букашек на мурашках и прозрачные ромашки в росных лужайках.
Это не мое творение. Это другого автора из напечатанных. Я рыдаю!
Кстати, последние строчки четверостишия вызвали легкий шок. Вот эти конкретно: "И дом родной. Родник. Ручей...Зову все Родиной своей!" Это что, мемуары Водяного о собственной Родине? А может ... лягушонка?.
Здесь уже знаки препинания вами правильно расставлены... Мелковато как-то...
Это кому ответ?
Ешкин кот! После тяжелого рабочего дня я смеюсь, как могу только с утра! С росного утра в букашках в мурашках!
Ну я рад, что доставил вам столько счастья своим произведением. Вы меня вдохновили на новые шедевры.
Вы меня тоже. Ведь автору обязательно нужны благодарные читатели! Чтобы они, вдохновленные нами, побежали в колосящиеся моря жать хлеб!
Завтра же и начну по - новой. Ждите.
Жду с нетерпением! Жизнь заиграла, красками! Шурша!
))) Пора литературный клуб открывать ...
Наверное! И будем читать друг другу плохие стихи!
А это не столь важно. Главное позитивные эмоции ... ))
Тогда можно выходить на сцену и петь, не попадая в ноты. Народ смеяться будет. Это положительные эмоции
Мы удивляемся отсутствию культуры и тяги к чтению настоящей литературы у подрастающего поколения. Олена, может они появляются из -за любви к подобного рода трогательно - умильной "поэзии" и низкопробному, грубоватому юмору. который пропагандируется с экранов ТВ, к примеру, в передаче "Кривое зеркало"?
Так там же междусобойчик будет ... А не на весь народ
В Чебах например есть квартирник Там тоже читают свои стихи (и сколько их там не более 20-40 чел)
Считаю это нормальным. Я знаю человека в правительстве республики, он собирает друзей, они играют и поют. Неплохо,кстати. Но им не приходит в голову выступать на телевидении
Да и я про тоже ... Про обычный маленький клуб из любителей почитать ... послушать ... провести время
а вовсе не про телевидение или концертный зал ...
Будьте снисходительны, уважаемые блогеры.
В Чувашии авторы, пробившие (именно так) себе звание "Заслуженный работник культуры" грешат тем, что, не смущаясь, размещают свои примитивные творения в печатных изданиях. И никто не смеет их критиковать. Поинтересуйтесь на досуге, рекомендую.
Здесь человек из народа рискнул опубликовать свои стихи. Пусть они не соответствуют шедеврам. Но они написаны от души. И это право автора.
Смею заметить, что насмешки не украшают воспитанного человека. Извините, это так. Критика должна быть доброжелательной, если вы хотите, чтобы её услышали.
Я поддерживаю творческий порыв любого человека. Лучше сочинять стихи, чем часами смотреть сериалы. А на чей суд представить свои творения? Решать ему.
У всех ли есть право на критику? Кто из вас получил образование литературного критика?
Я не люблю детективы. Но не стану критиковать их авторов. Не имею права.
Будем же взаимно вежливы!
Никто здесь и не является литературным критиком, о чем я сделал как раз замечание Александру, который потребовал от меня полной раскладки, как от литературного критика. Я ему возразил, что высказал собственное мнение. Или, судя по - вашему комментарию, этого делать нельзя? Тогда возникает вопрос - к чему снизу под статьей имеется колонка - "отзыв", если я не иимею права высказать собственное мнение? Или мнение по поводу стихов должно быть только положительным? Почему? И почему "критика должна быть доброжелательной", если мне стихи не понравились? И в чем вы увидели хамство, или оскорбления, написав - "будьте взаимно вежливы". Здесь никто не оскорблял автора, просто люди высказали свое мнение. Оказывается этого делать нельзя.
Мы с вами шутить посмели
Олена, и не говоримте. Грешно однако.
Элеонора пишет: «авторы……. грешат тем, что, не смущаясь, размещают свои примитивные творения в печатных изданиях. И никто не смеет их критиковать….». Вроде, ее возмущает то обстоятельство, что критиковать нельзя.
А сама далее продолжает: «У всех ли есть право на критику? Кто из вас получил образование литературного критика?»
Прямо какое – то несоответствие. То высказывается возмущение по поводу того, что критиковать нельзя, то наоборот, возмущается тем, что посмели критиковать.
Из чего можно сделать вывод - критиковать можно, но не всех.
Я предпочитаю смотреть в глаза и критиковать открыто. Ешкин кот, кто ты? Из-за угла "храбро" высказывать все, что хочется, достойно похвалы? ) ))
Не пытайтесь переводить стрелки на меня.
Каждый находит себе место и тему для веселья по своему уровню.
До свидания, "знатоки " поэзии. Всем успехов на поприще критики!
Ага, я вижу что вы предпочитаете. Если вы предпочитаете критиковать открыто, то почему я - закрыто? Я тоже имею ник, как и вы. Почему из - за угла? Вы прочли мои комментарии и даже "критикнули" их по самые уши. Я никаких стрелок не перевожу, это вы запутались в своих комментариях: в одном говорите одно, в другом - прямо противоположное сказанному же вами. Вы уж как - то разберитесь в своих приоритетах и пристрастиях. А то, читая вашу критику наших комментариев, лично у меня возникло подозрение по поводу того, а почему вы столь болезнено отреагировали на критику?
"И почему "критика должна быть доброжелательной"?
Определитесь, для чего Вы критикуете на сайте, где достаточно читателей? Дабы выплеснуть Ваше плохое настроение на автора? Чтобы самоутвердиться? Чтобы прослыть знатоком поэзии или просто смельчаком?
Если так, то все становится понятным без дальнейших пояснений.
Или же для того, чтобы помочь ему увидеть личные ошибки? Если желаете последнего, то любой человек способен воспринимать и усваивать информацию, если она не травмирует его. Обсуждение данной темы не отличается позитивом. Позволить общенародно насмехаться над чужими стихами есть признак интеллекта и воспитанности?
За каждым словом любого блогера прослеживается его характер, его отношение к миру и умение воспринимать этот мир. Все имеет причину.
Что значит, определитесь для чего вы критикуете? Для чего критикуют произведение автора? Думаю, для того, чтобы высказть свою точку зрения. Вы страшно удивитесь, но люди, порой, имеют разные точки зрения на то или иное произведение. И при чем тут плохое настроение, самоутверждение? Вам не кажется, что вы сами пустились в оскорбления и начали вместо позитивного обсуждения склоку?
Научитесь, уважаемый блогер, не растрачивать культуры поведения, прежде чем другим указывать. Никто не насмехался, люди высказали свое видение стихов. Что в этом плохого? Почему вы имеете право обсуждать комментаторов, если мы не имеем права обсуждать стихи? На каком интересно основании, может вы и есть автор стихов?
Имеющий уши да услышит....
Не услышал.
Ну где уж мне....услышать, а главное понять.
Уважаемые блогеры, попробуйте представить себя на месте того автора, чьи стихи вы обсуждаете. Вам лично была бы приятна такая "шутливая" критика?
А поводов нашлось бы достаточно, поверьте. "В чужом глазу...."
Интересно, значит в любом случае, блогеры должны авторам писать только хвалебные отзывы? Почему?
Меня всегда возмущали неграмотные писатели и поэты. Может, они задумаются. Они ведь что-то хотят нести в массы
Вот потому лично я и не пишу своих стихов на потребу публике и даже не публикуюсь, потому что знаю, что они несовершенны.
Так что про "чужой глаз" - это вы загнули. И как вы, еще не прочитав моих произведений, уже критикуете меня? Вы сами же себе противоречите в каждом предложении. Заинтересованность, однако проскальзывает между строк ваших комментариев.
Кстати, Элеонора, если не заметили, обращаю ваше внимание на то, что мы с Оленой шутили и смеялись над собственными стихами, а не над стихами Муллиной. Правда, именно она нас вдохновила на их написание. За что мы ей благодарны.