Торопыжки, Практичные люди, Энергичные, Эстеты и Волшебники
С середины ноября до середины декабря каждого года — горячая пора для многих мальчишек и девчонок, к кому стойко прилепился эпитет “одаренные”.
Марафон олимпиад продолжается
Самое популярное слово в этот период — олимпиада. Да, часы и сутки напролет за книжками, Интернетом и плечом к плечу с ответственными педагогами — не каждый осилит такое. А все ради чего? Чтобы стать победителями и призерами муниципального этапа всероссийской олимпиады школьников. Только покорив этот Олимп, можно получить право двигаться к новым вершинам — участвовать уже в этапе региональном.
Республиканские олимпиады стартовали 14 января. Так что, едва отдышавшись после предыдущих испытаний, наши интеллектуалы продолжают свое восхождение. 21 общеобразовательный предмет! Никакой даже самой умной головы не хватит, чтобы выучить их все на одни пятерки. Поэтому мы выбираем. Выбираем, где можно потрудиться, а где не грех и полениться.
Не секрет, что основная форма усвоения знаний — это школьный урок. Так вот, нам стало интересно, какие уроки ребята считают самыми важными, какие можно было бы сделать факультативными, а каких вообще нет в школьной программе, а хотелось бы…
Чему учить в школе
В нашем соцопросе приняли участие 250 учеников 5-9 классов.
Лидирующие места в рейтинге “нужных” предметов, конечно же, заняли математика (236) и русский язык (232). Кто бы сомневался! Ведь всем сдавать по этим предметам экзамены. Для абсолютного большинства это мощнейшая мотивация.
Попали в число “любимчиков” история (64) и литература (58), биология (52) и английский язык (51), обществознание (45) и физика (34). Эти предметы ребята оставили в числе обязательных по разным причинам: “необходимы в жизни”, “нравится учитель”, “интересно проходят уроки”.
Физкультура (21), музыка (19) и ИЗО (17) замыкают список обязательных, по мнению респондентов, уроков. Интуиция подсказывает, что эти предметы уравновешивают наше развитие: мозгам надо и отдыхать. Но слишком несерьезное отношение у учеников к этим веселым урокам!
Когда мы попросили назвать необязательные предметы, ребята забеспокоились: “А вы учителям не скажете, а то они обидятся и будут на нас срываться?” Мы пообещали полную анонимность. Но напряжение все же не угасало. А когда сдавали листочки с ответами, один наивный пятиклассник спросил: “Вы правда уберете эти уроки?” Я улыбнулась: “Конечно, только сначала стану министром образования!”
В числе “нелюбимых” оказались культура родного края (28) и чувашский язык (27). И это никак не означает, что мы не любим родину или без должного уважения относимся к чувашской культуре и языку. Просто “уроки проходят скучно, вяло”, “мало экскурсий, пусть даже виртуальных”. Вот узнайте ради интереса, во всех ли музеях родного города побывали ребята. А по заграницам ездим, изучаем…
Опрос показал: в каждой параллели есть тихие троечники, которые рады были бы избавиться от “проблемы”. А что? Убрал источник беспокойства — урок — и дело в шляпе. И не надо что-то делать со своей ленью и несобранностью.
Даешь зельеварение?
Последний вопрос “Каких предметов не хватает в школьной программе?” понравился всем и задел, что называется, за живое. Мы разделили респондентов на группы.
“Торопыжки” (в основном пятиклассники) хотят поскорее начать изучать взрослые науки — химию, физику, астрономию, информатику. Они еще не подозревают, что на уроках надо будет не столько ставить опыты и смотреть в телескоп, сколько учить формулы и решать задачи.
“Практичные люди” делают упор на то, что необходимо в повседневной жизни. Они хотят изучать этикет, правила ведения домашнего хозяйства, риторику, робототехнику, экономику, мировое искусство, вождение автомобиля.
“Энергичные” хотят всю школу заставить играть в хоккей и футбол, стрелять из лука, завести конюшню и заняться конным спортом, а также освоить искусство боя на мечах.
“Эстеты” мечтают получать на уроках необходимые знания, умения и навыки в области дизайна одежды, макияжа, стихосложения.
“Волшебники” то ли в шутку, то ли всерьез предложили изучать в школе магловедение, зельеварение, защиту от темных сил, телепатию, гипноз.
Через много лет мы будем задаваться вопросом “Чем нам запомнились школьные годы чудесные?”. Может быть, уже сейчас стоит позаботиться о том, чтобы в ответ было что вспомнить?