Что изменится в России с 1 декабря 2024 года

Учимся быть родителями

Практикующий психолог Анна Моллегард — один из лекторов школы для родителей дошколят. После лекций мамы подходят к специалистам с личными вопросами. Учимся быть родителями семья Проект Школа для родителей

Практикующий психолог Анна Моллегард — один из лекторов школы для родителей дошколят. После лекций мамы подходят к специалистам с личными вопросами.


Четвертый год в Новочебоксарске работает городской лекторий “Школа для родителей”. В этом учебном году он трансформировался и от этого только выиграл. Если раньше родителям и школьников, и дошколят приходилось собираться на ежемесячные лекции в 6-й гимназии, то теперь лекторы — опытные психологи-практики — сами приходят в детские сады и школы. 

 

 

Педагоги и родители за одной партой
На бесплатные лекции о психологии семейных отношений и воспитании детей приглашают уже не только родителей, но и педагогов, старшеклассников. И в детских садах в день очередного урока в “Школе для родителей” рядом с мамами и папами сидят воспитатели.
“Это радует, — отмечает Альбина Эндюськина, директор Центра мониторинга образования, один из организаторов лектория “Школа для родителей”. — Понятно, что воспитатели должны владеть современными психолого-педагогическими знаниями о развитии ребенка на различных этапах его жизни, отвечать на вопросы родителей по этой теме. Такой интерес со стороны педагогов говорит и том, что уровень лекций высокий. Востребован лекторий и со стороны родителей: многие приходят на встречи с психологом не один раз, а значит, они доверяют лекторам”.
“Я вижу в залах много знакомых лиц, — добавляет Ирина Пигаваева, руководитель центра “Росток”, партнера проекта. — Эти родители приходят не по обязанности, а по собственному желанию. Конечно, сегодня много информации по воспитанию можно найти, но ее надо фильтровать. А мы — психологи центра — практики. Мы каждый день работаем с детьми и родителями, помогаем им правильно оценивать проблемные ситуации. Поэтому в наших лекциях много реальных примеров”.
Именно это — разбор конкретных ситуаций — как большой плюс отмечают в своих отзывах слушатели “Школы для родителей”. “Нужно, полезно. Советую всем родителям, — поделилась мнением одна из мам воспитанников детского сада № 13, пришедшая на лекцию о наказаниях детей. — Можно получить помощь в какой-то сложной ситуации, посмотреть на себя со стороны и не делать ошибок в будущем”.
На встречи некоторые мамы приходят с блокнотами и ручками: ведут конспекты. Несколько человек остаются после завершения лекции, подходят к лекторам с частными вопросами, долго беседуют. 

 

Дети расцветают, когда с ними разговаривают

Организаторы и партнеры проекта ставят перед собой большую цель — круто поменять мышление родителей, убрать прежние, устаревшие установки в детско-родительских отношениях. “Мы сегодня воспитываем людей будущего”, — говорит Ирина Пигаваева.
“Нашим детям жить в мире, где успешным будет человек, который не боится высказывать свое мнение, не ограничивает себя страхами, не боится мнения окружающих. На это способна только здоровая, счастливая, свободная личность, — считает клинический психолог с опытом работы за рубежом, одна из лекторов обновленной “Школы для родителей” Анна 
Моллегард.
— Поэтому так важно родителям помнить: то, что вы сейчас говорите детям, будет звучать в их голове, когда они станут взрослыми”.
Могут ли вырасти счастливые люди из детей, которых в детстве били, унижали? Ответ психологов однозначен — нет. “Важно разделять личность ребенка и его поступок. Не бывает плохих детей, — акцентирует Анна Владимировна. — Родителю надо говорить ребенку: я тебя люблю всегда, независимо от того, что ты сделал. А потом уже разговаривать и спокойно разбираться в причинах поступка. Наказание не меняет поведение ребенка, а может только ожесточить. Крик — тоже вариант насилия: бить можно и языком. Только беседа, доверительный разговор способны что-то поменять. Дети расцветают, когда с ними разговаривают”.
Мы, взрослые, проявляем агрессию, когда чувствуем свою беспомощность, напоминает психолог и дает несколько советов, которые помогут избежать криков, наказаний и чув­ства вины.
Первый: надо не сдерживать свои эмоции, а понимать и принимать их. Прислушивайтесь к себе, поймите причину своей злости, плохого настроения. Лучше скажите в сложный момент: дочка/сынок, я расстроена сейчас, сильно устала, с тобой это никак не связано. Тогда ребенок будет знать, что можно к родителям прийти в любой ситуации и они в ответ не начнут орать, обвинять или даже бить. В то же время вы своим примером учите ребенка говорить о чувствах.  
Второй: если вы все же вдруг сорвались, не корите себя. Просто подойдите и попросите прощения.
Третий: не унижайте ребенка. Разговаривайте с ним спокойным и доброжелательным тоном. Это непросто, но очень важно. Такие формулировки, как “Ты что, издеваешься надо мной? У тебя совсем нет совести?”, ничего, кроме психологической травмы, не приносят. 

 

Не словом, а примером
“К нам на консультации приходят молодые женщины и говорят, что хотят быть хорошими матерями своим детям. Это здорово, но иногда они забывают, что хорошая мама не та, у которой послушный, удобный ребенок, а та, которая смогла выстроить здоровые взаимоотношения с детьми, когда между ними есть любовь и доверие”, — говорит детский психолог Ирина Пигаваева.
“Очень часто родители обращаются с жалобами на школьную успеваемость детей, — отмечает Анна Моллегард. — Современные дети очень заняты: школа или детский сад, кружки, секции, репетиторы. В обществе большой запрос на успешность детей: они должны получать только четыре и пять, а если это не так, то взрослые бьют тревогу и идут к психологу. И забывают о том, что главная задача родителей — сделать так, чтобы дети росли счастливыми. 
Часто приходят с жалобами на то, что ребенок ничем не интересуется, не читает. Тогда я спрашиваю у родителей: “А вы чем интересуетесь, что читаете?” Иногда слышу в ответ: “А мне зачем читать?” Но нельзя воспитать словом — только примером!”
С начала учебного года в лектории для родителей дошкольников успели поговорить о том, как вырастить ребенка-оптимиста и справиться с детской ревностью. На будущих встречах планируется обсудить темы правильной похвалы и порядка в детской комнате, также пойдет речь о выстраивании границ и умении понимать своего ребенка. График лекций можно уточнить у заведующих детских садов и в Центре мониторинга образования. 
Папы и мамы школьников, желающие попасть на лекции образовательного проекта “Школа для родителей”, могут уточнить даты встреч на странице проекта vk.com/school_for_parents21. С прошлого года он существует под эгидой Совета отцов Чувашии и реализуется на средства Фонда президентских грантов во всех школах республики. Очередная лекция в Новочебоксарске пройдет в этом месяце в школе № 12: 26 февраля психолог Дмитрий Лепешкин приглашает отцов к разговору о том, чего не может дать ребенку мама. Ждут всех желающих, вход свободный.

 

 

 

На фото:

Практикующий психолог Анна Моллегард — один из лекторов школы для родителей дошколят. После лекций мамы подходят к специалистам с личными вопросами. По самым частым запросам родительского сообщества формируются темы будущих встреч с опытными психологами в детских садах города. Фото автора


 

  • Практикующий психолог Анна Моллегард — один из лекторов школы для родителей дошколят. После лекций мамы подходят к специалистам с личными вопросами.