Увеличительное стекло нашей жизни
С первых минут полюбились зрителю озорные Баба-яга, Леший и Кикимора — самые эмоциональные герои спектакля “Лесная история”.
Самоидентификации ребенка и его взаимоотношениям с родителями посвящен спектакль “Я + сердце =”. Его герои — дети. Иногда капризные и шаловливые, но нуждающиеся в любви и заботе.
Сапоги как символ зависимости от телефонных игр. Избавиться от них не так легко. Теперь учащиеся это понимают.
Театр — высокое искусство, способное выявить пороки, которые с течением времени меняют лишь форму. Он возвышает жизнь, рисует панораму человеческих чувств, раскрывает ложь и обман. А какие проблемы волнуют нынешнюю молодежь? 11 мая в Новочебоксарске прошел финал муниципального этапа республиканского фестиваля школьных театров “Асам” — там и узнали.
На злобу дня
Из 17 спектаклей, которые были представлены на суд в отборочном этапе, в финал прошли пять лучших. Члены жюри оценивали исполнительское мастерство, режиссерское решение, костюмы, реквизит, декорации, звуковое и музыкальное сопровождение. И не в последнюю очередь художественную и воспитательную значимость постановки.
Школьники берут волнующие их темы. Например, театральный коллектив школы № 9 говорил о счастье человека. Они представили спектакль “Что дороже” по мотивам осетинской народной сказки “Сто лошадей или сто друзей?”.
Современная постановка от школы № 17 “Потерянное время” говорит о компьютерной зависимости.
“Я работаю с детьми и вижу, как много времени они проводят за своими смартфонами. Если им просто говорить о вреде телефонов, то они пропускают слова мимо ушей. Театр позволяет ненавязчиво, но доступно объяснить, что это бездумно потерянное время, что интернетом можно пользоваться только в учебных целях”, — рассказала руководитель театральной студии, учитель начальных классов школы № 17 Татьяна АНТОНОВА.
“Я сам нечасто сижу в телефоне, ограничиваюсь получасом, — рассказал ученик 5 класса Денис ПРОКОПЬЕВ. — Потом гуляю с друзьями на улице, занимаюсь велоспортом. А театром я начал увлекаться еще с детского сада. Мне очень нравится. В этом спектакле я играл роль учителя. Самым сложным для меня было показывать эмоции”.
Коллективы школ № 9 и 17 разделили между собой третье место.
Влюбиться в Кикимору
Тему экологии затронули ученики школы № 13 в спектакле “Лесная история”. “Эту сказку мы выбирали всем классом, — рассказала шестиклассница Александра ЖИТАРЬ. — Мы сами делали декорации и костюмы. Мой — костюм Кикиморы — сделан из рыболовной сети”.
Несмотря на то что главные герои Кикимора, Баба-яга и Леший были отрицательными, они полюбились своим озорством. С таким смаком они безобразничали в лесу, а потом хвастались своими проказами! “Кусты поломал, муравейник разорил, цветы из Красной книги сорвал и в воду бросил”, — хвастался Леший. “А я рыбу разогнала, людей напугала, чуть не утопила, цапле на ногу наступила, мусор в воду накидала”, — отвечала Кикимора.
Конечно, в итоге добро победит зло, и Царица Природа со школьниками вразумят злодеев. Но так и хочется посмотреть, как Кикимора, Баба-яга и Леший снова что-нибудь учудят. Спектакль занял второе место. А Александра Житарь получила номинацию “Лучшая женская роль”. “Я эмоциональный человек, и мне досталась соответствующая роль. На сцене мне было легко, стеснения не чувствовала. Получила от игры большое удовольствие”, — рассказала она.
Зрителям-родителям
А первое место в муниципальном этапе занял спектакль “Я + сердце =” от театрального коллектива 19-й школы. Это тот самый спектакль, который оставляет прекрасное послевкусие, заставляет задуматься не только детей, но и взрослых, не дает прямых ответов на волнующие вопросы, но наталкивает на мысли.
Порой мы не замечаем, как наши слова могут ранить ребенка: “Вот я в твоем возрасте... И в кого ж ты такой?! У всех дети как дети, я устала от тебя”. Какие установки мы закладываем, говоря ему все эти слова, сказанные в сердцах, в момент отчаяния и усталости? Ребенок не умеет улавливать контекст, зато отлично понимает, что он не соответствует ожиданиям.
Ребята из театральной студии в сценках показали, как воодушевляют их хорошие слова и подавляют уверенность плохие, как трудно заживают такие раны и как важно дарить любовь друг другу.
Режиссер спектакля — Дарья БАРЫШНИКОВА. Она актриса мим-театра “Дождь”, руководитель театральной школы “Желание”. “Идея спектакля ко мне пришла два года назад. У нас с дочерью были сложные отношения. Я очень долго с ней билась. И поняла, что ломаю ее, а не поддерживаю. Тогда я увлеклась психологией, стала читать много книг о воспитании детей, прошла специальный курс, чтобы найти общий язык со своим ребенком. А так как я по профессии актриса, то грамотно применила полученные знания.
Мы много говорили с детьми, писали сочинения, ставили этюды, сочиняли зачины, чтобы у них родилось то, что я хочу донести до зрителя. Последняя сцена, где они дублируют фразы своих родителей, родилась от них.
Мои ученики — дети от 5 до 11 лет. Очень сложно удержать их внимание. И так как они все непосредственные, я не могу “убить” их дисциплиной, мне приходилось где-то хитрить. Мы занимаемся два года, у них хорошая база и знания. Поэтому, я уверена, мы с ними покорим еще не одну сцену”.
Своими эмоциями поделились родители юных актеров.
“Тут много направлений: и родительские отношения, и дружеские, помощь ближним, милосердие. Мне понравилось, что в небольшой постановке так емко и мудро можно представить все эти темы. Я очень эмоциональный человек, поэтому такие вещи меня трогают до слез”, — поделилась впечатлениями Екатерина АНАНЬЕВА.
“У меня в студии занимаются два сына — Миша и Ваня. Спектакль увидела впервые. Вызывает массу эмоций, начиная от радости и восторга, заканчивая печалью и болью. Тему детства, взаимоотношений родителей и детей не так часто затрагивают, хотя она очень важная. Мы, родители, смогли посмотреть на себя со стороны, вспомнить о том, что детей надо любить такими, какие они есть”, — рассказала Ирина ЕНЦОВА.
Иван Енцов получил номинацию “Лучшая мужская роль”. Громко скандировали “Молодец!” Ване его друзья — весь коллектив театральной школы. Так же дружно они радовались общей победе. Теперь ребятам предстоит защищать честь нашего города в ноябре на республиканском этапе.
Светлана Родионова, начальник отдела образования администрации города Новочебоксарска:
— Театральный фестиваль “Асам”, куратором которого является депутат Госдумы РФ Алла Салаева, мы проводим в рамках федерального проекта “Успех каждого ребенка” национального проекта “Образование”. Театральное искусство имеет синтетическую природу. Оно сочетает в себе литературу, музыку, живопись, танцы. Здесь каждый может раскрыть свои таланты.
Театр развивает в ребенке творчество, артистизм, художественное восприятие реальности. Отыгрывая роли, ты можешь почувствовать весь спектр человеческих эмоций, пережить чужой опыт. Хочу подчеркнуть, что в каждой новочебоксарской школе есть театральный кружок.