В сокровищницу исторической памяти
Сегодня гость наших читателей — директор республиканского государственного учреждения “Государственный архив современной истории Чувашской Республики” Людмила Устимова. Разговор с ней о проблемах комплектования и обеспечения сохранности документов Архивного фонда Чувашской Республики.
— Людмила Васильевна, что такое архивы?
— Архивы, если говорить патетически, это сокровищницы исторической памяти. Именно в архивах откладываются документальные свидетельства происходящих событий и перемен. В систему архивов Чувашской Республики в настоящее время входят 4 государственных и 25 муниципальных архивов.
— Сейчас самый злободневный вопрос — это начавшаяся с 1 января 2010 года валоризация пенсий. И, похоже, все дороги к повышению пенсии ведут в архив?
— Не всем для перерасчета пенсий потребуется обращаться в архивы, кому-то размеры пенсий пересчитают автоматически. Но в целом вы правы. Начавшаяся валоризация, затрагивая интересы многих тысяч граждан, не может миновать нас, ведь подтверждение стажа работы и размера заработной платы зачастую возможно только на основании архивных справок. В нашем архиве хранятся почти 140 тысяч дел по личному составу, принятых от 1300 ликвидированных организаций. Есть такие документы и в Государственном историческом архиве, и в каждом муниципальном архиве. И, естественно, значительная часть обращений граждан придется именно на наших сотрудников.
— Вы назвали документы по личному составу. Это определенная категория архивных документов?
— Да, это документы, отражающие трудовые отношения работника с работодателем: приказы о приеме на работу, переводе с одной работы на другую, увольнении; личные дела работников; личные карточки уволенных сотрудников; документы по начислению заработной платы (ведомости, лицевые счета). То есть документы, подтверждающие сам факт работы человека в тех или иных учреждениях, организациях, на предприятиях. И от сохранности документов по личному составу зависит возможность или невозможность подтверждения стажа, размера заработной платы, права на льготы.
— Архивные учреждения всегда ли могут дать положительный ответ на обращения граждан по вопросам подтверждения их стажа и льгот?
— Ситуация в настоящее время складывается таким образом, что не все документы ликвидированных организаций поступают в архивные учреждения республики. Я повторю, что речь идет только о документах ликвидированных организаций. Этот момент очень важен, поскольку если у организации есть правопреемник, то обязанность хранить документы по личному составу и удовлетворять запросы граждан полностью лежит на организации-правопреемнике. В архивы поступают документы тех ликвидированных организаций, которые не имеют правопреемника.
В этой связи не могу не высказать озабоченности и тревоги по поводу обеспечения сохранности документов по личному составу очень многих организаций. Сверка списков ликвидированных юридических лиц, состоявших на учете в Отделении Пенсионного фонда Российской Федерации по Чувашской Республике — Чувашии, с учетными документами государственных и муниципальных архивов показала, что значительное число организаций при ликвидации не сдали документы в архивы.
К сожалению, только с декабря 2008 года закреплена обязанность конкурсных управляющих передавать на государственное хранение документы, подлежащие обязательному хранению, в том числе и документы по личному составу. А прежде Федеральный закон “О несостоятельности (банкротстве)” предусматривал лишь право конкурсного управляющего на подобные действия. Естественно, не все этим правом пользовались, ведь прием-передача документов на государственное или муниципальное хранение сопряжены с определенными финансовыми затратами, связанными с упорядочением документов.
— Видимо, речь должна идти и о персональной ответственности не только конкурсного управляющего, но и руководителя организации?
— Конечно. В соответствии со статьей 27 Федерального закона “Об архивном деле в Российской Федерации” ответственность за нарушение законодательства об архивном деле в Российской Федерации возлагается на руководителя организации. Предусматривается гражданско-правовая, административная, дисциплинарная и уголовная ответственность. Хочется надеяться, что начавшееся ужесточение ответственности руководителей всех уровней за сохранность архивных документов не остановится только на ответственности конкурсных управляющих и будут приняты дополнительные меры по укреплению социальной защищенности граждан.
Еще раз хочу подчеркнуть, что обеспечение сохранности документов по личному составу — это коллективная ответственность архивистов, руководителей организаций, служащих, профсоюзных организаций. Не должны оставаться в стороне и сами работники многочисленных индивидуальных частных предпринимателей, обществ с ограниченной ответственностью и других организаций негосударственной формы собственности. Они должны помнить, что от правильной записи в приказе и трудовой книжке зависит их стаж, от четкого ведения бухгалтерских документов — размер их будущих пенсий.
— Благодарим, Людмила Васильевна, за интервью. Хочется надеяться, что наши читатели получили для себя много полезной информации и будут с большей серьезностью относиться ко всем нюансам трудовых отношений.