Вечно торжествующий балет
На сцене четырежды лауреат республиканского театрального конкурса “Узорчатый занавес” спектакль “Аттила”. В главной роли — Дмитрий Поляков. Фото Сергея МИХАЙЛОВА
Детям на фестивале показывают два спектакля: “Золушку” они увидели в прошлые выходные, а “Конек-горбунок” предстоит оценить в следующую субботу, 13 апреля. Фото Сергея МИХАЙЛОВА
В прошлую пятницу в Чувашском государственном театре оперы и балета XXIII Международный балетный фестиваль открылся спектаклем “Аттила. Рождение легенды”.
Это новый спектакль театра оперы и балета, он был впервые показан зрителю в октябре прошлого года. А в этом году незадолго до фестиваля, на республиканском конкурсе театрального искусства удостоился наград сразу в четырех номинациях — “Лучший спектакль”, “Лучшая мужская роль”, “Лучшая музыка” и “Лучший режиссер-постановщик”.
В чем секрет успеха “Аттилы”, какие спектакли увидели и какие еще смогут посмотреть зрители на этой неделе — об этом наш репортаж.
Наш герой
В 90-е годы в среде чувашской творческой элиты было модно давать своим детям старинные чувашские имена. Так среди Илемпи, Сильби, Атнеров появились и Аттилы.
Двадцать с лишним лет спустя предводитель гуннов — герой спектакля, и, судя по реакции зала, который на поклоне почти 10 минут стоял и аплодировал артистам, тема эта оказалась понятной и близкой народу.
Неудивительно поэтому и то, что среди зрителей на торжественном открытии фестиваля было много представителей творческой интеллигенции, часть которой уверенно и активно поддерживает идею о происхождении чувашей именно от гуннов. Спектакль стал для них настоящим праздником души: наконец-то галерея чувашских героев — Нарспи, Сетнер, Салампи — пополнилась по-настоящему героической личностью.
Впрочем, даже те, кто не проявляет особенного интереса к истории, спектаклем остались довольны: великолепная идея, возвышающая и воодушевляющая, пробуждающая патриотические чувства, сложная и интересная музыка, написанная чувашским композитором Андреем Галкиным, мастерство и талант молодых солистов театра Дмитрия Полякова, Алексея Рюмина, Анастасии Абрамовой, Анны Серегиной — все это неплохо объединилось в спектакле. Благодаря финансовой поддержке в виде гранта Главы Чувашии постановка к тому же оказалась очень красочной: денег на костюмы не пожалели, и это радует.
Идея принадлежит доктору культурологии, профессору ЧГУ Владимиру Васильеву. Постановку осуществили балетмейстер Данил Салимбаев, главный художник Валентин Федоров, дирижировал на открытии фестиваля Леонид Привалов.
Станцевать Толстого
Второй вечер фестиваля собрал ценителей балета. Театр “Балет Евгения Панфилова” из Перми — лучший в стране театр современного танца, который имеет хорошую традицию с 80-х годов прошлого века и в котором классический и современный танец не противоречат друг другу, а существуют наравне. Театр предан идеалам своего основателя Евгения Панфилова, для которого красивые движения ничто, если в них нет смысла. Идеально вписалась в репертуар театра постановка мастерской знаменитого балетмейстера Владимира Васильева — балет-сюита “Tolstoy”. Кстати, в прошлом году театр представил на чебоксарском фестивале свой самый известный спектакль, удостоенный “Золотой маски”, — “Ромео и Джульетта”.
Нынешнюю постановку осуществили молодые хореографы из разных городов России, все они победители прошлых лет курируемого Васильевым конкурса балетного мастерства “Арабески”. Самому молодому из них 29 лет, старшему — 39. Перед каждым актом зрители слышали голос Васильева, читавшего Толстого.
Зрители каждый одноактный балет провожали долгими аплодисментами и криками “Браво!”. Выделить что-то одно просто невозможно. Несмотря на то что спектакли оказались разными и по сюжету, и по стилю, “После бала”, “Дьявол”, “Роковая соната”, “Севастопольские рассказы”, “Записки сумасшедшего”, “Однажды зимой”, “Анна Каренина” — всех их объединил невероятный танец, в котором главное — тело человека и его пластичность. Танцевали Толстого так, что бежали мурашки по коже, когда бездыханные тела грузили на повозки на подступах к Севастополю. Замирала душа, когда замерзали на бескрайних просторах купец и его работник, и сердце стучало в унисон с героями любовного треугольника в душераздирающей драме “Роковая соната”.
Что увидим еще?
10 апреля Московский государственный театр пластического балета “Новый балет” представит спектакль “Опасные связи”, поставленный по мотивам романа в письмах французского офицера-артиллериста Шодерло де Лакло молодым хореографом из творческой мастерской Владимира Васильева Соной Овсепян, которая не только прочитала роман языком танца, но и изменила его финал. Загадочные символы, невообразимые костюмы, глубокая музыка и метаморфозы — всего этого в спектакле достаточно, скучно не будет.
11 апреля в театре спектакль “Эсмеральда” любимого новочебоксарцами Марийского театра оперы балета им. Эрика Сапаева, который в последние годы радует нас своими постановками в ДК “Химик”. Этот спектакль, как и многое в этом театре, — постановка Константина Иванова, бывшего солиста Большого театра, долгое время возглавлявшего марийский театр, а в настоящее время министра культуры Республики Марий Эл.
12 апреля фестиваль продолжится концертной программой, посвященной юбилею Мариуса Петипа, — постановкой Чувашского театра оперы и балета “Петипа-гала”.
14 апреля фестиваль завершится гала-концертом. В 18.00 на сайте и YouTube-канале ГТРК “Чувашия” смотрите трансляцию гала-концерта Международного балетного фестиваля из Чувашского государственного театра оперы и балета. Специальные гости вечера — звезды мирового балета Ксения Овсяник и Денис Виейра, солисты Татарского академического государственного театра оперы и балета им. Муссы Джалиля Аманда Гомес и Вагнер Карвальо, Егор Мотузов и Екатерина Первушина из “Кремлевского балета”, Фарух Садыркулов из Киргизии, артисты театров Москвы и Санкт-Петербурга.
- МНЕНИЯ
Праздник высокого искусства посетили столичные балетные критики и театроведы — член Союза театральных деятелей России, член Международного союза музыкальных деятелей Российской хореографической ассоциации Александр Максов и профессор кафедры балетоведения Академии русского балета им. А.Я.Вагановой Наталия Зозулина. Они отметили и интересные хореографические решения “Аттилы”, работу художника по костюмам и декорациям. Гостья из Берлина — генеральный менеджер продюсерского агентства “Agenda Production” Римма Ваксман назвала “Аттилу” шедевром и выразила уверенность в том, что он будет с восторгом принят европейской публикой.
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы отправить комментарий.
- версия для печати