Майские праздники 2024: как отдыхаем и работаем?

Века алатырского купечества

Дом купцов Поповых, рядом с ним памятник другому выдающемуся алатырцу — академику-кораблестроителю Алексею Крылову.Века алатырского купечества История в личностях

Дом купцов Поповых, рядом с ним памятник другому выдающемуся алатырцу — академику-кораблестроителю Алексею Крылову.

Кирилл Попов.Века алатырского купечества История в личностях

Кирилл Попов.

Бывшие торговые ряды конца XIX — начала XX века на ул. Московской.Века алатырского купечества История в личностях

Бывшие торговые ряды конца XIX — начала XX века на ул. Московской.


0

Благодаря деятельности предпринимателей в начале XX века Алатырь стал третьим по значимости городом Симбирской губернии.

Городу нужно возрождение
На днях Глава Чувашии Олег Николаев поставил задачу по разработке и реализации плана финансового оздоровления Алатыря.
Сейчас в городе наблюдается снижение объема инвестиций в основной капитал. Заработная плата недотягивает до среднереспубликанского уровня. По этому показателю муниципалитет занимает последнее пятое место среди городских округов.
Вице-премьер — министр экономического развития Чувашии Дмитрий Краснов подчеркивает: в рамках Стратегии-2035 на территории Алатыря предусмотрено реализовать 42 инфраструктурных и социальных проекта на сумму свыше 3 млн рублей. К 2023 году в муниципалитете запустят проект по созданию частного промышленного технопарка. На его территории планируют разместиться восемь резидентов. Это поможет увеличить объем инвестиций в основной капитал.
Еще один потенциал города — туризм. Алатырь стал одной из локаций  межрегионального брендового маршрута “Рунический путь”. В планах построить инженерную инфраструктуру всесезонной туристической экозоны, благоустроить парк культуры и отдыха и историческую часть города.
“Мы уверены, что благодаря реализации данных мероприятий увеличится поток туристов и улучшится территория центральной части города”, — говорит руководитель Минэкономразвития Чувашии.

Торговали и при Петре
С точки зрения экономики в жизни Алатыря бывали разные времена.
Несмотря на то что город основали в 1552 году, только в XVIII веке наблюдалось значительное расширение торговых связей Алатыря с другими населенными пунктами Поволжья. Этому способствовало наличие сухопутных и водных путей сообщения: через Чувашию протекают Волга и Сура, ее пересекают торговые дороги, соединявшие Москву с Казанью и Самарой.
Ведущую роль в торговле играли купцы. Правда, долгое время алатырское купечество в основном было не таким крепким. В 1722 году, например, из 78 “купеческих людей” торговали лишь 10 человек. Главная причина — конкуренция иногородних купцов, захвативших уездную торговлю хлебом. В том же 1722 году из 125 торговцев, вывозивших товары, было всего шесть алатырских купцов. В одном из документов того времени говорится: “В торгах же своих (алатырские купцы. — Прим. ред.) помешательства чувствуют от Нижегородского наместничества, от арзамаских купцов и мещан, так и от окружных селениев крестьян”.
В 1784 году московский купец I гильдии Александр Новиков записался в алатырское купечество, но задолго до этого вел здесь торговлю и имел дом. На реке Бездне, где ранее были его винокуренный завод и мельница, он построил две лесопильни, на которых работали 14 крепостных людей.
Через 12 лет его сын основал кожевенный завод, выделывавший в год 1000 больших кож “лутчей работы” — так называли выделанную кожу комбинированного дубления из шкур крупного рогатого скота, конских и свиных; столько же средних, малых, черных кож.
В руках купцов оказываются значительные суммы денег, которые они ссужают в рост под большие проценты. Разбогатевший на винных поставках алатырский купец I гильдии Михаил Косолапов одалживает в 1811 году крестьянину Ляхову 2000 рублей, а в 1810-1812 годах графу Петру Салтыкову довольно высокую по тем временам сумму — 60000 рублей.
До 30-х годов XVIII века в Алатырском уезде действовали казенные винокуренный и “табашный” заводы. Появилась поощряемая правительством “указная” мануфактура — парусная фабрика купца Ивана Симонова. Но к середине века она пришла в упадок, и в 1746 году ее хозяин был исключен из числа “указных” фабрикантов.
Купец Леонтий Симонов основал в 1721 году замшевую фабрику, а в 1756-м появилась суконная генерал-поручика Левашова. Правда, в 1774 году ее сожгли пугачевцы.
В XVIII веке Алатырь по-прежнему оставался городом помещиков и чиновников. Мещан­ство и купечество не играли в жизни города ведущей роли. Ростки капитализма только начали появляться на поверхности провинциального уездного центра.

Вотчина зажиточных
Неудивительно, что если проследить состав купцов с 1795-го до 1861 года, то можно обнаружить: к моменту отмены крепостного права в Алатыре не осталось ни одной купеческой фамилии, существовавшей в начале XIX века. Это отмечает в своей книге исследователь истории города Валерий Кочетков.
Основной статьей торговли был хлеб. Центром всего торгового движения и судоходства на Суре было село Промзино. Сура позволяла вести судоходство не более пяти недель, и суда с зерном отправлялись от пристаней только во время половодья, в апреле. От Промзина хлеб шел обычно до Рыбинска, где перегружался и по Вышневолоцкой системе отправлялся в Петербург.
С годами вывоз хлеба из Алатырского уезда возрастает. Алатырь превращается в вотчину богатых мукомолов и лесопромышленников Поповых. Основанное ими “Товарищество алатырских паровых и водяных мельниц” в 1880 году заготовило 35384 куля зерна. На всех остальных купцов приходилось чуть более 21 тысячи кулей. Компания сильно влияла на розничную городскую торговлю. Она имела свой магазин и пять лавок с годовым оборотом 354500 рублей. От нее зависели шесть магазинов, 34 лавки и три гостиницы с оборотом около 100 тыс. рублей.
В XIX веке складывается капиталистическая промышленность Алатыря. В 1813-1814 годах кожевенный завод выходца из крестьян села Милютина Алатырского уезда Михаила Милютинского (10 наемных рабочих) выделывал до 3000 штук заячьих мехов. Его сын Семен основал шелкопоясное производство. Шелковые пояса получили широкий сбыт в Сибири, Нижнем Новгороде, Карсуне. Ежегодно их производили на сумму 100 тыс. рублей серебром. Фабрикант закупал шелк, отдавал женщинам на дом на окончательную выделку. К производству привлекалось до половины алатырского женского населения.
В 50-х годах XIX века Милютины подверглись преследованиям за распространение раскола, и производство пришло в упадок. В 1860 году их три шелкопоясные фабрики дали продукции всего на 9779 рублей. К тому времени действовали также крахмальный, поташный и 12 кирпичных заводов (мастерских). Алатырские заводы не стали крупными: не хватало свободной рабочей силы, ограничен был рынок сбыта. Отмена крепостного права стала толчком для развития промышленности в городе.
Мукомол и торговец Кирилл Попов в 1862 году основал водочный завод, приобрел паровые машины, привлек дополнительный капитал. В 1877 году он учредил “Товарище­ство алатырских паровых и водяных мельниц” (с 1904 года — “Торгово-промышленное товарищество К. Н. Попов и К°”). В 1913-м на четырех предприятиях этой компании трудились более 300 рабочих.
В 1873 году создается общество взаимного кредита (капитал в 1895 году — 13866 рублей), в 1877-м — городской общественный банк (в 1895 году — около 40000 рублей, в 1912-м — 175908, в 1917-м — 668993), открывается агентство Русско-торгового коммерческого банка. Крупным вкладчиком стала церковь. Помещенные в банк деньги уездных церквей достигли в 1913 году суммы в 183163 рублей.
В начале XX века в Алатыре действовали два лесопильных завода, на которых работали 80 человек, казенный винный склад (150 человек), 13 кирпичных заводов-мастерских (80 человек), типография Дублицкого (13 человек), девять мукомольных мельниц (девять человек), овчинная мастерская (два человека).
Рабочие трудились на складах с лесоматериалами, в отделениях торгового дома “Щегольков и К°”, в компании “Зингер” и других.

Дорога связала
22 декабря 1893 года началось движение на железной дороге Алатырь — Свияжск. Упрочились экономические связи Алатыря с чувашскими уездами, оттуда на станцию поступали лес и зерно. Железная дорога стала крупным капиталистическим предприятием на территории Чувашии. Она заняла работой не одну сотню человек.
Алатырские железнодорожные мастерские и депо были самым крупным предприятием города. Три цеха мастер­ских (566 служащих и рабочих) в 1911 году выпустили из ремонта 128 паровозов, 760 вагонов, было осмотрено 150 теплушек.
Таким образом, более чем за два столетия к моменту революции 1917 года Алатырь превратился в самый крупный промышленный город Чувашского Присурья, третий по значению город Симбирской губернии после Симбирска и Сызрани.

  • Дом купцов Поповых, рядом с ним памятник другому выдающемуся алатырцу — академику-кораблестроителю Алексею Крылову.
  • Кирилл Попов.
  • Бывшие торговые ряды конца XIX — начала XX века на ул. Московской.