Время для тишины
Год назад в “Новой Третьяковке” я была на выставке авторской фотографии “Россия — моя история”. Тогда ограниченное место в газете не позволило рассказать обо всех работах, которые меня впечатлили. Были среди них фотоснимки последних оставшихся в живых ветеранов Великой Отечественной войны. Портреты настолько глубокие, что запомнились своими образами. Сегодня они представлены в нашем новочебоксарском Музее истории и краеведения.
Покрытые морщинками лица, грустный взгляд, опущенные руки ветеранов — те образы я узнала из десятков фоторабот. И с новой силой они пробудили эмоции и чувства.
Кажется, что все ветераны похожи: суровые 40-е годы оказали влияние на духовный облик всего поколения. Выражение их лиц поражает необыкновенной глубиной чувств. Негромких, но очень сильных чувств, живущих в сердце сквозь былые годы.
И каким же профессионализмом должен обладать фотохудожник, чтобы одним щелчком затвора передать историю человека, которая буквально считывается с деталей: взгляда, прикосновений, интерьера мебели и старых потертых фотографий!
“Время для тишины” — это авторский проект члена Союза фотохудожников России из Ставрополя Андрея Смольникова. Он вырос в семье военного инженера, с 1988-го по 2006-й служил в Воздушно-десантных войсках, участвовал в боевых действиях на Северном Кавказе, был награжден орденом Мужества. Он, как никто, смог прочувствовать характеры ветеранов. В проекте “Время для тишины” участие приняли 24 участника Великой Отечественной войны и узница двух концлагерей.
Попав в Освенцим зимой 1942 года, Анна Пенькова получила номер 45303. Ей было приказано откликаться только на него и забыть свое имя. Потом смогла сбежать, но попала в трудовой лагерь под Мюнхеном. Вернулась в Ставропольский край в конце мая 1945 года. На одной фотографии она держит снимок своей семьи, на другой сидит у кипы календарей. На каждой виден номер как напоминание о нелегкой странице в истории жизни Анны Георгиевны и всей страны.
“Мне хотелось показать не просто ветеранов войны, а людей, которые прошли очень нелегкий жизненный путь. Фотографии в какой-то степени постановочные. Но в этом возрасте невозможно подделать эмоции человека. Эти люди такие, какие они есть на самом деле. В их лицах, в их глазах — весь жизненный путь”, — рассказал автор в одном из интервью.
Сам Андрей Петрович, к сожалению, не смог присутствовать на открытии выставки. Но любезно предоставил комментарии к некоторым работам: это трогательные истории, которые он услышал во время съемок.
Наталия Бароненко была швеей до войны, на фронт была отправлена в звании сержанта медицинской службы. Во время затишья им выдали так называемую зарплату, только тратить деньги было не на что. Узнав, что в деревне есть цирюльник, девушки сделали себе красивые прически. Но пришел командир взвода и приказал немедленно вернуть всё, как было. С того момента Наталия Бароненко никогда больше не делала себе прически и всегда носила зачесанную челку, как на фотографии.
На фото она сидит перед швейной машинкой, по обе стороны от нее стоят правнучки, держащие архивные снимки, на заднем фоне висит еще один с той самой прической, сделанной в годы Великой Отечественной войны.
Если на некоторых работах детали добавляли смысл благодаря задумке фотографа, то на других их подсказывал случай.
Задумчивый Иван Заикин был запечатлен сидящим в кресле возле торшера с оборванными проводами. Возможно, этот предмет интерьера купила жена, а может, подарила дочь, предположил автор. Только потом он узнал, что дочь Ивана Ивановича год назад у дома сбила насмерть машина и, не выдержав этого, следом от инсульта умерла жена. Оборвались сразу две жизни, как те провода.
Красной нитью у фотографа прослеживается тема одиночества. Например, в работе под названием “Я помню” руки ветерана Великой Отечественной войны Ивана Шраменко держат снимок своей первой жены Людмилы, с которой они поженились 2 июня 1941 года. Прожили вместе всего 18 дней. С началом войны оба ушли на фронт, в августе 1945-го Людмила погибла в битве за Маньчжурию.
Поэтому особые чувства вызывают фотографии супругов, которые вместе более 70 лет. Вера и Иван Сутыгины прожили в браке почти 74 года, но даже спустя десятилетия с удивительной нежностью и теплотой относятся друг к другу. Как признался Андрей Смольников, на фото не было постановки: присев на диван, супруги сами начали друг друга обнимать.
“Работы Андрея Смольникова многогранны и глубоки. Мы видим самих ветеранов, их прошлое, отраженное в архивных снимках, и взгляд автора. Идея прекрасная. Что меня тронуло, так это то, что я знал ветеранов Великой Отечественной войны. И на фотографиях они такие, какими я их помню. Они одеты в национальную одежду, у каждого свой характер и судьба, но все они отражают эпоху героев”, — поделился фотохудожник Владимир МАКАРОВ.
ТЕПЕРЬ И У НАС
Проект “Время для тишины” получил 48 международных наград: 29 медалей (20 из которых золотые) и 19 почетных лент.
Работы Андрея Смольникова были высоко оценены в 16 странах: Индии, Сербии, Кубе, Литве, Израиле, Австрии, Болгарии, Сингапуре, Черногории, Боснии и Герцеговине, Молдавии, Турции, Грузии, США, Казахстане, Японии.
Теперь их могут увидеть и новочебоксарцы. Выставка будет работать в Музее краеведения и истории города (ул. Винокурова, 42а) до 30 июня.
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы отправить комментарий.
- версия для печати