Заправь “коня” метаном и получи льготу
Правительство РФ поставило задачу к 2020 году перевести до 30 процентов пассажирского автотранспорта и машин коммунальных служб в городах с численностью населения более 300 тысяч человек на природный газ (метан). А в таких городах, как Новочебоксарск (свыше 100 тысяч человек), должны работать на метане до 10 проц. от общего количества техники.
Опыт газификации автотранспорта имеется у стран, сравнимых с Россией по экономической ситуации и объемам бюджетных средств.
Один из мировых лидеров по газификации автотранспорта — Аргентина, где на природном газе ездят свыше 2 млн машин. Там имеется более 1900 автомобильных газонаполнительных компрессорных станций (АГНКС), расположенных в 140 городах. Почему такое внимание компримированному природному газу (метану)?
В связи с ростом цен на нефть и нефтепродукты и ухудшением экологической ситуации использование альтернативных видов моторного топлива, к примеру, метана, становится актуальной задачей. Его преимущество в том, что уменьшается количество выбросов в атмосферу угарного газа в 5-10 раз, а в среднем на долю автотранспорта приходится 45 процентов и выше всех выбросов. И обходится метан дешевле.
Эта тема обсуждалась на заседании экономического совета при Главе Чувашии в июле нынешнего года. Как тогда отметил Михаил Игнатьев, на федеральном уровне приняты решения о выделении регионам субсидий на закупку автомашин, работающих на метане.
Данному вопросу был посвящен недавний брифинг министра транспорта и дорожного хозяйства Чувашии Владимира Филиппова. По его словам, в республике на метане курсируют 18 пассажирских автобусов, находящихся на балансе ГУП “Чувашавтотранс”. За год один автобус сэкономил на топливе 600 тысяч рублей, так как цена кубометра метана стоит 10,5 руб., а литр бензина порядка 33 руб.
Всего на метане ездят 250 машин, еще 8,5 тыс. — на сжиженном газе. Действует одна газокомпрессорная станция, которая может заправить в сутки до 500 машин. О развитой сети АГНКС говорить пока не приходится.
Как пояснил В.Филиппов, из 12 обследованных земельных участков, где можно было бы построить газозаправочную станцию, отвечают требованиям шесть.
Постановлением Кабинета Министров ЧР от 1 октября 2014 года принята подпрограмма “Расширение использования природного газа в качестве моторного топлива” государственной программы Чувашской Республики “Развитие транспортной системы Чувашской Республики на 2013-2020 годы”. В соответствии с ним до 2020 года в республике должны действовать шесть АГНКС: три стационарные и три модульные. Стоимость только модульных, которые могут заправить в сутки 5-7 машин, стоит порядка 8-10 млн руб. На первом этапе АГНКС планируют разместить в Алатырском, Батыревском, Канашском, Козловском и Ядринском районах.
Начнут ли автоперевозчики, а их в республике, как заметил министр, 138, в спешном порядке переводить машины на метан? Вряд ли, хотя это выгодно с точки зрения уплаты налогов: предусмотрена льгота для организаций и индивидуальных предпринимателей, использующих автомобили, которые работают на метане. Послабление — 20 проц. на каждую лошадиную силу. Правда, стоимость перевода одной машины с бензина на метан составит примерно 200 тысяч рублей.
По мнению В.Филиппова, выгоднее приобретать автобусы, уже работающие на компримированном топливе. Он заявил, что намерены пополнить парк автомобилей на метане еще 357 единицами. Закупка указанной техники предполагает привлечение средств регионального и федерального бюджетов и внебюджетных источников.