Что изменится в России с 1 мая 2024 года

Зрелища под лупой диалектики

Зрелища под лупой диалектики

Зрелища под лупой диалектики


0

На прошлой неделе на сайте городской администрации появилась любопытная новость о состоявшемся 13 августа в Ельниковской роще первом бесплатном кинопоказе для молодежи Новочебоксар­ска. Фильм “Спасибо, что живой” был тепло воспринят зрителями (их собралось более 60 человек), так что в ближайшем будущем планируется проведение следующего бесплатного кинопоказа.

От кино под открытым небом...
Интересно в первую очередь то, что молодые люди благосклонно восприняли подобный “патриархальный” способ, возвращающий к временам летних кинотеатров под открытым небом, популярных в совет­скую эпоху, хотя техника кинопроизводства совершила за прошедшие десятилетия колоссальный прорыв. Этот кинопоказ своего рода экскурс в прошлое из кинотеатров с техническими наворотами (вроде технологии 3D) и пресловутым поп-корном (или в роще все-таки тоже им хрустели?).
Лозунг “Хлеба и зрелищ!” известен с античных времен — как видно, уже древние римляне считали зрелища жизненно необходимыми. Подобного рода развлечения неизменно сопровождали человечество на протяжении всей истории: уличные шарманщики, балаганы, певцы; разумеется, театры, восходящие к Древней Греции. Порой публика жаждала зрелищ кровавых — тех же гладиатор­ских боев, а испанская коррида дожила до наших дней.
У А.Дюма в романе “Граф Монте-Кристо” устами главного героя и вовсе утверждается, что единственным стоящим зрелищем является казнь, и молодой Альбер де Морсер поддерживает эту точку зрения после созерцания лишения жизни преступника: “Я согласен с графом: если однажды хватило сил перенести такое зрелище, то в конце концов оно оказывается един­ственным, которое еще способно доставить сильные ощущения”.
Очевидно, доля истины в этих рассуждениях присут­ствует. А благодаря изобретению кинематографа весь спектр человеческих страстей стало возможным условно отобразить на киноэкране (тем более что для любителей сильных ощущений снимаются разного рода триллеры). Не случайно в ХХ веке В.Ленин заявил: “Из всех искусств для нас важнейшим является кино”.
Но технический прогресс не стоит на месте, и вот уже с кино вовсю конкурирует телевидение с его самыми разнообразными зрелищами. Любопытно, а не выйдут ли в будущем зрелища на очередной виток диалектиче­ской спирали, повторяя далекое прошлое на новом техническом уровне? Не востребует ли народ вместо игры актеров чего-то более натурального — вроде гладиаторских боев в некоей новой форме?
К слову, несколько десятилетий назад В.Солоухин рассуждал в “Камешках на ладони”: “Можно допустить, что люди какой-нибудь иной, будущей цивилизации будут удивляться, как это мы могли смотреть (и даже наслаждаться) трагедии. Трагедия короля Лира и Гамлета. Трагедия Анны Карениной и Бориса Годунова. Для них это будет то же самое, что для нас древнеримские бои гладиаторов”. Гуманистический взгляд в грядущее!
А вот автор одного из научно-фантастических рассказов, опубликованного в 80-е, видел потребность людей будущего в зрелищах совсем иначе: не хотелось им уже наблюдать игру актеров, признавались только подлинные драмы, поэтому съемочные группы отправлялись на машине времени в прошлое, чтобы зафиксировать, к примеру, эпизод жестокого смертельного боя — пощекотать нервы почтеннейшей публике.
...к реалити-шоу?
Такая тенденция действительно имеет место: разного рода реалити-шоу набирают все большую популярность (а в программе “Пусть говорят” у А.Малахова уже не раз, по выражению В.Высоцкого, “дрались не по злобе”). Не исключено, что через какое-то время программы вроде “Остаться в живых” еще больше приблизят к реальности — без всяких ведущих и групп поддержки добровольцы на острове, нашпигованном скрытыми камерами, будут бороться с природой на потеху публике. Или такие камеры установят где-нибудь в шалмане, чтобы зритель понаблюдал за бытом бомжей и алкоголиков…
“Если народ готов падать вниз, ему это предложат, — сделал вывод matveevartur на сайте “Граней”. — В конце концов, “высокая культура” всегда дорога и не окупается”.
Если вдуматься, не обязательно как зрелище массовой публикой востребованы слабости и пороки, а то, что легко доступно и понятно. Вообразим на миг, что все кино снималось бы в духе “8 1/2” Феллини или “Скромного обаяния буржуазии” Бунюэля — в таком виде оно никогда не завоевало бы весь мир, а стало бы уделом горстки эстетов. А законы рынка по-своему отразил еще А.Фет в стихотворении “Псевдопоэту”:
На рынок! Там кричит желудок,
Там для стоокого слепца
Ценней грошовый твой рассудок
Безумной прихоти певца.
Там сбыт малеванному хламу,
На этой затхлой площади,—
Но к музам, к чистому их храму,
Продажный раб, не подходи!

Но все-таки хочется надеяться, что возобладают тенденции, упомянутые в начале заметки, — зрелища в чистом храме искусства (по Фету) на природе подарят людям будущего только приятное и полезное.

  • kinopokaz.jpg