Природа – это не только среда обитания, но и родная сторона, Родина. Более половины населения в России живёт в городах. Естественно, что эта половина мало общается с природой, плохо её знает, не говоря уже о том, что многие уникальные природные красоты в стране в почёте лишь у различных учёных и специалистов природоохранных организаций, экологов и любителей природы и, конечно, у сельских жителей. Многие же горожане, по-прежнему, предпочтение отдают зарубежным местам, незаслуженно обходят своим вниманием наши заповедные уголки. А ведь нам есть чем гордиться и что оберегать.
Патриотизм и любовь к родной природе не возникает только от чтения книг и просмотра передач. Эта любовь не требует шума, крикливости. Как сказал Булат Окуджава, патриотизм – дело тихое и интимное. Да, настоящее чувство не бывает напоказ, оно сокровенно, т.е. задушевно, свято хранимо.
Прекрасный рассказ на эту тему написал Виталий Бианки. Как-то сороку спросили, любит ли она свободу. Она замахала крыльями и сказала: «Конечно! Солнце, воздух, простор, как это прекрасно!» И спросили у волка, а он говорит: «Я что-то об этом не думал». Посадили их в клетки, пришли через год, снова спрашивают. Спросили у сороки – она опять говорит: «Конечно!». Подошли к волку, а он умер…» Выходит, отношение к свободе у каждого животного, да и людей, свое: у кого показное, а у кого истинное.
У многих людей и народностей привязанность к родным местам огромна. А это, несомненно, стержневое свойство здорового патриотизма. Вспоминается и такой рассказ. Отец и сын возятся у пня сосны, которая росла перед домом. Быть может, сосне лет 300 было, возможно и больше. Дедушка срубил, когда посохла. А вот его сын и внук превратили пень в клумбу: всё лето – с ранней весны до поздней осени - цветут на ней цветы, меняя друг друга. «В росе на лепестках умывается, купается душа дедушки», сказал мальчик с нежностью. Вот такие люди не дадут разрушить экологию ни своей природе, ни родной культуре. И живую душу, верную родине, сохранят, и заветы предков детям передадут.
Воспитывать эти драгоценные чувства лозунгами и призывами невозможно. Чтобы дети выросли счастливыми и истинными гражданами своей страны надо заложить в них добрые зёрна творческого и физического начала. Только постоянная практическая, созидательная деятельность взрослых и детей будет эффективно этому способствовать.
Ещё Аристотель говорил: «Ни что так не вредит человеку, как длительное бездействие».
Труд на благо своей Родины, общение с природой должны составить основу гражданственности, красоту духа подрастающего поколения.
Природа в конечном итоге является основой эстетического аспекта нашей духовной жизни.
Издревле люди различали четыре стихии ( по – гречески «стихия» - первооснова : огонь, воздух, воду, землю. В наше время выявилась еще одна стихия – неразумная человеческая деятельность.
Пока мы не научимся вникать в насущные экологические проблемы, аргументировано отстаивать и защищать природоохранные интересы родного города, края, своей страны рано говорить о нравственной и гражданской позиции подрастающего поколения.
Сейчас это актуально как никогда. Всё чаще свободное время дети проводят не на природе, а за компьютерными играми, где больше пропагандируется физическая сила, а не развитие интеллектуально – нравственного потенциала. Ребята стали меньше читать, ещё реже обсуждать насущные природоохранные проблемы свого города, не говоря уже о стране.
Увы, как часто в обществе любовь и забота к окружающему миру у одних перечёркивается незнанием, безразличием и жестокостью у других .
На занятиях объединений эколого-биологического отдела педагоги рассказывают ребятам и о том, что вредят природе часто по незнанию, по невежеству. Был такой случай, когда одного подростка не устроил цвет черепашьего панциря, и он решил перекрасить черепаху в голубой цвет. И покрасил масляной краской. После этого она умерла. Увы, мальчик не знал, что черепахи дышат еще и через панцирь. Она погибла в страшных мучениях, как погиб в страшных мучениях древнеримский мальчик, которого поставили во время какого- то празднества в виде статуи и для полноты сходства с мифическим героем подростка покрасили бронзовой краской… и через какое-то время наступила смерть – не было дыхания всей поверхности кожи.
Хочется привести пример особого отношения и любви к обычным домашним животным. Например, во время Великой Отечественной войны жители Ленинграда долгое время с теплой улыбкой вспоминали о том дне, когда в город, переживший блокаду, привезли целый вагон кошек. В городе развелась масса мышей и крыс, не было спасения. На вокзале усатых переселенцев встречали делегации от разных организаций. Их расхватывали по детским садам, яслям, магазинам, столовым. Некоторые смогли унести домой. Ленинградцы истосковались по живым существам. Ведь кошка ценится не только тем, что уничтожает крыс и мышей, она ведь декоративное животное.
Куприн высказал мысли: что взрослые часто даже и не предполагают, насколько дети и животные близки друг к другу. Кто поможет детям понять прелесть мира, как не цветок и не живое существо.
В объединениях эколого-биологического отдела педагогов и обучающихся беспокоит то, как обеднели наши пригородные районы дикими цветами. Я уже не говорю о ландышах.
Теперь их вблизи города и не встретишь. Между тем не все дети, да и взрослые знают, что способность их к самовосстановлению сравнительно низкая: от времени прорастания до цветения ландыша проходит целых 6 лет.
Известный философ сказал, что можно быть великим ботаником, но при этом не знать ни одного названия растения. Главное испытать радость в общении с природой и стремится к постоянному пополнению своих знаний о ней. Такие жизненные примеры позволят детям избежать многих ошибок в собственной деятельности. Ведь действительно, без любви к живому миру, к своему краю, к городу нет и любви к Родине.