Что изменится в России с 1 ноября 2024 года

Школьная форма: за и против

Сегодня во многих школах снова вводят школьную форму. В нашей школе она тоже есть. Хорошо это или плохо? Давайте разберемся.

Во-первых, что такое школьная форма? Школьная форма – это обязательная повседневная форма одежды учеников во время их нахождения в школе. Давайте ненадолго вернемся в прошлое, в советские времена, когда были учениками наши родители.

В СССР школьная форма менялась несколько раз. Существовало несколько моделей. У девочек были классические коричневые платья с черными (повседневными) или белыми (для торжественных мероприятий) фартуками, завязывавшимися сзади на бант. А у мальчиков с середины 1970-х годов были серые шерстяные брюки и куртки. Покрой курток напоминал классические джинсовые куртки: в то время набирала обороты так называемая «джинсовая мода».

А в 1991 году школьную форму отменили. Теперь ее вводят заново. Конечно, сейчас мы имеем возможность одевать более яркую, красивую форму, чем раньше. Но почему-то мы этому не радуемся. Многие ученики с интересом задают вопрос: «Да кто же придумал эту форму?»

Так вот, форму придумал Петр I. Форма нравилась не только Петру I, но и другим российским правителям, например: Павлу I, Александру III, И.В. Сталину. Школьную форму эпохи Сталина можно увидеть в фильмах «Первоклассница», «Васек Трубачев и другие».

А какая должна быть форма, одинаковая по всей стране или у каждой школы своя? Закон РФ от 10.07.1992 № 3266-1 "Об образовании" гласит, что школа имеет право самостоятельно на основе своего устава определять права и обязанности ученика, если это не противоречит другим законам. Порядок введения школьной формы никакими нормативными документами не регламентирован и относится к компетенции образовательного учреждения, но в обязательном порядке должен быть зафиксирован в уставе или другом локальном акте, регламентирующем деятельность школы.

И все-таки нужна ли форма или нет? У каждого человека свое мнение. Я опросила жителей нашего села.

Хотя школьную форму на государственном уровне отменили еще в 1991 г., более половины жителей нашего села, имеющие детей школьного возраста, хотят, чтобы по всей стране школьники одевались одинаково. В частности, они считают, что школьная форма дисциплинирует, дает возможность осознать себя учеником и членом коллектива. Многие считают, что это поможет избежать социальных разногласий, уравняет детей из бедных и богатых семей. Другие, вспоминая себя в школьные годы, утверждают, что форма помогает настроиться на работу и дети будут больше внимания уделять учебе.

Но немало нашлось и тех, кто выступил против возвращения к устаревшим традициям. По их мнению, дети имеют право где угодно открыто демонстрировать свои пристрастия в одежде, а школьная форма – это вчерашний день. Впрочем, были среди них и те, кто просто побоялся, что на форму для ребенка придется прилично потратиться, а так, мол, "оденет что есть". Специалисты по детской психологии считают, что в школьной форме все-таки больше плюсов, чем минусов.

Во-первых, стандарт одежды воспитывает чувство принадлежности к школе и гордости за нее.

Второй несомненный плюс школьной формы состоит в том, что она несколько смягчает видимые признаки социального расслоения среди детей и подростков, хотя, конечно, скрыть эту разницу никакая форма не в силах. Есть еще обувь, косметика и парфюмерия, ювелирные украшения, мобильные телефоны и т. д. И дети из более состоятельных семей всегда найдут способ подчеркнуть свой социальный статус.

Еще один плюс школьной формы – это ее дисциплинирующее воздействие. Ребенок со школьной скамьи привыкнет носить одежду к месту и ко времени. Дети должны с детства привыкать к тому, что костюм – это нечто большее, чем просто одежда. Это – средство коммуникации. От того, как ты выглядишь, зависит, как с тобой будут общаться окружающие.

Лично я считаю, что школьная форма нужна. Мне очень нравится в ней ходить, но, правда, бывают дни, когда хочется одеть что-нибудь другое, потому что каждый день одно и то же надоедает. Желая узнать мнение других, я опросила 10 школьников разного возраста и узнала, что 5 из 10 против школьной формы.

Они аргументируют свое неприятие формы тем, что им изредка хочется одеть что-нибудь другое, более яркое. Можно ли исключить ребенка из школы, если он регулярно приходит не в школьной, а свободной форме?

Согласно требованиям Закона РФ "Об образовании" (в т. ч. ст. 19) исключение из школы по указанной выше причине допустимо лишь при соблюдении следующих условий: Требование о ношении школьной формы в качестве обязательного должно быть закреплено в уставе школы. В уставе школы также должно быть прописано, что нарушение правил ношения школьной формы является грубым нарушением устава. Несоблюдение обязанности по ношению школьной формы должно быть неоднократным (обязательно более двух раз). При этом критерий неоднократности должен быть также определен уставом школы. Исключение за не ношение школьной формы допускается лишь тогда, когда меры воспитательного характера не дали результата и дальнейшее пребывание обучающегося в школе оказывает отрицательное влияние на других обучающихся, нарушает их права и права работников школы, а также нормальное функционирование школы. Исключить из школы можно лишь учащегося, достигшего возраста 15 лет. Решение об исключении учащегося, не получившего общего образования, принимается с учетом мнения его родителей (законных представителей) и с согласия комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав.

Но я уверена, что такого в нашей школе точно не будет. Потому что школьная форма нашей школы красивая, а главное удобная. Подводя итог, можно сказать, что оправданность школьной формы доказана и временем, и историей, и мировой практикой, и с ней (с формой) можно примириться, если делать иногда исключения.

Сафаева Юлия 11 класс

Контакты
Название вашей газеты: 
Переменка (Пензенская область, Сосновоборский район, село Индерка, пер. Школьный, 20)
ФИО автора материала: 
Сафаева Юлия Шамильевна
Адрес электронной почты E-mail: 
Отправить письмо

В Контакте