Что изменится в России с 1 мая 2024 года

Химическая контрабанда: профилактика незаконного перемещения перевозчиками химических материалов актуальна для Чувашии из-за размещения на территории производств крупных предприятий

0

Химические вещества - опасный груз, требующий должного внимания и осторожности при перевозке. Нарушение правил транспортировки может привести к серьезным последствиям в виде аварий, загрязнения окружающей среды и угрозы здоровью людей. В связи с этим профилактика нарушений правил перевозки химических веществ – это важная задача для всех организаций и лиц, имеющих отношение к данной деятельности. Кроме того, поставленная тема необходима для понимания, поскольку в Чувашии в 2024 году торжественно открыт Год экологической культуры и бережного природопользования.

Существуют определенные правила и нормы, регулирующие перевозку химических веществ, которые должны соблюдаться всеми перевозчиками. Важно иметь определенные навыки и знания для обеспечения безопасности во время транспортировки опасных грузов, а также следить за их соблюдением. Одним из ключевых аспектов профилактики нарушения правил перевозки химических веществ является правильная упаковка и маркировка опасных грузов.

Серьёзное внимание следует уделять обучению и подготовке персонала, перевозящего химические вещества. Они должны знать о всех аспектах безопасности и защиты окружающей среды при работе с опасными веществами, профессионально реагировать в случае аварии или утечки химических веществ. Также необходимо регулярно проводить техническое обслуживание и проверку транспортных средств, используемых для перевозки химических веществ.

Доцент кафедры уголовно-правовых дисциплин ФГБОУ ВО «ЧГУ им. И.Н. Ульянова», кандидат юридических наук, доцент, адвокат Коллегии адвокатов ЧР «ЗащитникЪ» Андрей Синичкин разъясняет, что перевозка химических веществ регламентируется Европейским соглашением о международной дорожной перевозке опасных грузов (ДОПОГ). В России действует государственный стандарт ГОСТ 19433-88, который разделяет опасные грузы на классы по уровню опасности. Требования этого стандарта разработаны в соответствии с ДОПОГ. За перевозку опасных грузов без свидетельства о допуске транспортного средства к перевозке опасных грузов, установлена административная ответственность по ч. 1 ст. 12.21.2 КоАП РФ, предусматривающая штраф от двух тысяч до пятисот тысяч рублей.

"Необходимо затронуть и уголовно-правовую ответственность за нарушения правил оборота химических материалов", - продолжает к.ю.н. Андрей Аркадьевич. В УК РФ предусмотрено множество составов преступлений, предметом которых выступают различные химические вещества, имеющих разное функциональное предназначение, оборот которых ограничен действующим законодательством. Оборот, в том числе перевозка взрывчатых веществ или взрывных устройств (ст. 222.1 УК РФ), наркотических средств (ст. 228.1 УК РФ), сильнодействующих и ядовитых веществ (ст. 234 УК РФ), новых потенциально опасных психоактивных веществ (ст. 234.1 УК РФ), экологически опасных веществ и отходов (ст. 247 УК РФ) предусматривает достаточно серьезные санкции. 

Так, в 2023 году ФСБ России выявлен факт незаконного вывоза более 1 тонны сульфида натрия, а также 100 кг натрия кремнефтористого, которые могут быть использованы при создании химического оружия.

По данным пресс-службы Краснодарской таможни, через международный пункт пропуска участником внешнеэкономической деятельности за границу вывезен товар, подпадающий под обязательный экспортный контроль. При этом транспортировка этих веществ в иностранные государства должна осуществляться по лицензии ФСТЭК РФ. По фактам возбуждены и расследуется два уголовных дела о контрабанде.

В целом, профилактика нарушения правил перевозки химических веществ - это сложный и ответственный процесс, требующий внимания к мельчайшим деталям и строгого соблюдения всех требований и правил. Важно понимать, что от соблюдения правил зависит не только безопасность перевозчиков и их персонала, но и сохранность окружающей среды и здоровье людей. Поэтому стоит отнестись к этому вопросу серьезно и ответственно, чтобы избежать возможных негативных последствий.

В России отмечается низкая статистика нарушений правил перевозки опасных грузов из-за особого контроля в указанной сфере деятельности. Для безопасности населения на специальных участках установлены пункты досмотра, на всем пути перевозок неоднократно проверяются документы.