9 мая - День Великой Победы

Что изменится в России с 1 мая 2024 года

Не цепляться за прежние стереотипы, внедрять дистанционное обучение

19.02.2007 /
8

На интернет-пресс-конференции, состоявшейся в Доме правительства ЧР и посвященной десятилетию президентской программы “Новая школа”, Президент Чувашии Николай Федоров подвел итоги развития образования в минувшие годы и обозначил планы. Расскажем о некоторых аспектах, которых он коснулся в докладе.

Денежки счет любят
За десять лет объем бюджетного финансирования на образование увеличился более чем в восемь раз: с 494 миллионов рублей в 1996 году до 4166,4 миллиона руб. в 2006-м. Свыше 70 процентов школ получили финансовую самостоятельность. В результате принятых мер система образования не только по­требляет выделяемые сред­ства, но и “научилась” привлекать част­ные и корпоративные инвестиции. Во время реализации федеральных, международных проектов, в ходе развития дополнительных образовательных
услуг в Чувашии привлечен (помимо бюджетных средств) почти миллиард рублей! И сюда еще не входят около 600 миллионов рублей, которые компания “Ространснефть” намерена вложить в реконструкцию учебно-материальной базы ПУ № 22 в Канаше. Здесь намерены выпускать специалистов по остродефицитным рабочим профессиям, учащиеся будут получать ежемесячно стипендию в размере 3000 рублей.
С переходом на финансовую самостоятельность многие учреждения образования стали  использовать и внутренние резервы. Например, за счет увеличения наполняемости класс­ов, эффективного использования тепла и электроэнергии.


Автобусы “попросили” хороших дорог...
Вместо почти семисот мелких, высокозатратных, с низкими образовательными результатами школ в республике создана эффективная образовательная сеть. “Точками развития” стали 138 базовых школ (из них 51 ресурсный центр). Концентрация в них финансовых, материальных, кадровых ресурсов привела к существенному повышению качества образования. Например, среди сельских школ, получивших гранты Президента РФ Владимира Путина, 82 процента составляют ресурсные центры. Результаты ЕГЭ, различных олимпиад и конкурсов, процент учащихся, поступивших в вузы, подтверждают, что по качеству образования эти школы не уступают городским.
Чтобы возить детей в современные базовые школы, понадобился транспорт. Так появилась программа “Школьный автобус”. Сегодня 225 автобусов ежедневно подвозят в укрупненные школы свыше 10 тысяч учащихся из 652 населенных пунктов. Вот потому-то остро встал вопрос о хороших дорогах... Так реструктуризация оказала влияние на развитие всей общественной ин­фраструктуры.

Прекрасное далеко?
Говоря о дальнейшем развитии системы образования, Президент ЧР Николай Федоров обозначил несколько проблем. Так, реструктуризация город­ских учебных заведений, по его мнению, должна быть связана с созданием профильных образовательных учреждений и школ ступеней обучения. Иначе говоря, отдельных школ для детей младшего, среднего и старшего возрастов. Подобная практика весьма распространена в Европе, и нам не стоит цепляться за прежние стереотипы, считает Президент.
Следующий шаг в информатизации образования — внедрение дистанционного обучения для ребят с ограниченными возможностями. Эти дети  не должны быть оторваны от мира и сверстников, считает Н.Федоров. Кстати, в Новочебоксарске первой ласточкой такой формы работы стала школа № 12.
Хотя в республике процент дошколят, посещающих детский сад, значительно выше, чем в среднем по России, около 23 тысяч детей по-прежнему не имеют возможности полноценно подготовиться к школе. В очереди на получение места в ДОУ стоят родители пяти тысяч малышей. Путей решения данной проблемы несколько: строительство новых ДОУ, возвращение перепрофилированных ранее зданий, открытие дополнительных групп, в том числе коммерче­ских... Есть и альтернативные варианты, подчеркнул Президент. Например, размещение муниципального заказа на услуги дошкольного образования в учреждениях любой формы собственности и ведомственной принад­лежности. Это позволит частично, но быстро удовлетворить спрос без капитальных затрат бюджета на строительство и реконструкцию.
Один из самых важных во­просов для педагогов — размер зарплаты. Да, требуется прин­ципиально поменять систему оплаты труда, и это будет сделано в ближайшие два-три года, сообщил Президент ЧР Н.Федоров. Вместе с тем нужна дифференциация. Следует поощрять лишь действительно лучших, добивающихся успехов на педагогическом поприще. Рост зарплаты должен стать стимулом, поощряющим и побуждающим к непрерывному повышению квалификации. 
Приоритетным в образовании глава республики назвал воспитание подрастающего поколения. Особое внимание следует уделить ребятам, лишенным родительского внимания. В частности, по его мнению, следует коренным образом переориентировать систему дополнительного образования на работу именно с такими детьми и подростками. “Лишь “прививка культурой”, “инъекция культурой” могут стать самой дей­ственной защитой от нравственных, морально-этических болезней”, — подчеркнул он.

Ответьте, Президент!
О чем спрашивали Н.Федо­рова в ходе пресс-конференции? Педагог Людмила Турковская из лицея № 18 о работе с одаренными детьми. Скорее, это был даже не вопрос, а пожелание руководителям вузов активнее сотрудничать со школами. Кроме того, о том, можно ли снова принудительно лечить от пьянства, о возможности введения в школе предмета “Этика и культурология”, о формуле успеха молодого человека в XXI веке...
Проблему необходимости возрождения ЛТП Н.Федоров обещал поднять в правительстве РФ. Что касается новых предметов, то дети и так перегружены занятиями. Решать проблему хамства и варварства в подъездах, на улицах нужно иначе. В первую очередь обратить внимание на культуру поведения самих учителей. Создать для начала в собственном доме атмо­сферу нетерпимости к варвар­ским поступкам. Ну а формула
успеха такова: “Знания. Вдохновенный труд. Любовь к Отече­ству”. Причем любовь не на словах, а на деле. Тот, кто любит свою родину, не станет портить стены в подъезде, ломать качели во дворе, да и другим не даст.
Я спросил Президента вот о чем. В рейтинге всех регионов России образование Чуваш­ской Республики входит в первую десятку. Что мешает занять верхние строчки в нем? Николай Федоров заметил, что по некоторым критериям мы занимаем-таки первые места, по другим входим в первую десятку, по третьим — в первую двадцатку. “Может быть, не всегда хватает финансовых возможностей, чтобы стать лучшими, — сказал он. — Зато это компенсируется большим числом умных людей...” 
Один из авторов, приславших вопрос по электронной почте, высказал просьбу: “Николай Васильевич, поручите мэрам городов и районов провести акцию “Каждому детскому саду — со­временную игровую площадку!” Президент засмеялся, затем оглядел зал, в котором сидели главы муниципалитетов, и спросил: “Возражений нет? Все согласны?” После недолгой паузы добавил: “Ну и замечательно. Значит, поручаю”.
Андрей СЕРГЕЕВ.

Итоги десятилетия в цифрах
Введены в эксплуатацию 140 новых зданий образовательных учреждений.
На информатизацию учебных заведений с 2001 года направлены порядка 200 миллионов рублей. Сегодня на один школьный компьютер в Чувашии приходятся 25 учеников (причем на селе — 22 школяра), в среднем по России — 50.
Школьники Чувашии на предметных олимпиадах завоевали более 130 дипломов российского и международного уровней. Число участников всех олимпиад увеличилось в пять раз.
Количество бюджетных мест (на 10 тыс. человек) в вузах выросло со 134 (1996 г.) до 187 (2006 г.).
Каждый пятый школьник вовлечен в общественную деятельность. Около 120 тысяч детей (в 2,5 раза больше, чем в 1996 году) ежегодно участвуют в более чем 600 крупных республиканских меро­приятиях.