Что изменится в России с 1 июня 2024 года

Шероховатости профильного образования

Шероховатости профильного образования Профильное образование Круглый стол

Шероховатости профильного образования


0

Перед началом нынешнего учебного года на августовской педагогической конференции была озвучена проблема неэффективности существующей системы профильного обучения в Новочебоксарске. О том, как обстоят дела сейчас, что необходимо предпринять для улучшения ситуации, “Грани” предложили обсудить за круглым столом. Для этого пригласили в редакцию главного специалиста отдела образования администрации Новочебоксарска Юлию Бочарову, старшего методиста МКУ “Центр финансово-производственного обеспечения и информатизации Новочебоксарска” Антона Ширшова, депутата городского Собрания директора школы № 20 Александ­ра Матвеева, заместителя директора гимназии № 6 Ренату Михайлюк и депутата Госсовета Чувашии руководителя ЗАО “НПП “Спектр” Сергея Михеева.

Журналист: Напомню суть проблемы. Профильные 10-е и 11-е классы (в них те или иные дисциплины согласно профилю учащиеся изучают углубленно, на это отводится больше часов) в Новочебоксарске существуют, но не дают того результата, на который были рассчитаны. В частности, средний балл ЕГЭ по информатике в профильных классах оказался не только ниже среднереспубликанского и городского уровней, но и ниже, чем в некоторых классах, где информатика не являлась профильным предметом. Похожая ситуация и по нескольким другим дисциплинам. Почему так происходит?
А.Ширшов: Мы проанализировали итоги трех последних лет. Нельзя рассматривать профильное образование только в разрезе тех или иных дисциплин. Гораздо большее значение имеют школа и преподаватель. Если педагог не очень сильный, то сколько профильных часов ему ни дай, заметного результата не будет. Справедливо и обратное: учитель-профессионал и за небольшое количество часов сможет в непрофильном классе вложить в своих учеников хорошие знания, что и подтвердит ЕГЭ.
 В такой ситуации сама идея профильного обучения себя дискредитирует. И эту проб­лему надо решать.
Ю.Бочарова: В идеале система должна работать следующим образом. Каждый ученик 8-9-го класса выбирает будущую профессию и решает, какой профиль ему необходим. Затем для обучения в 10-м переходит в выбранный профильный класс, при необходимости меняя школу. Однако так не происходит. На мой взгляд, 90 процентов школьников не готовы покинуть сложившийся коллектив, своих учителей, а тем более друзей. Поэтому эти дети предпочтут учиться по профилю, который им не интересен, и углубленно изучать “нелюбимые” предметы, зато заниматься в родных стенах в привычной обстановке.
А.Матвеев: Конечно, главная проблема — кадровая. Но я хотел обратить внимание на такой аспект, как наполняемость школ. Невозможно организовать профильное образование, если в учебном заведении один десятый класс. Их должно быть не меньше трех, чтобы у учеников был выбор. Поэтому необходимо школы укрупнить. В условиях нашего города это можно сделать, допустим, с расположенными по соседству школами № 4 и 5, № 14 и 16. При этом задействованы будут оба здания, ученики и учителя останутся на своих местах. Единственное, вместо двух директоров будет один.
Журналист: Может так случиться, что ребенок выберет математический профиль и лишь спустя полгода поймет, что это не его... Что делать в таком случае?

А.Матвеев: Право на ошибку, безусловно, должно быть. Когда в школе три десятых класса  в параллели (соответственно и три профиля обучения), то выбрать есть из чего. В крайнем случае, перейти в другой коллектив. Если же профильный класс один, то школьник так и учится скрепя сердце.  

С.Михеев: Ошибаться могут не только школьники. Моя старшая дочь хорошо сдала экзамены и поступила в Высшую школу экономики. Баллы позволяли выбрать самое популярное направление “Экономика”. Его и предпочли. Прошло три года, и лишь переход на другой факультет показал, что руководствоваться при выборе специальности следует не модой, не тем, что сказали родители, а своими ощущениями.    

Р.Михайлюк: Учащиеся 10-х классов гимназии на каникулах проходят социальную практику (профессиональные пробы) на предприятиях Новочебоксарска. В течение недели ребята видят, в чем заключается работа специалиста той или иной профессии, соответственно делают выводы, хотели бы они здесь трудиться или нет. Договора мы заключаем с больницами, аптеками, банками, промышленными предприятиями... К примеру, один наш десятиклассник хочет стать химиком. После недели, проведенной в НПП “Спектр”, желание это только укрепилось.
С.Михеев: Наше предприятие тесно сотрудничает с гимназией № 6 и кафедрой физической химии химфака ЧГУ. Цель одна — привлечь молодежь в химическую отрасль, ведь очень интересная профессия, которая позволяет заработать на хлеб насущный.

Ю.Бочарова: Профориентация в девятых классах школ города идет в течение всего учебного года. Это помогает будущим десятиклассникам выбрать профиль правильно.

Журналист: Какие выводы по теме организации профильного образования сделаны? Что изменилось?

А.Ширшов: Раньше список профилей был достаточно велик. В этом году Минобразования ЧР унифицировало его, в результате осталось 13. Каждому профилю соответствуют свои экзамены (их предстоит сдавать в форме государственной итоговой аттестации), это тоже новое. На следующий учебный год школы Новочебоксарска выбрали 9 профилей. Что касается выводов, то их сделали сами школы, заменив неэффективные профили на другие.

Ю.Бочарова: В следующем учебном году лишь одна подгруппа одного класса в школе № 19 будет универсальной, все остальные в нашем городе имеют тот или иной профиль, поскольку обучение в 10‑11-х классах подразумевает профильное обучение. Этого требуют и стандарты в образовании.

  • 891.jpg