Что изменится в России с 1 ноября 2024 года

Чувашия представила в Уфе опыт оценки издержек

СессияЧувашия представила в Уфе опыт оценки издержек бизнес

Сессия


0

На Международной неделе бизнеса отмечен опыт Чувашской Республики по развитию института оценки регулирующего воздействия.

В рамках мероприятий в г. Уфа прошла сессия «Перспективы развития регуляторной политики: оценка регулирующего воздействия и оценка применения обязательных требований и экспертизы в субъектах Российской Федерации» совместно с Минэкономразвития России. Вели сессию заместитель директора Департамента регуляторной политики и оценки регулирующего воздействия Минэкономразвития России А.А. Шамрай и Заместитель министра экономического развития и инвестиционной политики Республики Башкортостан З.А. Гумерова. Поделились опытом по проведению оценки применения обязательных требований начальник управления совершенствования государственного управления и правовой работы Министерства экономического развития Новосибирской области О.В. Москвина и начальник отдела оценки регулирующего воздействия Департамент инвестиций и развития малого и среднего предпринимательства Краснодарского края Н.В. Белозорова. Чувашская Республика (Буторова М.М. - начальник отдела развития секторов экономики и конкуренции Минэкономразвития Чувашии) представила опыт по оценке издержек, возникающих в связи с исполнением требований регулирований.

Механизм ОРВ в Чувашской Республике начал применяться в пилотном режиме с конца 2012 года. Внедрение ОРВ предусматривает активное участие региональных объединений предпринимательского сообщества, научных-экспертных организаций в принятии нормативных правовых актов. 

Итоги внедрения механизма приведены на слайде.

Проделана огромная работа по налаживанию диалога с бизнес-сообществом при принятии нормативных правовых актов, как результат - рост активности бизнес-сообщества. В 2022 г. при проведении публичных консультаций от  половины участников поступали отзывы  к проектам актов (49,7%).

"За 10 лет работы в этом направлении Министерством экономического развития Чувашской Республики рассмотрено и выдано 724 заключения об ОРВ на проекты нормативных правовых актов Чувашской Республики, к участию в публичных консультациях и обсуждению 389 проектов привлечено свыше 12,8 тыс. участников, поступило 3,7 тыс. отзывов. За 10 лет значительно повысилась активность бизнес-сообщества. Проделана огромная работа по налаживанию диалога с бизнес сообществом при принятии нормативных правовых актов. В 2022 г. при проведении публичных консультаций нормативных правовых актов от общего числа привлеченных участников почти от  половины из них поступают отзывы", - рассказывает заместитель Председателя Кабинета министров Чувашской Республики - министр экономического развития и имущественных отношений Чувашской Республики Дмитрий Краснов.

Внедрение процедуры ОРВ позволило снизить риски принятия документов с излишним регулированием, экономическая эффективность процедуры в связи с устранением  необоснованных издержек у субъектов предпринимательской деятельности оценена в объеме 3,6 млрд. рублей.

Эффекты от внедрения ОРВ выражались в экономии издержек бизнеса на предоставление документов для получения государственной поддержки из республиканского бюджета Чувашской Республики. При разработке проектов актов министерствами необоснованно включались в перечень предоставляемых для получения государственной поддержки копии документов, сведения из которых уже имеются в выписках налоговых органов, а также копии документов, которые могут быть получены в порядке межведомственного взаимодействия органов власти и т.д.

В Чувашской Республике создана эффективная площадка для обсуждений проектов нормативных актов -  это единый портал «Народный контроль» https://regulations.cap.ru/projects, где сформирован отдельный раздел «Проекты». Это основной инструмент, на котором реализован обширный функционал, позволяющий участникам публичных консультаций ознакомиться с проектами, оставлять комментарии и отзывы.

Затраты в республике оцениваются в соответствии с Приказом Министерства экономического развития РФ от 22 сентября 2015 г. № 669 «Об утверждении методики оценки стандартных издержек субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности, возникающих в связи с исполнением требований регулирования». Все знакомы с данным нормативным актом.

Как применяются количественные методы в ходе ОРВ были обсуждены на конкретном недавнем примере по проекту постановления Кабинета Министров Чувашской Республики, предусматривающему внесение изменений в Правила предоставления субсидий из республиканского бюджета Чувашской Республики на обеспечение получения дошкольного образования в частных дошкольных образовательных организациях.

В ходе ОРВ обязательной количественной оценке подлежат основные группы предпринимательской и иной экономической деятельности. В ходе ОРВ проводится также количественная оценка соответствующего воздействия и к чему приведет непринятие предлагаемого решения. Чаще всего показатели (индикаторы) предусмотрены государственными программами, подпрограммами, национальными региональными проектами Чувашской Республики и другими стратегическими документами. 

При экспертизе проектов в республике руководствуются федеральным законодательством, согласно которому не допускается требовать у субъектов малого и среднего предпринимательства представления документов, которые находятся в распоряжении государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, за исключением случаев, если такие документы включены в определенный Федеральным законом от 27.07.2010 № 210-ФЗ  перечень документов (Федеральный закон от 24.07.2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации»). Поэтому при экспертизе проекта акта учитываются документы, которые могут быть получены в порядке межведомственного взаимодействия, что позволяет исключать избыточные требования к субъектам предпринимательской деятельности. 

При экспертизе проектов мы руководствуемся федеральным законодательством, согласно которому не допускается требовать у субъектов малого и среднего предпринимательства представления документов, которые находятся в распоряжении государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, за исключением случаев, если такие документы включены в определенный Федеральным законом от 27.07.2010 № 210-ФЗ  перечень документов (Федеральный закон от 24.07.2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации»). Поэтому при экспертизе проекта акта учитываются документы, которые могут быть получены в порядке межведомственного взаимодействия, что позволяет исключать избыточные требования к субъектам предпринимательской деятельности, сообщает Минэкономразвития Чувашии.

 

Прикрепленный файлРазмер
Сессия521.5 кб