Что изменится в России с 1 декабря 2024 года

"Хвалу и клевету приемли равнодушно..."

Честно, мне нравится, что в Чувашии есть оппозиционные СМИ, и никто им не затыкает рот, не бьет по рукам. Ни глава региона,  ни партия власти, ни общественные организации. Эти СМИ пишут что хотят, облаивают и обливают  любого. Было бы значительно скучнее,  зануднее, если бы обходилось без их шедеврального творчества. Как это бывает, когда всюду  доминирует один вельможный  взгляд, одна начальственная точка зрения,  один замшелый бюрократический подход,  а персоны выше первого этажа – каста неприкасаемых,  все в Чувашии прекрасно помнят.

 Скверная и не очень рациональная это практика - давить оппозицию.  Какая бы она, эта оппозиция, ни была хамская. В Японии на некоторых заводах  у входа в полный  рост стоит резиновая фигура владельца предприятия, рядом лежит увесистая дубинка. Каждый рабочий или синий воротничок может,  уходя со смены, отдубасить «босса» по бокам, выпустить пар и с радостным настроением ехать домой кушать суши и пить сакэ. И потому в Японии, наверное,  нет революций, отлично налажено социальное партнерство элит и народных масс,  а экономика страны, несмотря на цунами и фукусимы, в первой пятерке мира.

 Очень важна эта социальная функция – выпускание, стравливание накапливающегося пара. Нельзя ему препятствовать: иначе может сорвать  алюминиевую  клепку, с грохотом и звоном понести на баррикады. И неулыбчивая сановная российская элита, хоть и не сразу, но поняла, просекла, ущучила:  нельзя этому мешать, ни в коем разе. Уж каких только хохм про  первых  лиц  государства  не декламируют и не поют со сцен «Граждане Поэты»,  каких только мерзостей  не сочиняют про них оппозиционеры  а-ля  Навальные – те не реагируют.  Пропускают мимо ушей. Как горох об стену. «Хоть горшком назови – только в печь не ставь».

 Кстати, некоторые  неглупые люди утверждают:  «Граждане Поэты» и  Навальные – творческий продукт самой власти, решившей не доверять критику чужим и незнакомым, а  продуцировать ее самостоятельно, исходя из древней истины «Хочешь сделать лучше – сделай сам». Мол, у нынешней элиты это называется «операция прикрытия». Спорная доктрина, очень. Но – любопытная. Что-то в ней есть.

 Так или иначе, в Чувашии сейчас оппозиция свободно высказывается по каждому вопросу. Скажем, приехали губернаторы на Совет округа:  деловой визит, очень насыщенный, плотный, два крупных важных совещания в один день. Одно – окружное, второе – федеральное.  Организация саммитов – великолепная, никаких заминок, все тип-топ. Горожане даже не почувствовали, что в городе  для обсуждения важных  тем собралась высшая российская элита МВД… После саммитов «оппозиционная»  пресса, как водится, ведет  предвзятый детальный анализ по позициям. Кто из боссов что сказал, что, вероятно, имел в виду,  какая мысль отразилась на лице, что он говорил в аналогичной ситуации в другом регионе.  Даже температурный режим сравнивается. Мол, там было теплее, здесь – холоднее. С намеками, подтекстами, страстью, надеждой...

 Много  интересного можно узнать из оппозиционных СМИ. Про погоду, интонации,  другие республики и области, страсти, надежды. Не будь этого - какая была бы скукотища!  А тут вместо плоской черно-белой картинки события –  полновесное  3D- изображение. Политический театр.

 Сейчас в мире   вошел в моду  жанр игрового фэнтези.  Набирают рейтинг газеты, телеканалы, сайты, которые   специализируются на придумывании лабуды. Про инопланетян, снежного человека,  чупакабру, говорящих лошадей, обезьян, играющих на скрипке,  дельфинов, щелкающих, как орешки, алгебраические задачи. Альфа-персонам придумывают  воображаемые интервью, которых не было в природе, сюжеты,  которые даже и вообразить сложно. Чувашия – не отстает от Европы, в Чебах тоже развивается фэнтезийная тема. В газетах и на сайтах лепят липовые интервью с vip-персонами,  беллетризованные истории, высосанные из указательного пальца… Игровая литературная мистификация с попыткой эпатажа – так это можно назвать.  Голливуд отдыхает, Мосфильм даже рядом не проезжал. Скажем, одна оппозиционная газета, постоянно  претендующая на сенсационность, недавно захотела из первых лиц республики  по европейским калькам вылепить   синебородых   мачо  типа вечнозеленого  итальянца Берлускони.  Такой  удалой  фэнтезийный текст с кричащим заголовком  отчубучила - забабахала!  Да за такие сказочные сценарии в Каннах звание лауреата  надо им давать. «Тысяча и одна ночь» стыдливо  меркнут в сравнении.

 Иногда  журналюг корят: мол, как же можно  так беспардонно  врать по-желтому, придумывая  обвинения, не приводя свидетельских  доказательств? Это же ни в какие ворота...

Не надо их ругать.  Они делают важное общественное дело:  лепят горбатого, выпускают пар, оптимизируют  социальную систему, разнообразят социум.

 Дело, разумеется, не в фонтане, а в принципе: оппозиция, претендующая на особый  взгляд,  хотя бы иногда  должна допускать, что  и другие тоже имеют право на свой взгляд. Даже испанцы из страны вражеского Евросоюза. А быть или не  быть фонтану - вопрос управленческих решений.

 Есть ли в ситуации позитив? Да, есть: нынешняя власть – как в России, так и в Чувашии – по сути, первая, которая способна  индифферентно и терпеливо воспринимать «оскорбительную критику». Возможно, это потому, что поведенческие  стандарты  истеблишмента сегодня  задают Путин и Медведев,  оценивающие ситуацию, в том числе  и  по канонам  восточной философии. Правило самурая:  реально  оскорбить может лишь человек высших или хотя бы равных достоинств.  Стремления  остальных равны шелесту тростника, шуму ветра, лаю собаки.

 В переводе на русский: «Хвалу и клевету приемли равнодушно. И не оспаривай глупца».

 Способность   по-самурайски   воспринимать критику присуща  сильным, уверенным  в  себе   политикам. Еще не так давно мало кто мог представить себе, чтобы власть предержащие  встречались с  "отъявленными" оппозиционерами. А сегодня глава Чувашии М.Игнатьев, не писавший законов,  гарантирующих свободу слова,  запросто приглашает на пресс-конференцию своих самых ярых оппонентов, выслушивает их хитрые вопросы с подвохами,  обстоятельно отвечает. И – что само по себе фантастично: это уже воспринимается как привычная вещь!  Небеса не обрушиваются, птицы не прекращают петь, а  цветы – расцветать. И вот уже  журналисты солнечной Чувашии, собравшись на пресс-конференцию Главы,  выслушивают длинный, заковыристый, как трасса слаломиста, вопрос с драматичным сообщением,  что в Чувашии «дети падают в голодные обмороки». В сегодняшней общей сытости, когда главной, самой массовой и актуальной темой для населения стал вопрос «как похудеть, как сбросить вес?», тема голодных обмороков детей Поволжья в отдельно взятой школе воспринимается без малейшего юмора, с особым вниманием Главы, он  благодарит блогера за вопрос и обещает изучить тему и  принять необходимые решения. Никто уже не говорит о том, что заданный  вопрос -  «гнусное вранье и клевета», «политическая провокация», «подлая подстава»,  «стремление  тенденциозно сгущать  краски»,  «выдавать жареные факты», «очернять действительность», «подлая дурость», не спрашивает, «кто его сюда позвал, этого журналюгу?»… Нет, вопрос воспринимается очень внимательно и на полном серьезе: можно быть уверенным, соответствующие поручения уже даны, машина крутится, ситуация изучается, решения готовятся. Аналогично воспринимается злободневный ресурсный  вопрос : «А не пригласить ли в Чувашию евреев и геев?»…

 Нет, все же  очень неплохо, что в Чувашии есть оппозиционные  СМИ.  Внимательные,  дотошные,  въедливые,  с фантазией. Все замечают, на все реагируют, а если чего и нет – додумывают,  возводят в абсурд,  чтобы скучно не было, а читатели развлеклись. Колотят резиновых  самураев всех уровней  дубинкой  своих публикаций,  стравливают   общественный  пар, консолидируют социум.  Разрешенная критика – уже не критика вовсе, а очернительство, хула,  балагурство, напраслина, хулиганство.  Она  резко контрастирует с  восточным менталитетом чувашей, в которых с детства воспитывают  умение  говорить мало, но по делу,  стремление говорить людям комплименты,  а  не  ранящие  слова: по этническим  убеждениям сказанное вслух грубое слово всегда  возвращается с удесятеренной силой. И, хотя, возможно, в гонорарной ведомости  критическое слово стоит намного дороже,  в глазах аудитории оно резко девальвирует, падает в цене. Потому на митинги, регулярно  созываемые оппозицией в Чебоксарах,  неизменно собирается могучая кучка из пятнадцати  городских  философов, фотографирующих друг друга,  машущих плакатами, выполненными  в  стиле  известного  художника-конструктивиста Остапа Бендера, швыряющих в стены свои драгоценные  яйца, а сами митинги превращаются в  хэппенинги, художественные инсталляции, сдачу норм ГТО.

 Не прививается почему-то  социальный  протест в Чувашии. Не тот у народа менталитет.

 

Виктор Зацепин

 

http://sovch.chuvashia.com/