Выдающийся земляк: композитор Тимофей Фандеев
Тимофей Игнатьевич Фандеев – видный деятель культуры Чувашской Республики и Российской Федерации. Он известен своими музыкальными произведениями не только на территории его малой Родины, но и за ее пределами.
Т.И. Фандеев родился 19 февраля 1918 г. в д. Малые Тюмерли Козьмодемьянского уезда Казанской губернии (ныне Ядринского района Чувашской Республики).
С малых лет он шел рука об руку с музыкой, этому способствовал быт сельской местности, в которой он рос. Уже в четыре года Тимофей играл на семиклавишной гармонике, в пять – на венской «двухрядке», в семь – на гуслях. Позже самостоятельно освоил баян – инструмент, который в будущем поможет мальчику стать известным.
В 1935 г. Т.И. Фандеев стал студентом Чувашского музыкального училища, где занимался в классе сольного пения педагога А.Я. Порубиновского. Уже во время обучения стал известен как одаренный баянист. Параллельно с учебой Тимофей Игнатьевич работал баянистом Чувашского академического театра и ТЮЗа (Театра юного зрителя), выступал на концертах Чувашского радио.
В 1938-1939 гг. являлся заведующим музыкальной частью и баянистом Бижбулякского чувашского театра Башкирской АССР.
Следующие семь лет (с 1939 г. по 1946 г.) прошли в армии. Проходил службу в 35-й стрелковой дивизии 2-й отдельной Краснознаменной армии. В составе Второго Дальневосточного фронта участвовал в боях с японскими милитаристами. В период службы играл на баяне в армейском ансамбле песни и пляски, где появились его первые песни на стихи В. Гусева – «Далекой любимой» и «Весенняя песня».
После демобилизации Т.И. Фандеев вернулся в Чебоксары. В 1946-1947 гг. работал баянистом вокального ансамбля Чувашского радиокомитета. Т.И. Фандеев был одним из первых чувашских композиторов послевоенного поколения, получивших высшее специальное образование. В 1952 г. он успешно окончил Казанскую государственную консерваторию по классу композиции профессора А.С. Лемана.
В студенческие годы написал семь симфонических произведений, среди которых «Весенний вальс», «Чувашский танец», «Вальс-рондо», «Праздничная увертюра», поэма «В родном краю», марш «Слава победителям», «Марш защитников мира». Его творчество описывали такими чертами, как любовь к программности, стремление к широкой доступности и демократичности инструментальной музыки.
Лучшим произведением студенческих лет композитора в Казанской консерватории считается его дипломная работа «В родном краю». Эта поэма получила широкое признание. Она исполнялась в Москве, Казани, Петрозаводске, Саратове и других городах страны.
В 1955-1956 гг. был редактором музыкального вещания Чувашского радио. С 1956 г. являлся художественным руководителем молодежного ансамбля песни и танца рабочего клуба «30 лет Чувашской АССР».
1950-е гг. в творчестве Тимофея Игнатьевича самые плодотворные. В эти годы были написаны, кроме упомянутых, симфонические поэмы «Родные напевы» (1959), «Октябрь» (1957), музыкальная комедия «Виçĕ туй» («Три свадьбы», 1953), Первая симфония (1954), сюиты, кантата «Партие мухтав!» («Партии слава вовек!», 1952) на слова В.И. Давыдова-Анатри), инструментальные концерты, хоры и песни. В этот период была начата работа над оперой «1918-й» на сюжет поэмы С.В. Эльгера.
В 1960-е гг. из-под его пера вышли «Торжественная увертюра» для симфонического оркестра (1962), кантата «Иван Яковлев» на текст А.А. Воробьева (1968). оперетты «Телей» («Счастье», 1961) по либретто И.О. Молодова. В период 1960-1970-х гг. Т.И. Фандеев стал первым чувашским композитором, который обратился к жанру сольного концерта, создал концерты для баяна, альта и трубы с симфоническим оркестром.
В 1963 г. занял должность директора Чувашского республиканского дома народного творчества, а через год – преподавателя музыкально-педагогического факультета Чувашского государственного педагогического института им. И.Я. Яковлева.
В 1972-1979 гг. работал консультантом Союза композиторов Чувашской АССР.
В период 1980-1990 гг. выделяют следующие работы композитора: балет «Цветок счастья» по мотивам поэмы И.С. Тукташа (1980), музыкальная комедия «Ик мулкача хăвалакан» («Поэма о любви»), Вторая симфония, сценическая оратория «Путь республики» (1980), симфоническая поэма «Чăваш ен», «Свадьба с причудами» (1987).
Кроме симфонической и оркестровой музыки Т.И. Фандев писал сочинения патриотического звучания, молодежные, шуточные, лирические произведения. Широкое признание получили хоровые песни «Колхозниксен ĕç юрри» («Лирическая трудовая») на слова А.А. Эсхеля, «Çуралнă çĕршыв» («Край родной») на слова А.С. Артемьева, «Вĕçтĕр юрă Мускава» («Лети, наша песня, в Москву») на слова А.Е. Алги, «Мухтавлă ĕç» («Доблестный труд»), «Кĕмĕл уйăх хăпарать» («Серебрится луна») на слова В.И. Давыдова-Анатри и др.
За свою творческую деятельность был удостоен званий «Заслуженный деятель искусств Чувашской АССР» (1968), «Заслуженный деятель искусств РСФСР» (1978). Награжден орденом Отечественной войны 2-й степени, медалями.
Тимофей Игнатьевич Фандеев умер 1 ноября 1999 г. После себя он оставил немало произведений, которые даже сегодня способны вызвать трепет у слушателей. Его музыке присущи естественность, широкая распевность, яркость национального колорита, жизнерадостность. Многие из черт навеяны местами, где он жил в детстве.
Прикрепленный файл | Размер |
---|---|
53.03 кб |
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы отправить комментарий.
- версия для печати