Что изменится в России с 1 ноября 2024 года

Голос народа

Николай Эриванов и усовершенствованный им народный музыкальный инструмент “Сăрнай”. Фото из архива Н.ЭривановаГолос народа Выдающиеся земляки Чувашии

Николай Эриванов и усовершенствованный им народный музыкальный инструмент “Сăрнай”. Фото из архива Н.Эриванова

Николай Эриванов в 1970 году окончил музыкальное училище им. Ф. Павлова как баянист.Голос народа Выдающиеся земляки Чувашии

Николай Эриванов в 1970 году окончил музыкальное училище им. Ф. Павлова как баянист.

Выступает “Сăрнай”.Голос народа Выдающиеся земляки Чувашии

Выступает “Сăрнай”.

0_2Erivanov.jpgГолос народа Выдающиеся земляки Чувашии

0_2Erivanov.jpg

3erivanov.jpgГолос народа Выдающиеся земляки Чувашии

3erivanov.jpg

18_maia_1986_.jpgГолос народа Выдающиеся земляки Чувашии

18_maia_1986_.jpg

IMG_0002erivanov.JPGГолос народа Выдающиеся земляки Чувашии

IMG_0002erivanov.JPG

Q0WWGK_KB-s.jpgГолос народа Выдающиеся земляки Чувашии

Q0WWGK_KB-s.jpg

DSC_0442erivanov.jpgГолос народа Выдающиеся земляки Чувашии

DSC_0442erivanov.jpg


0

Куда только не заносила судьба Николая Лазаревича ЭРИВАНОВА за 85 лет его жизни. Был он, к примеру, художественным руководителем новочебоксарского клуба “Строитель” (1971 год) и воспитателем в общежитии ПТУ № 14 (1971–1973 годы) также в нашем городе. Но все же больше известен как композитор, собиратель музыкального фольклора, изготовитель старинных чувашских музыкальных инструментов, художественный руководитель ансамбля “Сӑрнай”. Об этом, и не только, мы поговорили в интервью, приуроченном к очередной круглой дате без преувеличения выдающегося жителя Новочебоксарска.

  • Кстати
    Звания “Заслуженный работник культуры Чувашской АССР” Николай Эриванов удостоен еще в 1991 году.


Улица Эриванова

— Николай Лазаревич, правда, что в родном селе Подлесные Шигали Батыревского района есть улица, названная в вашу честь? Как вы к этому относитесь?

— Да, это так. Переименовали ее в улицу Эриванова в 1990 году. Там до сих пор живут мои род­ственники. Дети моего младшего брата, а также потомки брата отца, дяди Ивана. Еще мой двоюродный брат Анатолий. Это я сейчас называю только Эривановых. Есть родственники с другими фамилиями. Сестренка живет, теперь она Васильева.

Я как-то привык к тому, что в родном селе есть улица Эриванова. Приятно, конечно.

— Не выясняли, откуда произошла ваша фамилия?

— В общих чертах. Предка звали “Хӗрлӗ Микула” (“Красный Николай”), я так понимаю, за рыжие волосы. Был у него родственник “Хӗрлӗ Иван”, видимо, и давший потомкам фамилию (созвучие с “Эриванов” действительно улавливается — Прим. авт.). Знаю, что в какой-то момент предки переехали на нынешнее место в Батыревском районе. Это мне мой дед Захар Митрофанович рассказывал.

У него было четыре сына: по старшинству Игнат, Андрей, Лазарь, Иван. Воевали все четверо, двое старших с войны не вернулись.


Играй, тальяночка

— Среди множества освоенных вами музыкальных инструментов какой был первым?

— Музыкальное училище я окончил как баянист. Сейчас пальцы уже плохо гнутся, поэтому с ансамблем “Сӑрнай” занимаюсь только а капелла, то есть без музыкального сопровождения.

Самой первой же была гармонь — однорядная тальянка. Принадлежала она брату отца, дяде Андрею. Началась война, братья ушли на фронт. Жил я у дедушки, он гармонь никому не давал. Держал под запором. Но я нашел способ попасть внутрь. Как только взрослые уходили на работу, доставал гармонь и учился на ней играть.

Момент истины настал, по-моему, в 1944-м. На праздник то ли Пасхи, то ли Масленицы, пришли в гости снохи, да и попросили деда. Пусть, мол, Николай сыграет. “Так он же не умеет”, — нахмурив брови, как Иван Грозный, ответил дед. “А пусть попробует”, — говорят. Пять лет мне было. Хорошо помню, до пола ногами, сидя на табуретке, я не доставал.

С тех пор в моих талантах никто в семье уже не сомневался. Жалко, вернувшись домой, после войны дядя Иван тальянку ту продал. Остался я без инструмента.

— Какой выход нашли?

— Сначала на деревенских праздниках просил у кого-нибудь. Тем временем окончил семилетку. Потом сосед и говорит: “Поехали на заработки в Москву, там через два месяца купишь себе гармонь. Почти так оно и вышло. Работал на строительстве сначала стадиона Лужники (1955–1956 годы), потом Останкинской телебашни. Простым землекопом. В это же время ребята-земляки по­звали в клуб “Академстроя”, там чувашский народный хор появился. К тому времени я уже купил баян, стал осваивать ноты.


Выступали в чужих костюмах

— В вашей биографии есть еще один знаменательный факт — участие в VI Всемирном фестивале молодежи и студентов в Москве в 1957 году.

— Несмотря на то, что коллектив нашего хора был самодеятельным, он имел хороший авторитет. В республику из Москвы отправили письмо, что делегировать на фестиваль никого не нужно, есть хороший чувашский хор. Национальных костюмов у нас тогда не было, их к фестивалю специально пошили в Чувашии, прислали нам в Москву. До того мы выступали в национальных костюмах другого народа. Какого, не скажу.

— Когда судьба привела вас в музыкальное училище в Чебоксарах?

— Путь был тернистым. Сначала я вернулся в родной колхоз. Организовал хор. На празднике песни нашего Первомайского района (ныне Батыревский) мы заняли третье место. А у меня только семилетка за плечами. Непорядок. Предложили работать баянистом, одновременно я оканчивал десятилетку. К решению учиться дальше пришел только во время службы в армии. В общем, музыкальное училище им. Ф. Павлова окончил в 1970 году.


Звучит сарнай 

— Вашему коллективу “Сӑрнай” скоро исполнится 45 лет. Как пришла идея использовать народные инструменты: свистульки и волынку?

— В то время был очень популярен пузырист Илларион Макаров. Классическую волынку, в которой используются бычий пузырь и камышовый стебель, пришлось доработать. “Сӑрнай”, во-первых, состоит из двух соединенных пузырей. Камыш заменил на бамбук, пузыри на надувные резиновые игрушки. Словом, воедино собрал историю и современность.

Глиняные свистульки умел делать с детства. Тут ничего сложного нет. Разложил звучание по нотам, обучил остальных. Дело пошло. В разные годы “Сӑрнай” посещали разное количество, доходило до 15 человек. Сейчас 7.

— Как начали собирать музыкальный фольклор?

— Попутно. Выезжали, например, куда-нибудь на гастроли, в чувашское село, оттуда и привозили. Народная музыка, по моему мнению, тоже имеет автора. Исполняют, к примеру, на празднике новую песню. Ее слышат пришедшие на праздник гости, поют потом у себя. Только что-то поменяют по-своему. Так произведение становится народным. 


Сборник за сборником

— Десять лет назад, к 75-летнему юбилею, мы писали о шести изданных музыкальных сборниках. Сколько их на данный момент?

— Двенадцать.

— Где черпаете вдохновение?

— Любое движение, сильные эмоции поэт превращает в стихи, а я кладу на музыку. Вот поругаюсь с кем-нибудь, и сразу берусь за дело.

— Шутите?

(Улыбается) Немного. Стихи мне предлагают часто. Посмотри Николай Лазаревич, может, что-то напишешь? Не откажешь ведь, дескать, стихи не очень, не предлагай больше. Что-то сразу вызывает отклик, сажусь писать музыку. Другие пылятся годами. Целый архив собрался.

Стоит понимать, что и музыка может кому-то не нравиться. Часто новое написанное произведение потом сам же и критикую. Подвергаю правке, стремлюсь улучшить. Это распространенная практика у композиторов. Вот сейчас перевыпускаю Новочебоксарскую симфонию.


Гимн Новочебоксарску

— Вы участвовали в конкурсе на лучшую песню о Новочебоксарске и написали настоящий гимн нашему городу. Расскажите, как было дело.

— Конкурс объявили к 45-летию Новочебоксарска в 2005 году. Я тогда на стихи Владимира Долгова написал фактически гимн. Его высоко отметили в номинации “величальные хоровые”, но депутаты городского Собрания в качестве гимна произведение так и не утвердили. Позже его записала Чувашская академиче­ская капелла.

Наш город получил свои флаг, герб, даже талисман, а вот гимна до сих пор нет.

— Николай Лазаревич, а какой инструмент ваш любимый?

— Они все хороши, у каждого свой тембр звучания, свой голос, и только все вместе они создают удивительную полифонию, где каждому отведено свое место.

— Расскажите о своих творческих планах.

— Не все сборники увидели свет. Был в гостях у сына, ездил к нему в Америку. Сидел без дела. Взял сборник детских стихов Раисы Сарби. За месяц написал 10 песен, теперь хочу их издать. 


СПРАВКА

Николай Эриванов — выпускник Чебоксарского музыкального училища им. Ф. Павлова. 

С 1970 г. — руководитель народного фольклорного ансамбля “Сăрнай” при Новочебоксарском ДК. Ему принадлежат более 200 песен и оркестровых произведений, которые вошли в авторские сборники “Юрламасăр чун чăтмасть” (“Когда душа поет”), “Ҫӗмӗрт ҫеҫкере” (“Черемуха в цвету”) и другие.

Более 100 песен, хоров, инструментальных и других произведений записаны в фонд Чувашского радио, а также фирмой грамзаписи “Мелодия” в исполнении профессиональных и народных коллективов и исполнителей.

В 2023 году “Сăрнай” удостоен Гран-При Республиканского фестиваля певческих коллективов “Песни родного края”.


  • Николай Эриванов и усовершенствованный им народный музыкальный инструмент “Сăрнай”. Фото из архива Н.Эриванова
  • Николай Эриванов в 1970 году окончил музыкальное училище им. Ф. Павлова как баянист.
  • Выступает “Сăрнай”.
  • 0_2Erivanov.jpg
  • 3erivanov.jpg
  • 18_maia_1986_.jpg
  • IMG_0002erivanov.JPG
  • Q0WWGK_KB-s.jpg
  • DSC_0442erivanov.jpg