Голос народа
Николай Эриванов и усовершенствованный им народный музыкальный инструмент “Сăрнай”. Фото из архива Н.Эриванова
Куда только не заносила судьба Николая Лазаревича ЭРИВАНОВА за 85 лет его жизни. Был он, к примеру, художественным руководителем новочебоксарского клуба “Строитель” (1971 год) и воспитателем в общежитии ПТУ № 14 (1971–1973 годы) также в нашем городе. Но все же больше известен как композитор, собиратель музыкального фольклора, изготовитель старинных чувашских музыкальных инструментов, художественный руководитель ансамбля “Сӑрнай”. Об этом, и не только, мы поговорили в интервью, приуроченном к очередной круглой дате без преувеличения выдающегося жителя Новочебоксарска.
- Кстати
Звания “Заслуженный работник культуры Чувашской АССР” Николай Эриванов удостоен еще в 1991 году.
Улица Эриванова
— Николай Лазаревич, правда, что в родном селе Подлесные Шигали Батыревского района есть улица, названная в вашу честь? Как вы к этому относитесь?
— Да, это так. Переименовали ее в улицу Эриванова в 1990 году. Там до сих пор живут мои родственники. Дети моего младшего брата, а также потомки брата отца, дяди Ивана. Еще мой двоюродный брат Анатолий. Это я сейчас называю только Эривановых. Есть родственники с другими фамилиями. Сестренка живет, теперь она Васильева.
Я как-то привык к тому, что в родном селе есть улица Эриванова. Приятно, конечно.
— Не выясняли, откуда произошла ваша фамилия?
— В общих чертах. Предка звали “Хӗрлӗ Микула” (“Красный Николай”), я так понимаю, за рыжие волосы. Был у него родственник “Хӗрлӗ Иван”, видимо, и давший потомкам фамилию (созвучие с “Эриванов” действительно улавливается — Прим. авт.). Знаю, что в какой-то момент предки переехали на нынешнее место в Батыревском районе. Это мне мой дед Захар Митрофанович рассказывал.
У него было четыре сына: по старшинству Игнат, Андрей, Лазарь, Иван. Воевали все четверо, двое старших с войны не вернулись.
Играй, тальяночка
— Среди множества освоенных вами музыкальных инструментов какой был первым?
— Музыкальное училище я окончил как баянист. Сейчас пальцы уже плохо гнутся, поэтому с ансамблем “Сӑрнай” занимаюсь только а капелла, то есть без музыкального сопровождения.
Самой первой же была гармонь — однорядная тальянка. Принадлежала она брату отца, дяде Андрею. Началась война, братья ушли на фронт. Жил я у дедушки, он гармонь никому не давал. Держал под запором. Но я нашел способ попасть внутрь. Как только взрослые уходили на работу, доставал гармонь и учился на ней играть.
Момент истины настал, по-моему, в 1944-м. На праздник то ли Пасхи, то ли Масленицы, пришли в гости снохи, да и попросили деда. Пусть, мол, Николай сыграет. “Так он же не умеет”, — нахмурив брови, как Иван Грозный, ответил дед. “А пусть попробует”, — говорят. Пять лет мне было. Хорошо помню, до пола ногами, сидя на табуретке, я не доставал.
С тех пор в моих талантах никто в семье уже не сомневался. Жалко, вернувшись домой, после войны дядя Иван тальянку ту продал. Остался я без инструмента.
— Какой выход нашли?
— Сначала на деревенских праздниках просил у кого-нибудь. Тем временем окончил семилетку. Потом сосед и говорит: “Поехали на заработки в Москву, там через два месяца купишь себе гармонь. Почти так оно и вышло. Работал на строительстве сначала стадиона Лужники (1955–1956 годы), потом Останкинской телебашни. Простым землекопом. В это же время ребята-земляки позвали в клуб “Академстроя”, там чувашский народный хор появился. К тому времени я уже купил баян, стал осваивать ноты.
Выступали в чужих костюмах
— В вашей биографии есть еще один знаменательный факт — участие в VI Всемирном фестивале молодежи и студентов в Москве в 1957 году.
— Несмотря на то, что коллектив нашего хора был самодеятельным, он имел хороший авторитет. В республику из Москвы отправили письмо, что делегировать на фестиваль никого не нужно, есть хороший чувашский хор. Национальных костюмов у нас тогда не было, их к фестивалю специально пошили в Чувашии, прислали нам в Москву. До того мы выступали в национальных костюмах другого народа. Какого, не скажу.
— Когда судьба привела вас в музыкальное училище в Чебоксарах?
— Путь был тернистым. Сначала я вернулся в родной колхоз. Организовал хор. На празднике песни нашего Первомайского района (ныне Батыревский) мы заняли третье место. А у меня только семилетка за плечами. Непорядок. Предложили работать баянистом, одновременно я оканчивал десятилетку. К решению учиться дальше пришел только во время службы в армии. В общем, музыкальное училище им. Ф. Павлова окончил в 1970 году.
Звучит сарнай
— Вашему коллективу “Сӑрнай” скоро исполнится 45 лет. Как пришла идея использовать народные инструменты: свистульки и волынку?
— В то время был очень популярен пузырист Илларион Макаров. Классическую волынку, в которой используются бычий пузырь и камышовый стебель, пришлось доработать. “Сӑрнай”, во-первых, состоит из двух соединенных пузырей. Камыш заменил на бамбук, пузыри на надувные резиновые игрушки. Словом, воедино собрал историю и современность.
Глиняные свистульки умел делать с детства. Тут ничего сложного нет. Разложил звучание по нотам, обучил остальных. Дело пошло. В разные годы “Сӑрнай” посещали разное количество, доходило до 15 человек. Сейчас 7.
— Как начали собирать музыкальный фольклор?
— Попутно. Выезжали, например, куда-нибудь на гастроли, в чувашское село, оттуда и привозили. Народная музыка, по моему мнению, тоже имеет автора. Исполняют, к примеру, на празднике новую песню. Ее слышат пришедшие на праздник гости, поют потом у себя. Только что-то поменяют по-своему. Так произведение становится народным.
Сборник за сборником
— Десять лет назад, к 75-летнему юбилею, мы писали о шести изданных музыкальных сборниках. Сколько их на данный момент?
— Двенадцать.
— Где черпаете вдохновение?
— Любое движение, сильные эмоции поэт превращает в стихи, а я кладу на музыку. Вот поругаюсь с кем-нибудь, и сразу берусь за дело.
— Шутите?
— (Улыбается) Немного. Стихи мне предлагают часто. Посмотри Николай Лазаревич, может, что-то напишешь? Не откажешь ведь, дескать, стихи не очень, не предлагай больше. Что-то сразу вызывает отклик, сажусь писать музыку. Другие пылятся годами. Целый архив собрался.
Стоит понимать, что и музыка может кому-то не нравиться. Часто новое написанное произведение потом сам же и критикую. Подвергаю правке, стремлюсь улучшить. Это распространенная практика у композиторов. Вот сейчас перевыпускаю Новочебоксарскую симфонию.
Гимн Новочебоксарску
— Вы участвовали в конкурсе на лучшую песню о Новочебоксарске и написали настоящий гимн нашему городу. Расскажите, как было дело.
— Конкурс объявили к 45-летию Новочебоксарска в 2005 году. Я тогда на стихи Владимира Долгова написал фактически гимн. Его высоко отметили в номинации “величальные хоровые”, но депутаты городского Собрания в качестве гимна произведение так и не утвердили. Позже его записала Чувашская академическая капелла.
Наш город получил свои флаг, герб, даже талисман, а вот гимна до сих пор нет.
— Николай Лазаревич, а какой инструмент ваш любимый?
— Они все хороши, у каждого свой тембр звучания, свой голос, и только все вместе они создают удивительную полифонию, где каждому отведено свое место.
— Расскажите о своих творческих планах.
— Не все сборники увидели свет. Был в гостях у сына, ездил к нему в Америку. Сидел без дела. Взял сборник детских стихов Раисы Сарби. За месяц написал 10 песен, теперь хочу их издать.
СПРАВКА
Николай Эриванов — выпускник Чебоксарского музыкального училища им. Ф. Павлова.
С 1970 г. — руководитель народного фольклорного ансамбля “Сăрнай” при Новочебоксарском ДК. Ему принадлежат более 200 песен и оркестровых произведений, которые вошли в авторские сборники “Юрламасăр чун чăтмасть” (“Когда душа поет”), “Ҫӗмӗрт ҫеҫкере” (“Черемуха в цвету”) и другие.
Более 100 песен, хоров, инструментальных и других произведений записаны в фонд Чувашского радио, а также фирмой грамзаписи “Мелодия” в исполнении профессиональных и народных коллективов и исполнителей.
В 2023 году “Сăрнай” удостоен Гран-При Республиканского фестиваля певческих коллективов “Песни родного края”.
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы отправить комментарий.
- версия для печати