Что изменится в России с 1 ноября 2024 года

Легенды русского балета

6

В дни Х Международного балетного фестиваля с 27 по 30 апреля в Чувашском государственном театре оперы и балета будет развернута выставка “Легенды русского балета”. Ее экспонаты принадлежат директору Российского культурного благотворительного фонда “Дом Дягилева” Игорю Махаеву, в прошлом — артисту балета, а ныне — кандидату искусствоведения, доктору философии. 

 

В Чебоксары привезут самую большую передвижную коллекцию. Она включает в себя 55 стендов. Один из них посвящен нашей землячке — балерине Надежде Павловой, выпускнице Пермского хореографического училища (его оканчивал и И.Махаев). Будут здесь и сведения о малоизвестных сегодня дягилевских балеринах императорских театров, о современных артистах балета. Значительное место займут материалы о Рудольфе Нурееве. (С ним И.Махаев учился в Ленинградской балетной школе. И у него, единственного в России, имеются автографы и письма гениального танцовщика.) Увидят посетители выставки подлинную программу первого дня гастролей Русского балета С.Дягилева в Париже, афиши, датированные маем 1919 года. В свое время началу коллекции положил дар, сделанный И.Махаеву его педагогом Марией Рейзен. Она была одной из любимых балерин С.Дягилева. И ей в день премьеры балета “Петрушка” в Париже он преподнес чайную пару “Золотой самоварчик”, подаренную ему няней. М.Рейзен добавила к паре трость и цилиндр Дягилева.
Долгое время И.Махаева не оставляла мысль: зачем нужна так тщательно собираемая им коллекция? Все сомнения развеял случай пятилетней давности. Праздновали юбилей Майи Плисецкой. Она танцевала в этот день умирающего лебедя. Пачку перед выступлением балерины накололи на манекен, да, видно, не все иголки убрали. Это стало ясно по совершенно непонятным движениям рук и тела Плисецкой. Уйдя со сцены, балерина сбросила пачку и начала топтать ее ногами. Махаев костюм забрал, поняв: он уникален. Теперь пачка украшает музей фонда Дягилева. А когда крупный японский бизнесмен пытался ее купить, то в ответ услышал: “Вещь не продается, так как бесценная”. Японец остался в недоумении: “Эти русские странные. Я бы открыл в Токио музей одного этого костюма. И у меня была бы годовая очередь”.    
Светлана ИСАЕВА.