Бабушки учат внуков
Прошедшее накануне нового учебного года совещание работников учреждений культуры и дополнительного образования детей Новочебоксарска четко обозначило проблему, которая возникла не сегодня. Это старение кадров.
Новочебоксарске, как известно, три учреждения дополнительного образования: школы музыкальная, художественная, искусств. Самое серьезное положение в музыкальной, где трудовой стаж свыше 20 лет имеют 37 преподавателей (всего их 53), пенсионного возраста достигли 7, предпенсионного (1-3 года до пенсии) 5. В двух других учебных заведениях ситуация получше.
Т.Абрукова, ведущий специалист отдела искусств и образования Минкультуры Чувашии, выступая на республиканском совещании директоров ДМШ, ДШИ и ДХШ, вынуждена была констатировать: “Стареют” педагогические коллективы, отсутствует приток молодых учителей, в результате чего не обеспечивается преемственность поколений в национальной педагогике. По сравнению с 2001 годом количество молодых специалистов в школах дополнительного образования уменьшилось на 4 проц. и составило всего 6 процентов.
Если в школах Чебоксар, Новочебоксарска молодежь не трудоустраивается по причине отсутствия вакансий, потому что преподаватели пенсионного возраста не прекращают профессиональную деятельность, то в сельские учреждения выпускники не идут работать сознательно по ряду социально-экономических причин.
Из-за отсутствия специалистов необходимой квалификации не расширяется спектр предлагаемых образовательных услуг, не используется в полной мере материально-техническая база. Для исправления положения необходима грамотная кадровая политика учреждения. Отсутствие молодежи в учебных заведениях может иметь катастрофические последствия в будущем. Точку зрения современных управленцев я выражу одной короткой фразой: “Когда в коллективе работает одна молодежь — это комедия, но если работают одни старики — это трагедия”.
Начальник управления культуры, архивного дела и по делам молодежи администрации Новочебоксарска В.Макаров считает, что должна соблюдаться следующая пропорция в кадровом составе: 1/3 — молодежь, 1/3 — средний возраст, 1/3 — старший. Тогда, с его точки зрения, сохранится преемственность поколений.
Но что же можно сделать для исправления ситуации? Приток-то ведь молодежи незначительный. И завтра можно вообще остаться без нее. Те, кто ищет выход, его находят. Например, директор ДМШ М.Толбузова говорит: “Мы стараемся подходить к решению этого вопроса гуманно. Ведь, действительно, останови поезд на полном ходу, что с ним будет? Правильно, крушение. Так и с человеком… Совет школы решил, что у преподавателей, достигших пенсионного возраста, педагогическая нагрузка должна постепенно сводиться к нулю, то есть они дорабатывают уже имеющиеся часы, не получая новые. Исключение составляют лишь те преподаватели, которые имели реальные успехи за прошедший год: лауреатство в конкурсах, поступивших в профильные учебные заведения, сольные выступления. Мы считаем, что такой подход правильный и справедливый”.
Но вряд ли по сердцу такое решение педагогам, которые не чувствуют своего пенсионного возраста и полны энергии. Получается, что их “выживают” из школы. С другой стороны, понятно желание администрации решить проблему старения кадров. Без обиженных тут, наверное, не обойтись. Разве только если уходящим на заслуженный отдых резко увеличить размер пенсии, а тем, кто придет им на смену, — зарплату. Потому что есть и другая сторона медали — молодые не желают “сеять разумное, доброе, вечное” при таком, как заметила руководитель одного из образовательных учреждений, “скорбном” заработке.
Но времена высокой зарплаты вряд ли скоро наступят. И что делать? Министерство культуры считает, что молодым преподавателям необходимо создавать позитивные условия при трудоустройстве, открывать возможности карьерного роста, выдвигать на специальную стипендию Президента Чувашской Республики для представителей молодежи и студентов за особую творческую устремленность, устанавливать стимулирующие надбавки к заработной плате. Тогда, возможно, острота проблемы сгладится.
Светлана ИСАЕВА.
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы отправить комментарий.
- версия для печати