Что изменится в России с 1 декабря 2024 года

Как нарушили “Мир, в котором я живу”

19.01.2007 /
8

Федеральный закон “Об образовании” начинается с фразы: “Под образованием... понимается целенаправленный процесс воспитания и обучения...”. Как видим, приоритет отдан воспитанию, поэтому оно поставлено на первое место. Именно проблему воспитания в сфере образования затрагивает автор письма в редакцию “Граней”. 
 

ак оценивать работу школы? Конечно, по достижениям учеников! Так давайте организуем побольше мероприятий, в которых ученики смогут показать, на что они способны. Олимпиады, спортивные состязания, конкурсы... Что еще? А! Чуть не забыла — проекты! Очень модное направление, которое мы позаимствовали у западной школы. И все так расписывают  красиво, и курсы проводят,  и методический материал в школы поступил. Но, видимо, тот, кто эти проекты наверху придумывает, сам особенно изучением методичек не утруждается. Вот и выходит частенько: хотим как лучше, а получается...
В октябре 2006 года все школы города обязали участвовать в проекте по толерантности (в рамках республиканского проекта “Мир, в котором я живу”). Материалы следовало подготовить в течение трех недель. Тема показалась нам, коллективу 14‑й школы, интересной. Совместно с учениками мы разработали массу мероприятий, в том числе тренинги, сочинили  мини-проект “Радуга настроений”, четвероклассники написали сочинение “Я хочу жить в мире... ”, сделали макет этого мира. Шестикласс­ники устроили фестиваль народов Поволжья, 10-е классы удивили деловой игрой “Планета толерантности”. В общем, мы были собой довольны. Да и защита на город­ском этапе порадовала — заняли первое место. Нас даже не сильно огорчило то, что детей (а именно они были участниками проекта и главными героями) никак не наградили, привыкли уже.
Наступило 14 декабря — день защиты проекта на республиканском этапе. Свое выступление мы и так сильно ужали, чтобы осталось время на трогательные строки из сочинений учеников младших классов (предполагалось, что авторы сами их прочитают) и на пантомиму о Большом сердце маленького человека. Но на самой кульминационной точке защиты проекта дети услышали от комиссии: “Спасибо, достаточно. Дальше не продолжайте”.
Возможно, я чего-то не понимаю, но, на мой взгляд, ценность и значимость любого педагогиче­ского проекта в том, какие уроки извлекут наши дети по его окончании. Дети в педагогическом проекте — цель! Цель, а не средство! Как объяснить малышам, для чего они приезжали в столицу, почему кому-то из них пришлось пропустить визит к врачу, кому-то занятие в музыкальной школе? Они ведь уже прекрасно поняли, что взрослые поставили себе очередную жирную галочку. И как убедить десятикласс­ников Диму и Сашу, что подобное отношение к их труду — не норма, а досадное исключение?
И, к сожалению, данный случай далеко не единичный. Приходится констатировать, что это уже целая СИСТЕМА. Откуда, интересно, идут все подобные проекты, положения о которых чуть ли не в приказном порядке рассылаются по управлениям образования, а затем в школы? Кто, в конце концов, оценит реальные плюсы и минусы хоть одного такого “проекта”?
 Сколько потрачено сил, времени, денег (своих, заметьте!) на разработку и реализацию очередного “изобретения” сверху,  а в итоге...  “Спасибо, достаточно...”  И ведь не в наградах дело — выслушайте хоть по-человечески, по­хвалите, посоветуйте, как сделать лучше, чтоб ребенок почувствовал гордость за совместное дело, ответ­ственность за него, чтоб в следующий раз сам захотел принять участие. А как, скажите, смотреть в глаза учеников после того, как им наглядно показали, что вся их работа никому не нужна?
Не пора ли и нам сказать: “Спасибо, достаточно!”?
Луиза КОХАНОВА, заместитель директора школы № 14.
P.S. Мы отправили данное письмо в Министерство образования и молодежной политики ЧР, но ответа пока не получили. Предлагаем и читателям высказать свое мнение по затронутой автором проблеме.