Что изменится в России с 1 ноября 2024 года

Разбудите в ребенке Ломоносова, Менделеева, Пушкина...

31.01.2007 /
6

Альбина Эндюськина говорит о себе, что является типичным представителем знака Зодиака Близнецы. Не знаю, виновато ли в том расположение светил, но даже в походке и речи проявляется ее энергичность. Иногда кажется, что в этой женщине сокрыт вечный двигатель. Один из организаторов конференции “Наука. Творчество. Развитие”, куратор проекта по информированию населения о демилитаризации “Химпрома”, руководитель городского Центра  мониторинга и новых образовательных технологий — это все о ней. Впрочем, нет, далеко не все. Например, в рамках приоритетного нацпроекта “Образование” воспитанница А.Эндюськиной Люсинэ Счетчикова недавно удостоена премии Президента РФ Владимира Путина. Но обо всем по порядку. 

Руководитель городского Центра мониторинга и новых образовательных технологий Альбина Эндюськина.  

— Альбина Николаевна, в вашей семье были педагоги?
— Преподавали в школе мои дедушка и бабушка. Оба заслуженные учителя: Леонид  Иванович Алексеев — России, а его жена Галина Ивановна —  Чувашской Республики.
— Получается, пошли по их стопам?
— Отчасти. Дед трудился учителем химии. Кстати, очень известный в свое время человек. Открывал в Чебоксарах четыре школы. Его звали в министер­ство, но он отвечал, что по натуре практик, а не теоретик.
После окончания чебоксар­ской школы № 31 я выбрала химфак ЧГУ, но тогда и не предполагала, что стану педагогом. В 1983 году меня распределили на “Хим­пром”. Мы разрабатывали красители для кожи, и вроде дело спорилось. Может, так и работала бы там, но через несколько лет сыну настало время идти в школу, и я запаниковала: кто будет присматривать за ним после уроков? Друзья подсказали, что во Дворце пионеров требуются руководители кружков.
— И сменили амплуа?
— Все оказалось не так просто. Сначала начальник цеха даже не стал со мной разговаривать, выгнал из кабинета. Дескать, член партии, у тебя такая ответ­ственная работа, а ты собралась вести какой-то кружок. Далее была “воспитательная” беседа с парторгом цеха. Лишь потом, когда объяснила ситуацию, мое заявление подписали.
Как правило, занятия кружка проходили во второй половине дня, я могла утром проводить ребенка в школу, встретить его после уроков, накормить, взять с собой во Дворец пионеров. В общем, он был под присмотром.
— Вели химический кружок?
— Да. Сперва были опасения, что ребят каждый раз на занятия нужно будет собирать по школам, мол, химия — неинтересный предмет. Типовая программа, дей­ствительно, оказалась скучной. Стала придумывать что-то свое. В результате обошла учебные заведения только один раз, потом дети стали приходить сами. Кстати, в 2000 году моя программа “Химические аспекты экологических знаний” стала лауреатом российского конкурса авторских образовательных программ, который проводило Министерство образования и науки РФ. Потом с ней же выиграла грантовый международный конкурс. А ноу-хау ее заключалось в синтезе химии и экологии.
— Городскую научно-практическую конференцию “Наука. Творчество. Развитие” впервые провели в 1997 году. А до того?
— Старались участвовать во всех конференциях, о которых нам становилось известно. И не ограничивались только чебоксарской. Например, смело делали заявку и ехали в Москву. И ни разу не оставались без призовых мест. Недавно попробовала подсчитать, сколько же моих ребят за все годы становилось лауреатами различных конференций. Получилось более сорока человек. Особенно удачным выдался 2000 год. Исследование школьницы Елены Яндушкиной, посвященное экологическому состоянию Новочебоксарска (его мы изучали по лишайникам, растущим в микрорайонах города), тогда признали в России лучшей работой по биологии. Кстати, много позже, в вузе, она написала дипломную работу по той же теме. Защитилась на отлично.
— Как-то быстро мы перескочили через целое десятилетие...
 — Конец восьмидесятых и начало девяностых — интересное время. Мы не ограничивались занятиями в химическом кружке. В те годы очень бурно стала развиваться идея экологического образования. Вместе со школьниками и студентами много лет подряд мы ходили на байдарках в экспедиции по Цивилю. Изучали воду, берега реки, долину... Ребята каждый год писали научные работы, но главным итогом изысканий стало создание мультимедийного проекта совместно с известным в городе преподавателем информатики Сергеем Ижбараевым, где все сведено воедино.
Примерно тогда же познакомилась с Еленой Ротиной. Она возглавляла ассоциацию юных химиков при Всесоюзном химическом обществе имени Д.Менделеева. В 1990 году в МГУ провели первую и последнюю советскую конференцию преподавателей естественных наук. Меня пригласили на нее делегатом, я даже провела мастер-класс по методам обследования малых рек, использовала материалы экспедиции на Цивиль. Сотрудничество с ассоциацией юных химиков принесло много пользы, организация проводила со­вместные российско-британ­ские, российско-американские семинары.
Очень понравился подход английских школяров к научному творчеству. У старшеклассников есть даже школьный предмет с таким названием. На уроках ребята сначала учатся определять цели, ставить задачи, потом проходят весь путь до написания работы. Удивила простота методичек. Что-то типа “Берем в левую руку пробирку с веще­ством, в правую пипетку. Добавляем две капли и смешиваем…”. Примерно так же я попыталась написать первые методички на нашем материале. Опыт оказался удачным. Даже сейчас иногда звонят из разных регионов России, просят выслать несколько экземпляров.
— Кому принадлежит  идея провести конференцию в Новочебоксарске?
— Перед этим мы съездили в Обнинск, там уже лет тридцать проходит “Юность. Наука. Культура”. Приехали с десятком огромных стендов, выступили и неожиданно заняли первое место в секции экологии. Тогда наше управление образования возглавлял Василий Кочетов, он и предложил подумать об учреждении городской конференции. Мы постарались взять все лучшее, что “подсмотрели” в других городах. Думаю, нам это удалось. Подтверждение тому — то, как увеличивалось число юных исследователей. Если в первой участвовали 79 школьников, то сейчас планируется (открытие X конференции “Наука. Творчество. Развитие” состоится завтра. — Прим. авт.) около пятисот! Значительно улучшилось и качество работ. Эксперты из числа вузовских преподавателей говорят, что студентов, имеющих опыт участия в конференции, не нужно учить, как собирать материал для курсовой, анализировать его...
— Сейчас вы перешли в управление образования, связь с организаторами конференции не потеряна?
— Нет. Управление образования и молодежной политики — тоже один из ее организаторов. Вслед за В.Кочетовым нам помогал сменивший его на посту Владимир Матвеев, ныне заместитель главы горадминистрации. Конференцию  поддерживает нынешний руководитель Ангелина Смирнова. Нам важно, чтобы работа с интеллектуально одаренными школьниками в городе развивалась.
Перед тем, как принять предложение возглавить Центр мониторинга и новых образовательных технологий, я долго думала. В итоге согласилась. То, чем занимаюсь сейчас, не менее интересно. Чему-то приходится учиться на ходу. Но рядом со мной работают опытные специалисты. А учились они у Веры Киркиной, она возглавляла информационно-методиче­ский отдел, преемником которого и стал наш Центр.
— В названии Центра на первом месте стоит мониторинг. В образовании он так важен?
— Безусловно, так же, как и в других сферах. Просто для образования это ново, мы делаем лишь первые шаги. В вопросе о мониторинге много аспектов. Если обобщить, то главная его цель — определить, куда “шагает”  образование, спрогнозировать его дальнейшее развитие, внести необходимые коррективы. 
— Наверное, многих интересует: а что с проектом информационного сопровождения демилитаризации производства химоружия на “Химпроме”?
— Сейчас на общественных началах существует городской информационный центр по экологической безопасности “ЭкоИнформ”. Есть договор с обособленным заводом № 4 о сотрудничестве. Хотя “COWI” окончила проектные работы по “Химпрому”, освещать ход демилитаризации мы не перестали. Информацию можно найти на сайте www.chuvashia-zavod4.ru.
Летом прошли общественные слушания. В докладе я использовала материалы работ Люсинэ Счетчиковой и Валерии Мишкарудной. Девушки изучали разные аспекты проблемы. Кстати, их исследования на днях отправим на конкурс, который объявила Госдума РФ. Называется он “Моя законотворческая инициатива”, адресован молодежи до 30 лет.
— У вас есть другие воспитанники, добившиеся не меньшего успеха, чем Люсинэ?
— Конечно. Например, Женя Виноградова, получившая стипендию Президента России по программе “Одаренные дети” в 2000 году. После окончания Казанского госуниверситета (с красным дипломом) она уехала в Германию. Сейчас учится в аспирантуре в городе Брауншвейг, с экспедицией побывала в Южной Америке. С научным руководителем они бьются над проблемой исчезновения цивилизации майя. Или Павел Иванов, лауреат международной конференции исторических работ, проходившей в Южной Корее. Он изучал биографии чуваш­ских моряков, служивших во время русско-японской войны на знаменитом крейсере “Варяг”. Сейчас Павел — студент третьего курса юридического факультета МГУ им. М.Ломоносова. Кстати, нынешнюю зимнюю сессию он сдал на отлично.
— Насколько мне известно,  вы тоже попутешествовали?
— Когда-то занималась горным туризмом, побывала на Алтае, Памире, Кавказе... Кроме того, несколько лет назад в рамках проектов фирмы “COWI” съездила в Швецию, Данию, на форум женщин-феминисток в Испанию.
— ???
— Да нет, я не феминистка. Просто так получилось, что я попала в делегацию, заявленную “COWI”. Сначала еще ничего, терпели, но когда дамы начали петь хором гимны, мы перестали посещать их мероприятия, полностью переключились на свой научный проект.
— Вижу, на рабочем столе у вас фотография малышки…
— Это внучка Сашенька, ей год и два месяца. Моя семья — это сын, любимая сноха, внучка и две кошки. Живем дружно.
Андрей СЕРГЕЕВ.