Банк, банк, откройся!
Первого июля “заработало” предписание Центробанка РФ “Об определении эффективной процентной ставки по ссудам, предоставленным физическим лицам”. Документ обязывает все кредитные организации раскрыть реальный процент (с учетом скрытых комиссионных) предлагаемых кредитов.
Дело в том, что схема предоставления потребительского кредита завуалирована от заемщика... комиссионными, штрафами и прочими поборами. Потому процентная ставка, объявляемая в рекламных роликах, не совпадает с той, по которой продается товар. К примеру, приобретаете мобильный телефон стоимостью 12700 рублей под 29 проц. годовых сроком на год. На самом деле за этот товар вам придется погашать долг исходя из 90–110 процентов годовых. При его покупке все нюансы ни один займодатель толком не объяснит. Лишь внимательный пользователь потребительского кредита может заметить прописанные в договоре мелким шрифтом условия. И то, чтобы понять, необходимо вооружиться калькулятором и уметь производить арифметические действия.
Казалось бы, вот теперь-то справедливость восторжествует. Но, как удалось узнать, банкиры не спешат раскрывать свои “секреты”. На днях зашла в магазин “Армада”, расположенный по ул. Советской, 14а, якобы оформить кредит на покупку холодильника стоимостью 17915 рублей. Обаятельная девушка вежливо и быстро объяснила, что если я внесу первый взнос в размере 10 проц. от цены товара и оформлю ссуду на один год, то ежемесячная сумма выплаты составит 1760 рублей. Если возьму кредит на 10 месяцев, то 1920. В первом случае переплачу банку “Русский Стандарт” 4950 рублей, во втором — 3050.
Продавщица “раскрыла” мне еще одну тайну: если долги буду погашать через новочебоксарские банки, то должна быть готова оставлять им энную сумму в виде комиссии за перевод, а чебоксарские эту услугу предоставляют
бесплатно. На вопрос, какая
же в итоге получается процентная ставка кредита, ответить
не захотела. Отказала в моей просьбе дать мне бланк договора, чтобы я могла ознакомиться с условиями предоставления кредита заранее. “Ознакомитесь при заключении договора, бланк просто так не выходит”, — был ответ. Оказывается, во всем виноват компьютер, который, видимо, тоже “заинтересован” в получении большой прибыли.
Тот, кто думает, что подобная практика существует только при получении кредита, ошибается. Время от времени и, как правило, по радио банкиры запускают рекламные ролики о проводимых акциях, зазывая людей класть деньги на депозиты по повышенным ставкам. Например, у “Чувашкредитпромбанка” это так называемый “Летний”. В рекламе, естественно, информации о вкладе минимум.
В дополнительном офисе, который находится в помещении магазина “Дубрава”, попросила бланк договора, чтобы изучить условия дома. Сотруднице Ольге Жуковской мой вопрос показался, видимо, неуместным и странным, потому переспросила. Посоветовала, чтобы я прочитала рекламные буклеты. На помощь ей пришла коллега и расставила все точки над “i”. Из ее пояснений узнала, что и здесь умная машина фигу показывает. Ну не привык компьютер выдавать бланки без денег! “Озолотишь” его, тогда другое дело. Дадут ознакомиться с текстом договора при его подписании, то есть у окна. И не важно, сколько человек в очереди после тебя к тому же окну. “А что вы хотели, такой же порядок и в Сбербанке”, — заявили сотрудники “Чувашкредитпромбанка”.
“Не нарушают ли банки наши права?” — задаю вопрос заместителю руководителя Управления федеральной антимонопольной службы по ЧР Анатолию Гаврилову. По его мнению, однозначно, банки диктуют свои условия. И пообещал разобраться.
Насчет потребительских кредитов свою точку зрения высказал глава Роспотребнадзора Геннадий Онищенко. Выдачу их в торговых сетях он считает противоречащей законодательству. Сообщил, что разослал территориальным управлениям рекомендации, в которых говорится о необходимости провести административное расследование.
Кстати, в 2007 году рынок экспресс-кредитов сбавил темпы роста. Банкам становится труднее привлечь клиентов и при этом не потерять деньги. По статистике, количество невозвратов таких кредитов в 2006 году по сравнению с 2005-м увеличилось в 2,5 раза.
Галина МИРОНОВА.
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы отправить комментарий.
- версия для печати