Что изменится в России с 1 ноября 2024 года

Не карать, а разъяснять

20.11.2008 /
14
Большая часть бюджетных доходов пополняется благодаря работникам налоговых органов. Финансовая система появилась на Руси еще в конце IX века — с момента объединения Древнерусского государства. Дань — вот что было основным источником доходов княжеской казны. В разное время именовалась она по-разному — акциз, ценз, фискал, пошлина, подушная подать, оброк... Что из себя представляет со­временный налоговый орган? С какими вопросами приходят сюда люди?
Все “шпаргалки” для налогоплательщиков вывешены на видном месте.  Фото Валерия Бакланова.В Новочебоксарской налоговой инспекции трудятся 125 человек. Здесь 14 отделов, каждый компьютеризирован. Более того, свыше половины налогоплательщиков представляют отчетность через Интернет. Тем не менее, по словам начальника отдела работы с налогоплательщиками Светланы Савиновой, в инспекции всегда полно народу. Из анализа следует, что только с 24 по 30 октября ведомство посетили около 3000 человек. Причем сотрудники налоговой принимают и в обеденное время: кому-то нужна консультация,  иные заинтересованы в сверке расчетов, кого-то приглашает на беседу инспектор.
Вопросы решают разные. Вот к инспектору Ирине Трофимовой присела бухгалтер малого предприятия. “Нужна справка для участия ООО в конкурсе”, — пояснила она, предъявляя пакет документов. Предприниматель Алена пришла сдавать декларацию и решила проконсультироваться у инспектора Галины Матвеевой. А Ирина Якимова в это время знакомилась с документами для ввоза товара из Белоруссии. “Проверим в течение десяти дней”, — сказала она посетительнице.
В отделе регистрации учета налогоплательщиков шесть окошек: трое сотрудников принимают представителей юридических лиц, трое — предпринимателей и население. Как рассказала начальник отдела Евгения Семенова, чтобы людей не томить в очередях, особенно летом, когда количество обращающихся с просьбой присвоить им идентификационный номер возрастает за счет выпускников школ, налоговики сами идут в учебные заведения: помогают школьникам составить заявление, потом торжественно вручают им свидетельства.
Не дают скучать налогоплательщики заместителю начальника инспекции Марине Петровой. “Не потому, что ужесточен налоговый контроль, — говорит она. — Чаще приходят проконсультироваться. Бывают и такие, кто не согласен с выявленными у них нарушениями. Выездные проверки, кстати, сейчас проводим не как раньше, например, раз в два года, а целенаправленно — если для предприятия или предпринимателя имеется хотя бы одно из 12 оснований. Например, значатся убытки на протяжении двух и более лет; если расходы равны доходам или они растут быстрее, чем доходы. По итогам третьего квартала насчитываются 123 юридических лица, у которых имеется один из признаков, позволяющих заподозрить предприятие в нечестности. Правда, эта цифра меняется чуть ли не ежедневно”.
“Уклонисты” тоже имеются. Как заметила Марина Валерьяновна, они в основном в сфере торговли, предоставления транспортных услуг. “Тем не менее мы идем навстречу налогоплательщику: если видим, что предприятие в тяжелом финансовом положении, снижаем штрафы. Но если оно налогов платит мало, а его деятельность прибыльная, то выяснить, в чем причина, — наша обязанность”, — говорит М.Петрова. Для этого в инспекции создана рабочая группа по легализации объектов налогообложения, на заседаниях которой заслушиваются руководители убыточных предприятий и тех, где низкая заработная плата. “Многие налогоплательщики даже благодарят нас, ведь в ходе беседы они узнают то, о чем раньше и не знали. Наша задача не карать, а разъяснять”, —  резюмировала она.
К заместителю начальника инспекции Геннадию Кузьмину горожане  чаще всего обращаются с имущественными вопросами. А появляются они потому, что не все своевременно регистрируют земельные участки, квартиры, приобретенные при долевом участии. “Значит, эти люди не платят налоги, — говорит Г.Кузьмин. — Неохотно вносят транспортный налог. Сейчас насчитывается свыше 2000 недоимщиков”.
  По мнению начальника инспекции Владимира Иванова, в последние годы заметно изменилась психология и налогоплательщиков, и инспекторов. Первые стали ответственнее относиться к своему долгу — платить налоги, у вторых главная задача не задушить бизнес, а помочь предпринимателю разобраться, почему образовалась задолженность, и найти приемлемый вариант погашения. Владимир Алексеевич считает, что сейчас больше добросовестных плательщиков. В подтверждение сказанному привел пример: по итогам 2007 года один новочебоксар­ский бизнесмен получил
18 млн. рублей дохода и добровольно заплатил около 2,5 млн. рублей подоходного налога.
К слову, за десять месяцев нынешнего года в бюджеты всех уровней перечислены 2 млрд. 788 млн. рублей, что на 15 процентов больше, чем за  аналогичный период прошлого года. “В этом большая заслуга коллектива, — говорит В.Иванов. — Мне нравится, что у нас бок о бок трудятся молодые и те, кто здесь с момента создания налоговой инспекции. Такой “тандем” способствует успеху и помогает сплачивать коллектив. Он действительно очень дружный, принимает активное участие во всех городских спортивных мероприятиях. Кстати, наша команда в “Кроссе наций” за массовость завоевала специальный кубок”.
Галина Миронова.