Что изменится в России с 1 декабря 2024 года

Экономические расчеты убеждают: Новочебоксарску и Чебоксарам лучше объединиться

Во вторник в “Гранях” состоялось своего рода публичное обсуждение вопроса объединения двух городов — Новочебоксарска и Чебоксар. На телефонные звонки горожан на “горячей” линии отвечали министр экономического развития и торговли ЧР Иван МОТОРИН, мэр Новочебоксарска Валерий АНДРЕЕВ, заместитель министра градостроительства и развития общественной инфраструктуры ЧР Сергей БАНЮК.
В обсуждении участвовали и журналисты республиканских СМИ.

Разговор с горожанами ведут Иван Моторин, Валерий Андреев, Сергей Банюк. Фото Валерия Бакланова. 

Здравствуйте! Меня зовут Нина Николаевна. Приехала в Новочебоксарск из Нижегородской области на ударную комсомольскую стройку. Здесь выросли дети, уже есть внуки. Честно скажу, я в большом раздумье.
В.Андреев: Нина Николаевна, спасибо за звонок. У нас у всех есть еще достаточно времени для того, чтобы определиться с принятием решения. Это не первое и не последнее обсуждение вопроса объединения двух городов. Вы правы, для всех это будет непростым решением. Я уверен, что вы и члены вашей семьи найдете для себя правильный ответ. Но должен сказать: Новочебоксарск от соединения ничего не потеряет. Вот послушайте, что вам расскажет заместитель министра градостроительства и развития общественной инфраструктуры Сергей Тарасович Банюк. Передаю ему трубку.
С.Банюк: Новочебоксарск — замечательный город, с собственным градостроительным лицом. Но для поддержания его облика, развития социальной инфраструктуры нужны постоянные, стабильные финансовые средства. Собственные доходы города пока не позволяют этого сделать. Как показывают расчеты, и в отдаленной перспективе Новочебоксарск не сможет обходиться без помощи извне. Так вот, не нами придумано, но федеральный бюджет определяет объемы финансирования в зависимости от размера населенного пункта и количества его жителей. Например, Чебоксары с населением 400 тысяч человек могут получить сегодня на дорожное строительство и ремонт немногим более 350 миллионов рублей в год. А если бы в столице республики проживали 500 тысяч, то поступило бы в 1,5 раза больше денег. Это только целевые средства на дорожное строительство.
Есть еще федеральные, которые выделяются большим городам на инженерные сети, транспортное сообщение, очистные сооружения, а самое основное — на строительство жилья. И приток инвестиций коммерче­ских структур в развитие промышленности, стройиндустрии мегаполисов, конечно, не сравним с тем, что сегодня имеют Новочебоксарск и Чебоксары по отдельности. Поэтому наше министерство поддерживает объединение двух самых больших городов республики. Соединившись, столица выйдет на совершенно другой уровень государственной поддержки.
Беспокоит Станислав Петрович Николаев, строитель. Прочитал в “Гранях”, что, объединившись, Новочебоксарск и Чебоксары будут получать 500 миллионов рублей ежегодно. Сегодня федеральная власть деньги выделяет, а будет ли она и в последующем такой щедрой?
И.Моторин: Федеральная помощь крупным городам оказывалась, и она будет оказываться. Это мировая экономическая практика. Города-миллионники (Самара, Екатеринбург, Челябинск, Новосибирск, Казань, Пермь, Омск, Нижний Новгород, Уфа, Ростов-на-Дону, Волгоград), кроме Москвы и Санкт-Петербурга, получат в нынешнем году по 1 миллиарду рублей из федерального бюджета на строительство дорог и развитие транспортных коммуникаций. Городам с численностью от 500 тысяч до миллиона человек выделяются до 500 миллионов на дорожное строительство.
Что касается внебюджетных инвестиций, малые города численностью менее 500 тысяч человек являются
неконкурентоспособными по сравнению с крупными. К примеру, такие известные компании, как торговые комплексы “Mega” и шведская “Ikea”, итальянская “Argos”, датская “Iiva”, немецкая группа компаний “Obi” и другие расширяют торговую сеть на наиболее динамичных рынках крупных городов с численностью населения 500 тысяч жителей и выше.
Все расчеты показывают, что, объединив трудовые, финансовые, производственные, потребительские ресурсы, инфраструктуру Чебоксар и Новочебоксарска, инвестиционный потенциал будущего муниципального образования увеличим на порядок, что в свою очередь повысит инвестиционную привлекательность республики в целом.
Вопрос журналистов: Какова будет примерная численность Больших Чебоксар?
И.Моторин: Можем посчитать: в Калининском районе — 147,5 тысячи, Ленинском — 117,9, Московском — 175,9, Новочебоксарске — 126 тысяч человек. Прибавим сюда подчиненные административные населенные пункты, находящиеся в черте двух городов. Итого получается 579,2 тысячи человек. Это свыше 45 процентов численности населения республики и свыше 47 процентов основных производ­ственных фондов.
Возможно, не все знают, что изначально Новочебоксарск являлся Новопромышленным районом Чебоксар. Мы считаем, что объединение двух городов, в которых сосредоточен крупный научно-технический, инновационный, производственный потенциал, в том числе энергетический, химиче­ский и строительный, позволит повысить качество жизни горожан до уровня европейских стандартов через создание комфортных условий жизни и максимально благоприятных предпосылок для экономической деятельности, развития бизнеса и привлечения инвестиций.
Вопрос к мэру. Валерий Викентьевич, как вы относитесь к перспективе перехода с должности главы города на должность начальника районного масштаба?
В.Андреев: Спокойно. Я уже достаточно поработал главой города, думаю, если будет доверено, справлюсь и на новой должности.
— Вы лично за объединение?
— Да. И не раз о том говорил. Дело в том, что идея соединения не связана с каким-то субъективным решением одного человека или группы лиц. Она вытекает из реальных экономиче­ских, социальных условий. Вы знаете, что город у нас дотационный. В 2006-м
доля соб­ственных доходов составила 514 миллионов рублей, или 68,8 процента от общего объема поступлений в бюджет. В Чебоксарах этот показатель превышает 80 процентов. Столица в прошлом году собственными силами пополнила свой бюджет свыше 2287 миллионами рублей. Кроме того, есть целый ряд больших инвестиционных проектов, как, например, объездная дорога, троллейбусная линия, соединяющая Новочебоксарск с Чебоксарами, застройка новых микрорайонов, которые можно реализовать, лишь объединив усилия, прежде всего финансовые.
И.Моторин: Объединение муниципальных бюджетов позволит легче и эффективнее решать финансовые вопросы, связанные с осуществлением крупных инвестиционных проектов, проблемы миграции трудовых ресурсов между двумя населенными пунктами путем строительства троллейбусной линии либо скоростного трамвайного сообщения.
С.Банюк: Я хотел бы сказать еще о том, что вокруг новой “городской агломерации” начнется более интенсивное строительство жилья (в том числе и малоэтажного), которое потребует новых инженерных и транспортных коммуникаций, строительства объектов социальной инфраструктуры. Кроме того, обеспечит более интенсивное использование имеющейся инфраструктуры и производственного потенциала промышленных предприятий. Возникнут также новые перспективы, позволяющие не только удержать, но и привлечь высокопрофессиональных специалистов из других регионов страны и из-за рубежа.
Добрый день! Меня зовут Виктор. “Новый город” войдет в состав объединенных муниципалитетов?
С.Банюк: Думаю, да. Административный статус “Нового города” пока не определен.
И.Моторин: Строительство нового населенного пункта между Чебоксарами и Новочебоксарском еще теснее свяжет их воедино. Так что объединение двух городов с любой точки зрения (экономической, финансовой, транспортной и других) — лишь вопрос времени. Ну и, конечно, волеизъявления граждан.
Здравствуйте! Нина Сергеевна Петрова беспокоит. Мы двадцать лет стоим в очереди на улучшение жилищных условий. Можем рассчитывать на социальное жилье в “Новом городе”?
С.Банюк: Из 1 миллиона квадратных метров, что планируется по­строить в “Новом городе”, 60 процентов отводится на социальное жилье. Но будет жилье и бизнес-класса.
Скажите, а Новочебоксарск не превратится в такой же неухоженный город с точки зрения чистоты, как Чебоксары?
И.Моторин: Не могу согласиться с тем, что Чебоксары, как вы выразились, неухоженный город. По-моему, столица у нас просто прекрасная. Это отмечают все гости, приезжающие к нам.
С.Банюк: Положительный опыт, накопленный новочебоксарскими коммунальными предприятиями, можно будет внедрить в столичных ЖКХ.
Примеры объединения городов в России имеются?
И.Моторин: Несколько субъектов Федерации пробуют обсуждать этот вопрос. Наиболее продвинулись в решении в Иркутской области. Здесь хотят создать город-миллионник. Но скорее всего, для них это политическая задача. Мы же исходим из элементарной экономики. Если будет для всех лучше, то почему бы не соединиться, создать большой, крепкий мегаполис? Тем более что сейчас предоставляется самый благоприятный для решения шанс.
Какие финансовые затраты по­требуются для объединения?
И.Моторин: Они незначительны.
В Калининском районе расположено много промышленных предприятий. Не окажется центр Новочебоксарска в этой зоне при определении границ территории нового административного образования?
И.Моторин: При разработке общего планирования городов все эти вопросы будут детально проработаны. Но есть принципиальное решение: промышленные застройки должны быть выведены из жилой зоны.
С.Банюк: Добавлю всего два примера: минус свалка, минус топливное хозяйство “Буревестник”. А кроме того, “Новый город” имеет три этапа застройки. К 2016 году он вплотную подойдет к Калининскому району. Останется небольшой участок у ТЭЦ-2.
У меня вопрос к Сергею Тарасовичу. Какова сейчас цена 1 квадратного метра жилья по программе “Молодая семья”?
С.Банюк: На данный момент — 21550 рублей. Думаю, через неделю она изменится.
— Намного?
— Этого я вам сказать не могу. За последние два месяца стоимость жилья на рынке республики стабилизировалась. С тенденцией к снижению.
В Новочебоксарске, по суще­ству, одно большое предприятие. И то работающее не очень стабильно. Трудоустроиться негде. А в Чебоксары ездить накладно.
И.Моторин: Объединение городов повысит мобильность трудовых ресурсов. Если за 10 минут можно будет доехать до работы в Чебоксарах, многие проблемы с трудоустройством отпадут. Это подтянет и местные предприятия. Они вынуждены будут, чтобы не потерять рабочие кадры, улучшить условия труда, повысить заработную плату.
С.Банюк: Буквально через два месяца в “Новом городе” развернутся общестроительные работы. В месяц будут реализовываться 100 миллионов рублей. Это сколько рабочих мест!
Сергей Тарасович, говорят, в Синьялах намечается строительство современного поселка?
С.Банюк: План застройки уже разработан. В поселке возведут 400 индивидуальных домов со всеми инженерными коммуникациями.
Синьялы, Типсирма, Пихтулино войдут в состав мегаполиса?
— Об этом говорить еще рано, но этот вопрос обсуждается.
Здравствуйте! Предлагаю в мегаполис включить и ближайшие от городов сельские поселения. Тогда и численность столичного града увеличится, а значит, инвестиций будет больше.
И.Моторин: Кто бывал в Казани, знает: после вывески с названием города-миллионника на въезде затем километров 20 едешь по огромному лесному массиву. Ни одного строения. Я уже сегодня говорил: для нас в объединении важна экономическая составляющая, а не само по себе соединение двух городов.
Антонина Николаевна звонит. Валерий Викентьевич, я про этот мегаполис думаю, думаю. Живу 40 лет в городе, тихом, опрятном. Мне боязно. Какое нас ожидает будущее?
С.Банюк: Позвольте, я вам отвечу. Город останется таким же чистым, как и сегодня. Облик его не изменится от соединения. Конечно, новые застройки получат более современную градостроительную планировку, будут отличаться и архитектурно. Опасений нет никаких. С такими замечательными кадрами, сложившейся психологией людей, уважающих и любящих свой город, да плюс солидная финансовая подпитка, через несколько лет вы не узнаете свой город. Он станет еще краше.
Я работаю учителем начальных классов в четвертой школе. Скажите, с соединением нумерация школ в нашем городе изменится?
И.Моторин: Неожиданный вопрос, но интересный и совершенно справедливый. Мы передадим его Мин­образования ЧР и управлению образования Чебоксар. Ответ сообщим через “Грани”.
В 80-х в Новочебоксарске специально для занятости жен­ского населения построили текстильный комбинат. Предприятие в годы реформ обанкротилось. Сотни представительниц прекрасного пола остались без работы. Проблема занятости женщин с тех пор только обострилась.
И.Моторин: Сегодняшние темпы промышленного роста в республике позволяют утверждать, что через какое-то время все свободные производ­ственные площади будут задействованы. Не станет исключением и фабрика “Пике”. Инвесторы у него обязательно появятся. Вокруг дороги “Вятка”, “Нового города” откроются крупная торговая сеть, предприятия бытового обслуживания, сервисные фирмы. Работы хватит для всех.
Ежедневно вижу, как разворачивается строительство “Нового города”. В истории Чувашии, наверное, это вторая подобная стройка, начинающаяся с колышков в чистом поле.
И.Моторин: Наша республика активно участвует во всех национальных проектах. Идея малоэтажной массовой застройки была поддержана на федеральном уровне. Мы подали заявку и выиграли конкурс. Начали искать инвесторов, вышли на ВТБ.
С.Банюк: Внешторгбанк является одной из крупнейших финансовых организаций. С нами вместе участвовали в конкурсном отборе восемь регионов, в том числе миллионники Пермь, Нижний Новгород, Казань. Банк остановился на заявке Чувашской Республики. Инвестору понравились ландшафт­ные предложения, а главное — строительный потенциал республики. Эксперты банка очень внимательно изучили наши подрядные организации, возможности стройиндустрии. Выделяются большие деньги, сроки ввода объектов жестко определены. Всего по стране отобраны 22 подобных проекта новых городов. Первые полторы тысячи новоселов появятся в “Новом городе” в мае следующего года.
Валерий ПАЛЛАДЬЕВ.