Через годы, через расстояния...
Популярная игра зародилась давно, еще в древней Индии. Но отправной точкой современных шахмат следует считать, очевидно, 1951 год, когда в Лондоне был проведен первый в истории международный турнир. Тогда лучшие мастера планеты получили возможность проверить свои силы в очных поединках по “гамбургскому счету”. С той поры древняя игра вышла на другой виток своего развития.
Как любое социальное явление, шахматы проделали свой эволюционный путь. Если в “дебюте и миттельшпиле” в них превалировали такие компоненты, как наука и искусство, то в начале 70-х годов прошлого века на первый план вышла спортивная составляющая. Во времена “эры Ботвинника”, когда безраздельно господствовала советская шахматная школа, считалось, что своего пика шахматист достигает в возрасте 35‑40 лет. Ныне же 30-летних гроссмейстеров записывают в разряд ветеранов. Главная причина — как и в шашках, в шахматах пошли по пути искусственного увеличения числа игровых ошибок. Полностью исключены доигрывания, вместо прежних 4-5 часов сейчас играют по 7-8. Естественно, выдерживать такие физические нагрузки легче в молодом возрасте.
Еще одна причина, повлиявшая на нынешнее состояние шахмат, — массовое внедрение компьютеров, которое произошло буквально на наших глазах. Еще около 10 лет назад лучшие программы практически достигли уровня лучших шахматистов мира, о чем беспристрастно свидетельствуют результаты их показательных матчей. Не исключено, что уход Каспарова из спорта связан как раз с этим — сейчас превосходство компьютера даже не обсуждается. В наши дни идет дискуссия совсем по другому вопросу — как исключить возможную помощь “электронного друга” во время партии?
Следует признать, что “золотые годы” шахмат, пришедшиеся на 50-80-е XX столетия, позади. Ореол, окружавший королевскую игру, со временем померк. Если раньше любая домохозяйка знала Карпова, то сейчас не каждый шахматист назовет фамилию действующего ныне чемпиона мира. Но не все так мрачно — ведь все приведенное выше касается лишь спортивной стороны древней игры.
В последние годы во всем мире наметилось повышенное внимание к шахматам со стороны школьного образования как к идеальному средству для формирования интеллектуальных способностей детей. Умение быстро считать, предвидеть события на несколько ходов вперед, способность анализировать создавшуюся ситуацию всегда важные качества. Не случайно во многих странах мира шахматы введены в школьную программу. Россия является признанным лидером в данном направлении, тем более что в нашей стране накоплен громадный опыт — уроки шахмат существуют как обязательный предмет во многих регионах, например, в Калмыкии, Томской области, Ханты-Мансийском автономном округе и других.
Приятно отметить, что заметный след во внедрении шахматного всеобуча оставил наш город. Опыт Новочебоксарска, хоть и не совсем продолжительный, до сих пор упоминается в российской прессе при обсуждении этой темы.
Что ж, пройдя через века, преодолев множество препятствий, шахматы не утратили своего значения. А просто постепенно перешли в другое качество, сохранив свою притягательную силу. Как наука, искусство, спорт. И как просто игра...
Владислав Моисеев.
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы отправить комментарий.
- версия для печати