Афганская “Магистраль” земляка
Когда в мае 1987 года новочебоксарца Эдуарда Михайлова призвали в армию, он подал на имя военкома рапорт с просьбой отправить его в Афганистан.
Свое стремление попасть в горячую точку он объяснил тем, что старшие товарищи и соседи по дому Володя Васильев, Сергей Трофимов, Юрий Шишкин проходили службу в Афгане, и Эдуард хотел во всем походить на друзей. Здоровье позволило ему влиться в армейскую элиту — ВДВ. Шесть месяцев науку побеждать Михайлов познавал в учебном подразделении в Фергане, осваивая специальность пулеметчика и снайпера. 10 ноября солдат самолетом перебросили в Кабул. Новоиспеченного сержанта зачислили пулеметчиком в 4-ю роту 350?го парашютно-десантного полка 103-й воздушно-десантной дивизии.
Дивизию перебросили в округ Хост, где позиции моджахедов были очень сильны. Там, недалеко от пакистанской границы, южнее перевала Саты-Кандав, у вооруженной оппозиции был сильно укрепленный лагерь. Душманы контролировали шоссе Гордез — Хост, и поэтому в Хосте части афганской армии испытывали острую нехватку продовольствия, боеприпасов, медикаментов, горючего. Для исправления ситуации советское командование 23 ноября начало одну из крупнейших операций афганской войны “Магистраль”. Именно к ее началу и поспел Эдуард Михайлов.
103-я дивизия, где он служил, выполняла одну из ключевых задач — захват и удержание перевала Саты-Кандав, что обеспечивало беспрепятственное выдвижение наших войск и контроль над самой опасной точкой шоссе.
Рота прочесывала окрестности в поисках схронов с оружием, снаряжением, проводила “зачистку” населенных пунктов от моджахедов. Задача пулеметчика Михайлова — прикрывать действия подразделения от возможного нападения. Ох и нелегко же таскать по горам ПКМ, боекомплект к нему — не менее 700 патронов, 4 гранаты, ракеты, дымы, сухпай на пять суток, всего на плечах вес под 40 кг. Его подразделение обнаружило четыре схрона со спальными мешками, горным снаряжением, медицинскими препаратами, нашли два “Стингера”.
Однажды при “зачистке” кишлака напоролись на банду численностью около 30 человек. Эдуард выбрал хорошую позицию и, прикрывая огнем, обеспечил отход своего подразделения без потерь.
После захвата перевала был уничтожен и крупный базовый лагерь моджахедов, при этом силами соседнего парашютно-десантного полка, в составе которого действовала та самая известная 9-я рота. Только в отличие от киношной о ней никто не забыл, о ходе сражения докладывали командарму Борису Громову, ее прикрывала артиллерия, а ночью на помощь пробился разведвзвод, что решило исход схватки. В том бою погибли шесть человек.
После завершения операции “Магистраль” полк защищал подступы к Кабулу. Находясь в дозоре, Эдуард заметил двух “духов”, доложил командиру, который приказал взять их живыми для получения данных о противнике. С двумя товарищами он внезапно напал на моджахедов, те пытались сопротивляться, схватились за ножи, но были обезоружены и доставлены в штаб полка.
Когда начался вывод советских войск из Афганистана, Михайлов со своим подразделением обеспечивал безопасность движения колонн. Полк уходил на Термез в числе последних через перевал Саланг, города Пули-Хумри, Мазари-Шариф. На марше приказали не контактировать с местным населением, избегать провокаций и стрельбы, которая могла привести к боестолкновению. Эдуард пересек мост через Амударью 15 февраля 1989 года.
Полк вернулся в свое расположение под Витебском, а в мае наш земляк ушел на дембель.
Эдуард Анатольевич награжден медалью “За отвагу”, знаками “За самоотверженный ратный труд” и “От благодарного афганского народа”.
Алексей Мигунов.
Прикрепленный файл | Размер |
---|---|
2009-02-21-2-4.JPG | 251.05 кб |
103- | 60.96 кб |
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы отправить комментарий.
- версия для печати