Что изменится в России с 1 мая 2024 года

Из наслаждений жизни одной любви музыка уступает...

9

Еще одну яркую страницу в культурную жизнь Чувашии вписал XVIII Международный оперный фестиваль имени знаменитого певца Максима Михайлова. Пять дней на сцене Чувашского государственного театра оперы и балета шли с аншлагом выступления зарубежных и отечественных артистов.

XVIII Международный фестиваль открылся премьерной постановкой чувашской труппы оперы итальянского композитора Пьетро Масканьи “Сельская честь”. В ней рассказывается о любви и страсти, ревности и предательстве — о вечных человеческих чув­ствах. Интересно, что автор написал всего одну оперу, но это музыкальное произведение не сходит с театральных подмостков уже второе столетие. Постановку осуществила московский режиссер Элла Фейгинова.
На сцене ожили не боги, не античные герои, которых предпочитали композиторы — со­временники Масканьи, а живые люди — эмоциональные итальянцы. Все сольные партии исполнили чувашские певцы на языке оригинала. Блистательно выступил хор. Зрители ему аплодировали, кричали “Браво!”.
Второй фестивальный день был отмечен концертом солистов Пражской оперы Иветы Йиржиковой и одного из лучших баритонов Европы Дамира Басырова. Со сцены прозвучали шедевры оперной классики зарубежных композиторов, неаполитанские, американские и русские народные песни. Впервые в Чувашском государственном театре исполнена ария Русалки из оперы А.Дворжака “Русалка”.
В третий день публика аплодировала бессмертной опере Дж.Верди “Риголетто” в исполнении артистов Мариин­ского и Чувашского театров. В главных партиях выступили Эдем Умеров, Федор Кузнецов, народная артистка Чувашии Мария Еланова. За дирижерским пультом стоял художественный руководитель Нижегородской филармонии Александр Скульский.
А вечером следующего фестивального дня в театре шел “Борис Годунов” — одно из самых совершенных творений музыкального искусства. Мусоргский писал эту оперу четыре года, но при его жизни она не получила признания. Композитора волновала этическая и нравственная проблематика вечной темы власти и народа. Ведущие партии в опере исполнили солисты Большого и Мариинского театров, Московского академического музыкального театра им. К.Станиславского и В.Немировича-Данченко, Чувашского театра оперы и балета, дирижировал Фуат Мансуров. На прогоне постановки и во время показа мы пообщались за кулисами с артистами.
Дирижер Большого, народный артист России Фуат Мансуров ставил эту оперу во многих странах мира. Для меня главное, говорит он, чтобы действующие лица на сцене смогли в точности передать зрителям все чув­ства и переживания, вложенные в музыку Мусоргским. И если это получается, то спектакль проходит на ура. Мансуров — человек разносторонний: в совершен­стве владеет многими оркестровыми инструментами, десятью языками, в молодости занимался альпинизмом, конькобежным спортом, стал мастером спорта. На вопрос, как все удается со­вмещать, отвечает: “Я не ленивый человек”. Верит, что русская опера никогда не умрет.
Федор Кузнецов из “Мариинки”, исполнитель Пимена, играл эту роль больше ста раз. Перед приездом в Чебоксары немного простыл и потому сильно волновался. Окончил Нижегородскую консерваторию. Не думал о пении, учился в политехническом, затем работал инженером-физиком. Однако природа взяла свое.
Народный артист России, солист Большого Владимир Маторин осанкой и поступью вылитый самодер­жец. Говорит, рад своему приезду в Чебоксары на фестиваль, получивший известность.
— Откуда у вас такой голос?
— Голос выдающийся, ничего не скажешь. Откуда, не знаю. Наверное, от прадедов и прабабушек, выросших в смоленских деревнях. С генами передалось. Труппа театра блестяще справилась со сложным спектаклем. Хор у вас просто замечательный.
XVIII Международный фестиваль завершился гала-концертом. Администрация театра по сложившейся традиции на все дни фестиваля предоставляла ветеранам, инвалидам, участникам ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС билеты по льготной цене.
Валерий ПАЛЛАДЬЕВ.