Александр Матвеев: “Считайте меня демократом...”
В свои пятьдесят пять он для разминки пробегает “пятерку” (пять километров), без передышки проплывает в школьном бассейне еще два. Впрочем, “своим” этого педагога считают не только учителя физкультуры.В его багаже три вузовских диплома, соавторство в разработке проекта модернизации системы образования Новочебоксарска.
В городском Собрании депутатов он возглавляет комитет по образованию, здравоохранению, культуре и социальной политике. Сегодня у нас в гостях директор школы № 20 Александр МАТВЕЕВ.
Наше досье
А.Матвеев родился в д. Албахтино Красноармейского района. Кроме него родители воспитывали еще четверых сыновей. В 1973 году Александр окончил школу. В 1974-1976 гг. служил в Советской Армии, получил звание лейтенанта. В 1981 году с отличием окончил факультет физического воспитания пединститута им. И.Яковлева. С 1981-го по 1987 год вел уроки физкультуры в школе № 13 Новочебоксарска.
В 1989 году назначен директором школы № 11. В 1990-м окончил исторический факультет ЧГУ, в 1994-м — юридический того же вуза. В 1997-м переведен директором тогда еще недостроенной новочебоксарской школы № 20. С тех пор руководит этим учебным заведением.
Женат. Двое взрослых сыновей. Супруга Елизавета Денисовна работает учителем математики в той же школе № 20.
— Александр Иванович, первая выбранная вами специальность — учитель физкультуры. Вам так нравился спорт?
— В детстве для занятий им было не так много возможностей: в основном играли в футбол летом и ходили на лыжах зимой. Серьезно физкультурой увлекся уже в армии. А с первым поступлением в вуз вышла такая история. Мой отец, по характеру диктатор, сказал: “Ты должен стать председателем колхоза...”. Подчиняясь отцовской воле, я поступил на факультет механизации сельского хозяйства сельхозинститута (ныне сельскохозяйственная академия. — Прим. авт.). В сентябре поехал на картошку, затем месяц проучился и понял, что это не мое. В ноябре плюнул на все, бросил учебу в институте, окончил курсы водителей и ушел в армию. Самое смешное, что после службы ситуация повторилась: я снова по настоянию отца поступил на тот же факультет того же вуза, опять побывал на картошке... К счастью, с ноября 1976 года в пединституте открылось очное подготовительное отделение. Затем были вступительные экзамены и четыре года учебы на факультете физвоспитания.
— Физкультура, как предмет в школьном расписании, сейчас сильно отличается от той, которая была во времена Советского Союза?
— Отличия существенны. И дело даже не в том, что раньше жестко регламентировалось изучение всех разделов программы, будь то легкая атлетика, баскетбол или гимнастика, а сейчас учителям дается больше свободы. Изменился сам подход. Прежде большое внимание уделяли сдаче нормативов. Их было множество по всем разделам, поэтому можно сказать, что из школьников выжимали все соки. Сейчас все иначе. Ученик пришел на урок, провел большую его часть, активно двигаясь, тем самым “поработал над своим здоровьем”, а это и есть первостепенная задача занятия.
— Правда, что перед тем, как вы в 1989-м заняли пост директора школы № 11, отправились на обучающие курсы?
— В то время все будущие директора в течение трех месяцев учились руководить школой в институте образования в Чебоксарах. Занятия были как теоретические, так и практические. Думаю, это впоследствии помогло мне разрешить не одну спорную ситуацию, избежать ряда конфликтов. Жаль, что сейчас такому не учат. Да, я потом некоторое время еще стажировался у тогдашнего директора школы № 6 Дины Ивановны Петровой.
— Зачем понадобилось второе и третье высшее образование?
— В середине восьмидесятых увлекся историей, стал собирать материалы о Петре Первом. Потом понял, что знаниям не хватает системности, поступил на истфак. Окончил его, что называется, для себя. Заочно. Другой вариант был — поступить на физмат, однако жена воспротивилась. Сказала, что одного математика на семью достаточно. Ну а юридическое высшее образование весьма пригодилось мне, когда уже стал директором школы.
— Двадцатую вы приняли недостроенной...
— История здесь такая. Проект здания разработан в 1989 году, первые сваи начали забивать в 1990-м. В последующие годы строительство объекта дважды замораживали. Принял ее я в феврале 1997-го. К тому времени школа имела стены и крышу, а вот полы отсутствовали, окна вставлены не везде. В большей степени готовности был блок начальных классов. Его и запустили первым. Дело в том, что в соседней школе № 18 тогда дети занимались в три смены. Кроме того, занятия нескольких классов проходили в здании детского сада. Следовало “разгрузить” соседей.
Помимо завершения строительных и отделочных работ в здании необходимо было оснастить кабинеты. Трудность того времени заключалась в том, что “живые” деньги мы видели редко. Многое получали по бартеру. С мебелью помог “Химпром”. Сначала на предприятии выделили продукцию. Деньги, вырученные от ее продажи, пошли на приобретение мебели. Местные фабрики тогда дышали на ладан, поэтому парты и стулья пришлось везти из Самары и Саратова. Мы приезжали на мебельное предприятие, и оставалось лишь выбрать из представленных образцов.
— Александр Иванович, вы по жизни везучий человек?
— Думаю, да. Где бы я ни оказывался, мне встречались очень хорошие люди. В армии это был мой командир подполковник Владимир Михайлов. Я служил авиационным механиком в небольшом городке на Азовском море. Здесь располагалось Ейское высшее военное авиационное училище летчиков. Владимир Сергеевич его выпускник, во время моей службы он был заместителем начальника училища по боевой подготовке. Думаю, лучше всего о таких людях сказал Лермонтов в поэме “Бородино”: “Слуга царю, отец солдатам”. В 1996 году, после первой чеченской кампании, ему присвоили звание Героя России, позже он стал генералом армии, с 2002-го по 2007 год являлся главнокомандующим ВВС Российской Федерации.
В пединституте мне повезло с деканом факультета физического воспитания Аркадием Григорьевичем Улангиным. Это был всесторонне развитый человек: спортсмен, кандидат педагогических наук, заслуженный тренер РСФСР. Он внес большой вклад в развитие физкультуры и спорта нашей республики, хотя начинал свою профессиональную деятельность как учитель чувашского языка и литературы. Обаятельный человек, с него хотелось брать пример. Из этой же когорты и профессор Василий Филиппович Каховский. С ним познакомился уже во время учебы в ЧГУ.
— В школе преподаете...
— …экономику и право в девятых классах. Так я лучше узнаю старшеклассников, а они меня. Несколько лет назад вел еще физкультуру в 10?11 классах. Считаю, нет лучше способа убедить вести здоровый образ жизни, чем показать его преимущества на собственном примере.
— Сейчас в России идут горячие споры о принятии образовательных стандартов в старшей школе. Что об этом думаете?
— Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) с 1 сентября 2011 года вводятся в начальном звене школы, с 2015 года — в среднем и 2020-го — в старшем. О критике стандартов для старшей школы много написано в Интернете. Не хочу повторяться, поэтому предлагаю остановиться на ФГОС для начальных классов. Процесс их внедрения растянется на четыре года: сначала затронет первые классы, на следующий год — первые и вторые... Главное, что изменится, развивающее обучение перестанет считаться экспериментальным и станет нормой.
Единственная проблема в стандартах для младшего звена, на мой взгляд, такова: далеко не все учителя начальных классов сегодня готовы преподавать своим подопечным информатику. Этот предмет будет объединен с математикой. Кроме того, пока не решен до конца вопрос с введением десяти обязательных часов внеклассной деятельности в неделю.
Благодаря внедрению стандартов система образования претерпевает изменения. Совсем недавно лучшей считалась школа, чьи учащиеся чаще побеждали в олимпиадах (пусть даже один и тот же старшеклассник отдувался за честь школы по различным предметам). Сегодня требования изменились. Хорошая школа, во-первых, та, где выпускники успешно сдают ЕГЭ и ЕМЭ (после 9-го класса). И, во-вторых, где созданы комфортные условия для учебы: имеется современное оборудование, квалифицированные учителя, создана уютная обстановка.
— Вы один из авторов проекта реформы системы образования в Новочебоксарске. Сейчас демографическая ситуация улучшается, есть ли необходимость что-то менять в школьном образовании?
— Судите сами. На днях комиссия городского Собрания депутатов посетила несколько новочебоксарских школ: № 1, 2, 9 и гимназию № 6. Что же мы увидели? Берем, к примеру, школу № 9. Рассчитана она на 551 ученика, сейчас здесь учатся 517 человек. В этом же здании расположена вечерняя школа и ее 130 учащихся. Плюс к этому кровля здания требует серьезного ремонта, прохудилась во многих местах. Даже на первый взгляд нужны серьезные денежные затраты.
Теперь о школе № 1. Она вмещает 590 человек, а учатся здесь 238 ребят. Считай, весь третий этаж пустует, да и второй — больше чем наполовину. Сам собой напрашивается выход — перевести вечернюю с четвертого этажа школы № 9 в здание школы № 1. Отремонтировать в девятой кровлю, и пусть учебное заведение функционирует в обычном режиме, уже без “гостей”. В первой же народу прибавится, но все равно свободные места останутся.
И это лишь одно из наиболее очевидных решений. Есть и другие, по которым дискуссия еще не окончена. Сейчас мы готовим программу развития образования нашего города на 2011-2015 годы.
— А что с гимназией № 6?
— Сейчас в ней насчитывается около 800 учащихся. Председатель управляющего совета гимназии Сергей Михеев сетует, что физкультура у учеников младших классов почти всегда проходит на улице, спортзала дети почти не видят. Думаю, если несколько ограничить набор первоклашек в гимназию, например, набирать два класса вместо трех-четырех, как сейчас, то будут решены несколько проблем. В результате более жесткого отбора гимназия получит более талантливых учеников. Они станут учиться не в такой тесноте, как сейчас, а значит, в более комфортных условиях. Впрочем, это только мое видение проблемы. С.Михеев, например, выступает за строительство нового спортзала на территории гимназии.
— Какие видите проблемы в системе образования Новочебоксарска?
— Главная, с которой столкнулись в нынешнем году, — состояние зданий. Мы думали, школы могут немного “потерпеть”. Оказалось, нет. Не вложишь деньги один год — на следующий появятся проблемы. В основном с протекающей кровлей.
Вторая проблема — кадровая. Учителя нужны по всем предметам и во всех учебных заведениях Новочебоксарска. Мне, например, на следующий учебный год нужны будут по два учителя начальных классов и чувашского языка.
Третья проблема — отсутствие оперативного управления в системе образования Новочебоксарска. Отдел образования администрации Новочебоксарска который месяц без руководителя, и это сказывается.
— Знаете, как к вам относятся учителя двадцатой?
— Около пяти лет назад, чтобы выяснить отношение коллектива ко мне как к педагогу, руководителю, человеку, я провел анонимное анкетирование. Нужно было лишь галочкой указать выбранный вариант ответа. Тогда меня поддержали около 75 процентов учителей.
Я знаю, что у меня репутация строгого руководителя. Раньше, наверное, так оно и было. Со временем же понял одно: когда учитель очень строг, ученики развиваться не могут. То же в отношениях учителей и директора школы. Человек раскрывает свои потенциальные возможности лишь будучи свободным. Так что считайте меня демократом...
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы отправить комментарий.
- версия для печати