Анастасия МУЖИКОВА: “Чувствую здесь свою нужность”
Балетмейстер народного ансамбля танца “Узоры” ДК “Химик” Анастасия Мужикова. © Фото Анастасии ГРИГОРЬЕВОЙ
Долгие годы, начиная с конца 60-х прошлого столетия, название народного ансамбля танца “Узоры” связывали с именем его создательницы Светланы Олентырь.
Второе дыхание ансамбль обрел после прихода в него 10 лет назад выпускницы Новочебоксарской детской школы искусств, Нижегородского областного колледжа культуры, позднее окончившей еще и Самарскую государственную академию культуры и искусств, балетмейстера Анастасии Мужиковой.
— Так получилось, что Светлана Васильевна стала моей первой учительницей танцев в школе искусств, — рассказывает Анастасия. — После ее смерти занималась у Алевтины Леонидовны Юлмасовой. Отучившись, поступила в Нижегородский областной колледж культуры, окончила его и один год проработала в детской школе искусств.
А потом, увидев объявление, что Дворцу нужен балетмейстер в народный ансамбль, пришла в коллектив моей первой учительницы.
— Сомнений при выборе профессии, наверное, не испытывали?
— В семь лет я сказала, что стану балериной, и, в принципе, свою мечту осуществила. Только во время обучения в колледже культуры получила много травм и на поприще исполнительского искусства уже не смогла работать. Но меня педагоги как-то сразу направили на сочинительскую стезю, на преподавание.
И сегодня с гордостью могу сказать, что девочки, которые занимаются в “Узорах”, это золотой фонд города, нашей молодежи. В ансамбле два состава. Основной — девушки 14 лет и старше, подготовительный — с 9 лет. В коллективе есть профессиональный репетитор Анастасия Ивановская, моя помощница.
— Для чего создаются коллективы, подобные “Узорам”? Для самовыражения, досуга школьников и молодежи или на радость зрителям?
— Задачу нашего коллектива я вижу в сохранении, развитии, интерпретации народной танцевальной культуры всего мира, интересной его подаче для зрителя любого возраста.
— В репертуаре ансамбля только народные танцы?
— Кроме народно-сценического танца занимаемся модерном, контемпорари, то есть современной хореографией, но не современными молодежными танцевальными направлениями. Разница между ними есть.
А вообще я позитивно настроена ко всему. На работу с “флагом” хожу. Наверное, фанат Дворца культуры, который воспринимаю не просто как здание, а как какой-то анклав.
— Как “сочиняется” танец?
— Это как хирургическая операция, как инь-ян. С одной стороны, нет рамок, можно руководствоваться любыми выразительными средствами. С другой, очень строги законы сценической драматургии, без них на сцене будет хаос, бардак. Но, соблюдая их, мы можем быть свободными.
Что-то в атмосфере случилось, говорю я, когда в голову приходят задумки. “Искусство не есть отражение жизни. Это есть отражение автора в этой жизни”, — говорил Оскар Уайльд. Мне нравится это выражение. Все, что я ставлю, связано со мной. С помощью своих постановок я решаю какие-то внутренние конкретные вопросы. Этим занимается каждый художник, писатель, вокалист...
Танец — это движение тела и человеческой души. Тело никогда не врет. Любое движение можно “прочитать”.
В моем репертуаре более 50 танцев. Ничьими постановками не пользуюсь, стараюсь найти свой мир, свою пластику, свою изюминку. Иногда мой мозг на спектаклях таких великих балетмейстеров, как Морис Бежар или Борис Эйфман, получает какие-то толчки, внутри начинает что-то шевелиться.
И ты начинаешь искать. Нас учили, что каждый балетмейстер — это ходячая энциклопедия. Надо интересоваться совершенно всем, а не только искусством, развивать себя, и тогда на сцене получится полная картина. Зритель тогда не просто пять минут будет наслаждаться. Он, выйдя из зала, станет размышлять, плакать или смеяться, не забудет увиденного. Для меня это важно. Я была на таких постановках, что спустя пять лет продолжаю их помнить.
— Свое будущее видите в этом коллективе?
— Да, не хочу ничего менять, хотя бывают предложения уехать и в Нижний Новгород, и в Чебоксары. Я чувствую здесь свою нужность.
— Ваш ансамбль постоянно участвует в фестивалях, конкурсах и чаще всего выигрывает. А не обидно приезжать домой без призов и дипломов?
— Мы ездим на конкурсы не за победой. Я вообще не люблю превращения танца в спорт. На конкурс надо ехать для собственного удовольствия.
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы отправить комментарий.
- версия для печати