9 мая - День Великой Победы

Что изменится в России с 1 мая 2024 года

И пенсия увеличится, и государство не внакладе

На экскурсии в Управлении ПФР в Новочебоксарске школьники постигают азы пенсионной грамотности. Фото из архива УПФР НовочебоксарскаИ пенсия увеличится,  и государство не внакладе

На экскурсии в Управлении ПФР в Новочебоксарске школьники постигают азы пенсионной грамотности. Фото из архива УПФР Новочебоксарска


1

Стратегия развития пенсионной системы разработана на срок до 2030 года

Уже продолжительное время в нашей стране муссируется тема о несостоятельности принятой в 2002 году пенсионной реформы. Не устраивает она не только граждан, путающихся в дебрях математических формул при расчете своей собственной пенсии, но и государство, с каждым годом все больше ощущающее растущий дефицит Пенсионного фонда.

Как результат 7 мая нынешнего года Президент России Владимир Путин издал указ о разработке до 1 октября Стратегии долгосрочного развития пенсионной системы. 3 октяб­ря в Москве состоялась всероссийская пресс-конференция заместителя министра труда и социальной защиты РФ Анд­рея Пудова и председателя правления ПФР Антона Дроздова, посвященная стратегии развития пенсионной системы до 2030 года. Она транслировалась по видеосвязи во все территориальные органы Пенсионного фонда, куда были приглашены журналисты местных СМИ.

Зачем нужна новая пенсионная система?
Если пенсионную систему не реформировать, заметил Андрей Пудов, средний размер трудовой пенсии к 2030 году упадет до 24,9 проц. от средней зарплаты (сейчас — 36,2 проц.), численность работающих и пенсионеров в 2028 году сравняется, дефицит бюджета ПФР продолжит расти. И если сохранить формирование пенсионных накоплений в нынешнем виде, то трудовая пенсия гражданина 1967 г.р. при выходе на пенсию в 2032 году будет на 13,8 проц. ниже, чем у гражданина 1966 г.р., не имеющего накопительной части пенсии.
К тому же сегодня каждый третий выходящий на пенсию — досрочник, а работодатели не несут финансовой нагрузки за труд работников в опасных и вредных условиях, не установлен сбалансированный тариф страховых взносов для самозанятых граждан.
Чего ждать от реформы?
Разработчики обещают, что коэффициент замещения (соотношение средней величины пенсии к средней зарплате) составит 40 проц. утраченного заработка при нормативном страховом стаже и средней заработной плате, что совокупный минимальный доход пенсионера будет не ниже величины прожиточного минимума пенсионера, а средний размер трудовой пенсии по старости не менее 2,5-3 прожиточных минимумов пенсионера. К тому же реформа предполагает развитие трехуровневой пенсионной системы для групп с разными доходами.

На пенсию в 55 (60) лет?

Если пенсионная реформа 2002 года позволяла человеку иметь лишь пятилетний страховой стаж для получения по достижении пенсионного возраста пенсии по старости, то Стратегия предполагает другой норматив — 40 лет страхового стажа. Но и его недостаточно для того, чтобы коэффициент замещения заработка трудовой пенсией достигал 40 проц. Необходимы еще отчисления в Пенсионный фонд страховых взносов в размере 20 проц. от заработка.

Стратегия, утверждают разработчики, не предусматривает изменения пенсионного возраста, то есть женщины по-прежнему могут выходить на пенсию в 55, мужчины в 60 лет. Но если произвести элементарные арифметические действия, получается, что трудовую деятельность женщина,  рассчитывающая на максимальную пенсию, должна начать в 15 лет, при этом не учиться в вузе или техникуме. Если же трудовой стаж будет меньше 40 лет, то и пенсия будет ниже, чем 40 проц. от среднего заработка. Так что, как поется в одной песенке, думайте сами, решайте сами.
Кстати, в страховой стаж согласно Стратегии войдут в числе прочих (менее распространенных поводов для беспокойства) следующие нестраховые периоды: военная служба (другая, приравненная к ней служба); уход одного из родителей за каждым ребенком до достижения ими возраста полутора лет, но не более трех лет в общей сложности; получение пособия по безработице.
Следует иметь в виду, что периоды засчитываются в страховой стаж в случае, если им предшествовали и (или) за ними следовали периоды работы и (или) иной деятельности (независимо от их продолжительности), в течение которых уплачивались страховые взносы в ПФР.

Как достичь третьего уровня?
Замглавы Минтруда России Андрей Пудов также сообщил, что Стратегия преду­сматривает реализацию трехуровневой модели пенсионной системы.
Первый уровень — это пенсия, получаемая в рамках системы обязательного пенсионного страхования и формируемая за счет страховых взносов работодателей и работников как в солидарную, так и в обязательную накопительную составляющую (обеспечивает коэффициент замещения не менее 40 проц.).
Второй — корпоративная (добровольная) пенсия, право на которую приобретается за счет дополнительных страховых взносов, уплачиваемых на основании индивидуального трудового и/или коллективного договоров либо отраслевого тарифного соглашения.
И третий уровень — частная (добровольная) пенсия, формируемая за счет добровольных взносов в негосударственный пенсионный фонд, страховую компанию или кредитную организацию.
Два последних уровня рассчитаны в первую очередь на людей, получающих более высокую зарплату, а значит, имеющих возможность за счет дополнительных взносов увеличить свою будущую пенсию.

Заместитель министра отметил, что за счет первого уровня должен обеспечиваться коэффициент замещения утраченного заработка до 40 проц., за счет второго — дополнительный рост до 15, третьего — до5 проц. В результате человек может получать на пенсии до 60 и выше процентов замещения заработка.
Спасение “утопающих”?
Сегодня расходы бюджета Пенсионного фонда РФ на финансирование пенсий самозанятым гражданам (индивидуальным предпринимателям, адвокатам...) значительно превышают их страховые платежи на обязательное пенсионное страхование. Тех взносов, которые они уплачивают в Пенсионный фонд, не хватает даже на минимальную пенсию при выходе на заслуженный отдых. Недостающие средства берутся, по сути, из кармана наемных работников за счет солидарного перераспределения их страховых взносов и трансфертов федерального бюджета.
Выход разработчики Стратегии видят в поэтапном приведении размера уплачиваемых самозанятыми гражданами страховых платежей в соответствие с уровнем  пенсионных выплат.
На первом этапе фиксированный страховой взнос будет рассчитан исходя из дву­кратного минимального размера оплаты труда (в настоящее время это один МРОТ) при сохранении общего тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд РФ.
Досрочники не пострадают?
Более 30 проц. российских пенсионеров составляют лица, которым назначена досрочная трудовая пенсия в связи с особыми и специальными условиями труда. При этом финансирование выплаты им пенсий осуществляется за счет общих средств Пенсионного фонда, а не страховых взносов работодателей. Это приводит к снижению уровня пенсионного обеспечения остальных категорий получателей пенсий (по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца).
В Стратегии предлагается поэтапная трансформация института досрочных пенсий, а также предоставление работникам в соответствии с их интересами соответствующих гарантий и компенсаций в рамках норм трудовых отношений и коллективных договоров.
Когда ждать первых результатов?
“Реальный результат будет ощутим за пределами 2020 года, когда пенсионная формула начнет работать для более значимого числа лиц, для тех, кто приступил к трудовой деятельности после 2002 года, — сказал Андрей Пудов. — Их участие в солидарной системе в большем объеме страхового взноса позволит им иметь более существенную прибавку к пенсии”.

P.S. Президент РФ поручил до 15 декабря подготовить и внести соответствующие законопроекты, которые будут рассмотрены депутатами Госдумы РФ в ходе весенней сессии.

Текст Стратегии опубликован на сайте Минтруда России (www.rosmintrud.ru).              

  • На экскурсии в Управлении ПФР в Новочебоксарске школьники постигают азы пенсионной грамотности. Фото из архива УПФР Новочебоксарска

Комментарии

Изображение пользователя matveevartur.

Государство берет на себя обязательства перед пенсионерами, которые очень тяжело выполнить, и которые тяжелым ярмом ложатся на работающих граждан. Сама по себе система, когда работающие граждане финансируют неработающих имеет серьезный недостаток. Когда пенсионеров "слишком много" относительно работающих граждан. Почему же не ввести систему, когда каждый работающий гражданин "зарабатывает" пенсию себе сам, исключительно из своих отчислений. То есть все отчисления с его доходов идут на его лицевой счет. Таким образом, величина его пенсии будет в зависимости от величины его отчислений. А государство будет только контролировать процесс, но не обещать "хорошую" пенсию, а строго сколько сам заработал. А на сумму обязательств перед гражданами, которые уже вышли на пенсию, выпустить долговые облигации. Думаю примерно так, может ошибаюсь, поправьте.